Банкам США пора кредитовать собственное правительство

Дата публикации: 01.08.2011 11:57 Обновлено: 01.08.2011 11:59
1 566
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Ведомости

То, что следующий кризис будет кризисом государственного долга, некоторые эксперты стали предупреждать уже некоторое время назад. Нуриэль Рубини, Марк Фабер, Нассим Талеб говорили об этом в интервью «Ведомостям» еще в начале года. Во время финансового кризиса 2008—2009 гг. частный долг перешел в государственный, указывали они, а огромные социальные и пенсионные обязательства, взятые властями США и ряда других развитых стран, окажутся непосильными в долгосрочной перспективе, когда на пенсию выйдет поколение бэби-бумеров (это начинает происходить сейчас).

Но не похоже, чтобы кризиса ждали так рано. Во всяком случае, не в США. Профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф говорил в начале года: «У нас есть всего пять, может быть, 10 лет, чтобы существенно скорректировать бюджетную политику. Но очень сложно сказать, когда именно произойдет кризис. Хороший кардиолог может определить болезнь и риски, но очень сложно сказать, когда случится удар».

Удар случился этим летом. Возможно, его последствия будут пережиты относительно безболезненно, и договоренность, достигнутая американскими политиками в эти дни, позволит многим (по крайней мере, на рынках и, по крайней мере, в краткосрочной перспективе) вздохнуть с облегчением. Но долгосрочных проблем сегодняшние планы не решают. По прежней оценке специально созданной президентом Национальной комиссии по фискальной ответственности и реформе, бюджетную политику нужно ужесточить на $4 трлн в ближайшие 10 лет. Эту же цифру приводит агентство Standard & Poor’s, говоря, что лишь она совместима с рейтингом ААА. Но самый радикальный план конгрессменов с трудом дотягивал до $3 трлн, а в итоге решено сократить расходы на $2,5 трлн.

Американское правительство сейчас похоже на компанию General Motors несколько лет назад: огромные долги, огромные социальные и пенсионные обязательства, основной бизнес в упадке (у GM автомобили становились все хуже и все хуже продавались, у США экономика после кризиса растет медленно, рост ВВП за I квартал пересмотрен с 1,9% аж до 0,4%, во II квартале составил 1,3% против ожидавшихся 1,8%, безработица не опускается ниже 9%), с рынка вытесняют конкуренты. Единственные, кто не видит, что сохранять такое положение дел дольше невозможно, — руководители и кредиторы.

В случае с GM разрубить гордиев узел получилось, лишь использовав деньги налогоплательщиков ($50 млрд) и проведя банкротство по специальной процедуре, не требующей одобрения всех кредиторов. Долги и соцобязательства были порезаны, кредиторы первой очереди оказались не первыми при распределении выплат, организованном чиновниками (часть средств пошла профсоюзу, то есть сотрудникам). Специально назначенные представители правительства Стив Раттнер и Рон Блум могли диктовать условия и кредиторам, и новым руководителям компании (определяя размер их вознаграждения).

Как сообщается, министерство финансов США в случае непринятия решения о повышении потолка госдолга готово было отдавать приоритет выплатам по казначейским облигациям и векселям — то есть, так сказать, кредиторам первой очереди (разгневать китайцев и других крупных держателей американского долга представляется меньшим злом, чем собственных пенсионеров). С другой стороны, о перестройке финансирования раздутых соцобязательств тоже речь вроде не идет: республиканцы категорически против повышения налогов на богатых (которые, конечно, в таком мероприятии — цель № 1) и каких-либо других налогов, и демократы, не имея большинства в палате представителей, тут поделать ничего не могут. Дать новый стимул основному бизнесу тоже невозможно: антикризисная программа поддержки экономики на госсредства закончилась, и больше денег нет. Увеличивать долг тоже нельзя — установленный законодательством потолок не позволяет, да и вообще, сколько можно жить не по средствам?

Денег со стороны тоже взять неоткуда — если только не развернуть ситуацию осени 2008 г. наоборот. Тогда по просьбе Белого дома конгресс одобрил (сначала, правда, тоже сильно противился) выделение $700 млрд на программу помощи финансовым институтам (TARP). После чего чиновники стали контролировать деятельность банков — ограничивали бонусы, не разрешали платить дивиденды, требовали привлечь средства на пополнение капитала.

Может, сейчас сделать наоборот? Из-за того, что Федеральная резервная система ради помощи финансовой системе залила ее ликвидностью, у банков сформировались избыточные резервы (то есть размещаемые в ФРС сверх обязательных) — по данным на июль, $1,64 трлн. Огромные средства скопились и у корпораций: их прибыли уже не первый квартал превышают прогнозы, но, не видя перспектив роста экономики и рынка труда, они не спешат увеличивать капиталовложения. Может, им прокредитовать собственное правительство и организовать TARP наоборот? И поставить какого-нибудь высокопоставленного банкира следить за работой чиновников? Например, из JP Morgan Chase — ведь кредитовал же основатель банка Джон Пирпонт Морган правительство страны около века назад! Или лучше кого-нибудь из Goldman Sachs, благо именно бывший гендиректор инвестбанка Генри Полсон осенью 2008 г., будучи министром финансов, выдавал банкам, а затем и GM деньги из TARP.

Возможно, такая перспектива заставила бы политиков договориться обо всем, что необходимо, за один день.

Максим ОВЕРЧЕНКО

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме