Владелец сети «Связной» Максим Ноготков строит розничный банк

Дата публикации: 01.02.2010 21:08 Обновлено: 01.02.2010 21:10
3 467
Время прочтения: 5 минут
Источник
Slon.ru

Владелец сети «Связной» Максим Ноготков — человек настойчивый, иначе не стал бы миллионером в 20 лет. Несмотря на кризис, неудачу с банком «КИТ Финанс» и хор скептиков, рассуждающих о коме, в которой пребывает банковская розница, он не бросает затею создания «легкого банка», выдающего гражданам кредиты наличными и кредитные карты. Этот проект под названием «Связной-кредит» появился еще в 2007 году. Тогда Ноготков задумал выйти на банковский рынок, гораздо более масштабный и перспективный, чем торговля сотовыми телефонами, и начал обсуждать партнерство с «Ренессансом», ХКФ-банком и GE Money Bank. Партнером проекта в самом конце 2007-го стал банк «КИТ Финанс», куда Ноготков через некоторое время даже поступил на работу в должности главного управляющего директора, ответственного за розницу. Казалось, что находясь внутри банка, Максим Ноготков сможет эффективнее развивать совместный проект, предполагающий открытие 300 отделений в течение пяти лет, в том числе на базе магазинов «Связного».

Может быть, так бы оно и случилось, если бы не кризис, крушение банка «КИТ Финанс» и его продажа РЖД за символические деньги. Монополию проект выдачи кредитов в магазинах «Связного» не интересовал, банк по замыслу нового акционера должен был сосредоточиться на кредитовании малого и среднего бизнеса: имея государственного акционера, банк должен решать государственные задачи, как иначе? Проект «Связной-кредит» был закрыт, а Максим Ноготков отправился решать проблемы с кредитами самого «Связного». К компании были претензии у налоговой службы, и банки закрыли ей кредитные линии, опасаясь, что она столкнется с серьезными проблемами. Однако довольно скоро инцидент с налоговой был исчерпан, и банки почувствовали себя спокойнее. А пока проблема решалась, Ноготкову удалось договориться с сотовыми операторами, заместив банковские кредиты их авансами.

Но настойчивый Ноготков не бросил банковскую идею. Накануне Нового 2010 года «Промторгбанк» сообщил о том, что он объединяется с ГК «Связной» и планирует стать крупным универсальным банком, который будет выпускать пластиковые карты и обслуживать платежи граждан во всех центрах мобильной связи «Связного», которых насчитывается более 1800 штук. Контролировать объединенный бизнес будет Максим Ноготков. Фактически Максим Ноготков купил банковскую лицензию, которой «Связной-кредит» лишился после свертывания проекта с «КИТ Финансом», немного капитала и банковские технологии, которые позволят создавать банк не с нуля, что довольно сложно и весьма затратно, а на базе существующего бизнеса. «Промторгбанк» входит в систему страхования вкладов, однако основной его бизнес — обслуживание счетов корпоративных клиентов и немного — кредитование их же. У банка есть депозиты населения, но их доля в пассивах невелика — 10%. Так же, как невелика и доля кредитов гражданам в активах: 4,7%. Для сравнения, у Сбербанка депозиты населения составляют 40% пассивов, а кредиты гражданам — 15% активов.

Максим Ноготков говорить о банке отказывается, ссылаясь на то, что сделка не закрыта: «Мы не любим говорить о том, что еще не сделано». Но в одном из номеров корпоративной газеты «Связного» было опубликовано его обращение к работникам, рассказывающее о планах по созданию на базе «Промторгбанка» крупного универсального банка с фокусом на пластиковые карты и обслуживание платежей физических лиц. «Выход на рынок финансовых услуг — одна из приоритетных задач развития ГК «Связной», — пишет Максим Ноготков. — Проникновение сотовой связи и рост продаж мобильных телефонов уже не происходят столь быстрыми темпами, как в конце 90-х — первой половине 2000-х годов. Рынок сотового ритейла становится тесен для нашей компании, стремящейся активно развиваться». Новый проект, как и прежний, предусматривает открытие новых отделений не только на базе магазинов сети. Первое отделение планируется открыть уже в 2010 году на первом этаже бизнес-центра «Омега-Плаза». Остальные банковские отделения будут открываться в течение 2011 года. Летом 2010 года планируется запустить пилотный карточный проект.

Запуск розничного бизнеса сейчас — ставка на удачу. Рынок уже насыщен, а розница за период кризиса несколько сдала позиции. Новому банку Максима Ноготкова придется столкнуться не только с такими гигантами, как Сбербанк, обслуживающий платежи населения еще с советских времен, но и с относительно новыми розничными проектами — «Русским стандартом», ХКФ-банком и прочими. Помимо прочего на рынке обслуживания платежей физических лиц сильны позиции терминалов. Сильны до такой степени, что зачастую граждане снимают деньги в банкомате только для того, чтобы потом оплатить ими услуги через терминал, стоящий неподалеку. Вопрос комиссии при этом никого не волнует. «Развитие розницы потребует очень много удачи, везения, агрессии, денег и очень хорошего знания рынка», — считает генеральный директор «Национального рейтингового агентства» Виктор Четвериков. Вопрос со знанием рынка и опытом создания розничных проектов Ноготков решил, позвав на работу Евгения Давыдовича, который в свое время возглавлял «Русский стандарт» на Украине и реализовывал там же розничный проект «Ренессанса». Теперь он возглавляет банковский проект «Связного» — и тоже отказался говорить, сославшись на то, что документы по объединению «Промторгбанка» и «Связного» еще рассматриваются ФАС и ЦБ.

Часть проблем, подстерегающих новый розничный банк, «Связного» могут обойти стороной либо оказаться не такими уж страшными, как могло показаться на первый взгляд. Во-первых, у компании множество магазинов, в которых можно развивать продажу банковских продуктов. В них и сегодня можно взять или погасить кредит, заключить договор негосударственного пенсионного страхования. Терминалы по обслуживанию платежей граждан, которые стоят в магазинах «Связного», принадлежат самой компании. Таким образом, по крайней мере, внутри салонов конкуренции со стороны платежных терминалов удастся избежать. Да и есть у Максима Ноготкова идея, которая позволит ему занять пустующую нишу: обслуживание платежей населения через мобильные телефоны. Сегодня в России нельзя оплатить покупку со счета мобильного телефона, а вот с банковского счета, пусть и путем отправки SMS, — пожалуйста. Но чтобы это стало возможным, нужно не только программное обеспечение на телефоне, обеспечивающее должную защиту передаваемой информации, но и сам банк. Максим Ноготков отказался обсуждать эту тему со Slon.ru. Тем не менее, если идея всерьез рассматривается (Slon.ru не удалось получить достаточных доказательств этому факту), она может помочь новому банку выдвинуться из ряда подобных и занять рыночную нишу, способную приносить приличный доход.

Елена ТОФАНЮК

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме