Инвалиды по зрению и банки

Дата публикации: 10.12.2012 11:14 Обновлено: 10.12.2012 11:16
2 441
Время прочтения: 3 минуты
Источник
Известия

В следующем году правительство планирует закрепить законом право инвалидов по зрению при получении средств в финансовых организациях или при внесении их (кассовые операции) использовать факсимиле своей подписи. Предусмотрены изменения ряда действующих нормативных актов, в числе которых — федеральный закон «О социальной защите инвалидов». Факсимиле — клише-печать, воспроизводящее собственноручную подпись.

— Слепому и слабовидящему человеку очень сложно ставить подпись в нужном месте и необходимого размера, поскольку он не видит ни самого технического действия, ни формата документа, — описывает источник возникающих проблем Валерий Матвеев, представитель президента Всероссийского общества слепых (ВОС).

Координатор движения инвалидов «Наше право» инвалид первой группы по зрению Сергей Новиков добавляет, что у незрячих и слабовидящих «не всегда получается ставить один и тот же графический ряд подписей». В итоге на разных документах они могут отличаться.

Но замена подписи на использование факсимиле — не такое простое решение. Сам процесс получения факсимиле «абсолютно не трудозатратен», говорит председатель Коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

— Изготавливается по нескольким образцам подписи в течение 2—3 дней, а то и часов. Как раз с этим связаны опасения — считается, что его легко подделать.

В зарубежных странах факсимиле имеет сложные механизмы защиты.

Основные препятствия при использовании факсимиле носят юридический характер. Сегодня, согласно Гражданскому кодексу (ст. 160), для использования факсимиле «необходимо прямое указание на такую возможность в законе или в соглашении сторон», указывает директор юридического департамента Абсолют Банка Екатерина Любичева.

Судебная практика противоречива, но в отношении финансовых документов она скорее запретительная — например, суды запрещают ставить факсимиле на векселях. Так что в банке на просьбу оставить на договоре свое факсимиле клиент, скорее всего, получит отказ. Для здорового человека это не является проблемой. Опрошенные «Известиями» банкиры относятся к этой теме точно так же — не видят никакой реальной проблемы.

Но редкие случаи отказов, которые даже не откладываются в памяти банкиров, могут стать непреодолимой стеной для инвалида по зрению.

В 2008 году незрячий депутат Олег Смолин уже поднимал эту проблему в депутатском запросе к Сбербанку, который тогда стал требовать, чтобы незрячего клиента при оформлении операций по вкладу (то есть даже при рядовом снятии средств со счета) представляли доверенные лица, полномочия которых подтверждены нотариально. Смолин писал, что это не всегда возможно, и просил дать возможность использовать факсимиле. Сбербанк тогда ответил, что и рад бы помочь, но руководствуется требованиями законодательства. А при их изменении обещал сразу же поменять практику.

Поэтому, как говорит Валерий Матвеев, ВОС уже несколько лет ведет работу по закреплению на законодательном уровне права инвалида по зрению на использование факсимиле. Например, в мае прошлого года соответствующие изменения были внесены в положение Банка России (№ 318-П). Но для того чтобы и возможная судебная практика стала предсказуемой, надо было законодательно закреплять это право.

Скорее всего, усилиям ВОС поспособствовал тот факт, что 26 октября вступила в силу Конвенция о правах инвалидов ООН, ратифицированная Россией. Она в числе прочего предполагает принцип универсального дизайна, то есть возможность заполнения документов в машиночитаемой форме, что согласуется с применением факсимиле.

Как выяснили «Известия», согласно планам законодательной работы правительства этот закон должен быть принят в будущем году.

Он уже разработан в Министерстве финансов, но в Госдуму не внесен — проходит процесс межведомственных согласований. В Министерстве труда «Известиям» сообщили, что документ ведомством согласован, поскольку «реализация заложенного в нем механизма имеет большое значение для инвалидов». Поступить в парламент документ должен до конца года.

Татьяна ШИРМАНОВА, Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме