Я, Ш-в В.Л. , далее – Наследник), в соответствии со свидетельством о праве на наследство от 04.03.2017, удостоверенного нотариусом г. Москвы Орловой С.В., являюсь наследником моей умершей супруги С-ной О.А.
В январе 2017 г. мне стало известно, что 26.04.2016 между Банк ВТБ 24 и С-ной О.А. был заключен кредитный договор № 625/0000-0360110 от 26.04.2016, в соответствии с условиями которого Банк ВТБ 24 предоставил С-ной О.А. кредит, а С-на О.А, обязалась возвратить полученный кредит в установленный в договоре срок с условием начисления процентов по ставке 17% годовых, а также пени в случае допущения просрочки исполнения обязательства по внесению ежемесячных платежей.
Согласно официальному ответу Банк ВТБ 24 от 10.01.2017 за исх. № 12-09-04-04/1275 размер задолженности, подлежащий погашению С-ной О.А.в пользу Банка ВТБ 24 по Кредитному договору по состоянию на 18.01.2017, составил 631 838 (шестьсот тридцать одна тысяча восемьсот тридцать восемь) рублей 72 копеек.
Согласно протоколу переговоров Банк ВТБ 24 от 01.04.2017, составленного в присутствии главного специалиста группы по взысканию сложных активов Управления взыскания Департамента бизнеса Банка ВТБ 24 К-ва В.И. задолженность С-ной О.А. по Кредитному договору по состоянию на 01.04.2017 составила 653 789 (шестьсот пятьдесят три тысячи семьсот восемьдесят девять) рублей 30 копеек.
В соответствии со свидетельством о смерти от 04.08.2016, выданного органом ЗАГС Москвы № 5, С-на О.А. умерла 02.08.2016. Согласно официальной позиции Банка ВТБ 24, доведенной до моего сведения в 2017 году, задолженность С-ной О.А., подлежащая погашению мной в пользу Банк ВТБ 24, сформирована из задолженности по основному долгу в размере 579 539,71 рублей, задолженности по процентам в размере 62 091,29 рублей, а также задолженности по пени в размере 12 158,30 рублей и рассчитана с учетом просрочки оплаты по Кредитному договору за период с августа 2016 года по апрель 2017 года.
Следовательно,в период с даты смерти С-ной О.А. по дату принятия мной наследства (04.03.2017) Банк ВТБ 24 произвел начисление процентов за пользование кредитом, а также начисление пени за просрочку оплаты кредита.
Согласно обращению представителя Банка ВТБ 24, поступившего 29.03.2017 г., я, будучи наследником С-ной О.А., имею обязательство перед Банком ВТБ 24 по возврату задолженности по основному долгу в размере 579 539,71 рублей, а также задолженности по процентам и пени, рассчитанным за период с даты открытия
наследства по текущую дату, включая период с даты открытия наследства по дату принятия мной наследства.
Вместе с тем, я полагаю, что требование Банка ВТБ 24 об оплате задолженности по процентам и пеням, рассчитанным за период с даты открытия наследства по дату принятия мной наследства, является необоснованным, противоречащим законодательству Российской Федерации и не подлежит удовлетворению в силу следующего: Начисление задолженности по процентам и пеням в период с даты открытия наследства (смерти заемщика) по дату принятия мной наследства является неправомерным, поскольку я не знал и не мог знать о наличии соответствующего Кредитного договора до момента получения нотариусом уведомления
Банка ВТБ 24 от 10.01.2017, в котором Банк ВТБ 24 впервые сообщил нотариусу о существовании Кредитного договора.
Несмотря на то обстоятельство, что мой сын Ш-в Р.В. 09.08.2016 уведомил Банк ВТБ 24 о смерти заемщика С-ной О.А., что подтверждается электронной перепиской сотрудников Банка ВТБ 24 Т-вой А.В. (старший менеджер ДО ВТБ 24 «На мытной»), Ж-вой Л. (эксперт группы по взысканию на поздних сроках Первого отдела взыскания розничных активов УВ по МиМО ДПА ВТБ 24), Л-вой Е.Ю, Банк ВТБ 24 не предпринял каких-либо попыток сообщить наследникам С-ной О.А. о существовании Кредитного договора.
Указанное обстоятельство свидетельствует о недобросовестном поведении Банка ВТБ 24, который знал о смерти заемщика, однако не известил потенциальных наследников о наличии соответствующего обязательства по Кредитному договору.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 61 Постановления Пленума от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее).
[b][i]Проценты, подлежащие уплате по договору, взимаются за неисполнение денежного обязательства наследодателем по день открытия наследства, а после открытия наследства за неисполнение денежного обязательства наследником, по смыслу[/i][/b][b][i]пункта 1 статьи 401[/i][/b][/url][b][i] Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), - по истечении времени, необходимого для принятия наследства[/i][/b] (приобретения выморочного имущества). Размер задолженности, подлежащей взысканию с наследника, определяется на время вынесения решения суда. Таким образом не допускается начисление процентов за пользование кредитом,а также пеней в течение времени, необходимого для принятия наследства.
При этом, особо обращаю внимание на тот факт, что в силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев содня открытия наследства. Кроме того, согласно ч. 3, 4ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление граждански хправ исключительно с намерением причинить вред другому лицу действия в обход закона с противоправной целью,а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно абз. 3 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» установив факт злоупотребления правом, например, в случае намеренного без уважительных причин длительного непредъявления кредитором, [b][i]осведомленным о смерти наследодателя[/i][/b], требований об исполнении обязательств, вытекающих из кредитного договора, к наследникам, которым не было известно о его заключении, суд согласноп. 2 ст. 10 ГК РФ отказывает кредитору во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за весь период со дня открытия наследства, поскольку наследники не должны отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны кредитора.
Принимая во внимание тот факт, что Банк ВТБ 24 был извещен о смерти С-ной О.А., но не предпринял каких-либо мер по извещению меня или моего сына - Ш-ва Р.В. о существовании Кредитного договора, действия Банка ВТБ 24 по начислению процентов за пользование кредитом в отношении не извещённых о существовании такого кредита наследников в период с даты открытия наследства по дату принятия наследства, очевидно, являются злоупотреблением правом.
При таких обстоятельствах требования Банка ВТБ 24 об оплате задолженности по процентам и пеням, рассчитанным за период с даты открытия наследства по дату принятия наследства, не подлежат удовлетворению.
Как уже было отмечено мной ранее, не отрицая факт существования Кредитного договора, о котором мне стало известно лишь в 2017 году, я полагаю необходимым и разумным пересчитать задолженность по процентам и пеням, исключив из задолженности период с даты открытия наследства (02.08.2016) по дату принятия мной наследства.
На основании вышеизложенного, прошу пересчитать задолженность по процентам и пеням, исключив из задолженности период с даты открытия наследства (02.08.2016) по дату принятия мной наследства и сообщить о принятом решении в письменной форме.