Агентство по страхованию вкладов (АСВ) впервые после долгого перерыва вновь столкнулось с мошеннической схемой — дроблением депозитов перед отзывом лицензии банка для неправомерного получения страхового возмещения от государства. Накопленный в кризис мошеннический опыт банки передают по наследству. В Мега Банке, где раздробленных вкладов оказалось больше, чем настоящих, работала та же команда банкиров, что и в уличенном в подобных махинациях годом ранее Тюменьэнергобанке, пишет в четверг «Коммерсант».

О факте массового дробления вкладов в тюменском Мега Банке, лишившемся лицензии 24 декабря прошлого года, АСВ сообщило в официальном пресс-релизе о выплатах вкладчикам этого банка. Искусственных вкладов, образованных путем дробления, в Мега Банке по сумме оказалось больше (160 млн рублей), чем настоящих депозитов граждан, подпадающих под госгарантии (132 млн). Таким образом, по масштабу дробления вкладов Мега Банк поставил своеобразный рекорд — более 50% от совокупного объема депозитов граждан. И это в то время, когда проблема неправомерного дробления вкладов уже больше полугода считается практически исчерпанной. «Мы не сталкивались с фактами массового дробления вкладов с конца весны прошлого года»,— подтвердил изданию замгендиректора АСВ Андрей Мельников.

По мнению Мельникова, случай Мега Банка не свидетельствует о возобновлении негативной тенденции, но ярко иллюстрирует другую проблему: дробление вкладов в проблемных банках происходит при непосредственном участии их менеджмента, который после отзыва лицензии мигрирует в другой банк. По словам Мельникова, в ходе подготовки к выплатам страхового возмещения вкладчикам Мега Банка сотрудники АСВ выявили, что часть его менеджеров среднего звена (начальников отделов, управлений, сотрудники бухгалтерии) составляли бывшие сотрудники Тюменьэнергобанка, лишившегося лицензии в декабре 2008 года. Именно Тюменьэнергобанк АСВ ранее приводило как один из наиболее вопиющих примеров дробления вкладов.

Предотвратить миграцию команд бывших менеджеров проблемных банков в здоровые Банк России не может. Существующая нормативная база позволяет ему согласовывать или не согласовывать лишь кандидатуры на посты топ-менеджеров (члены правления, руководители филиалов, главбухи, их замы), руководствуясь их опытом работы на прежних высоких позициях. Деловая репутация менеджеров среднего звена при трудоустройстве регулятором не проверяется.

Радикально ужесточать действующий порядок согласования, распространив его и на менеджеров среднего звена, в ЦБ считают излишним. «Не стоит перегружать банки дополнительными административными требованиями на стадии назначения таких сотрудников. Вместо этого у Банка России должна быть возможность учитывать опыт работы сотрудника, например, руководителем департамента, при назначении его на должность зампреда. Сейчас у ЦБ такой возможности нет», — сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.