Комитет Госдумы по финансовому рынку на заседании в пятницу рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении проект закона «О клиринге и клиринговой деятельности». На рассмотрение Госдумы законопроект планируется вынести 21 декабря.

Законопроект устанавливает правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельности и (или) функции центрального контрагента, а также основы госрегулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением. При этом законопроект не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с законом о национальной платежной системе, в связи с осуществлением централизованных расчетов по обязательствам, возникающим из сделок, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности в соответствии с законодательством об электроэнергетике, а также на клиринг обязательств, возникающих в соответствии с бюджетным законодательством и не связанных с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнением обязательств по таким ценным бумагам.

Председатель комитета по финансовому рынку Владислав Резник заявил, что основным вопросом, в отношении которого комитету предстоит заявить свою позицию, является вопрос о ликвидационном неттинге — исключать его из текста законопроекта, принятого в первом чтении, или нет. По словам депутата, на исключении настаивает ГПУ президента РФ. В ходе обсуждения за сохранение ликвидационного неттинга в тексте высказались представители Банка России, Министерство экономического развития, НАУФОР. Официальный представитель по данному законопроекту замруководителя ФСФР Александр Синенко заявил, что правительство обязано учитывать официальную позицию ГПУ президента, хотя экспертно ФСФР поддерживает предложение о сохранении ликвидационного неттинга. Комитет по финрынку поддержал позицию своего председателя о сохранении ликвидационного неттинга в тексте данного законопроекта, а также в связанных с ним поправках в законодательстве.

По информации Прайм-ТАСС, позиция правительства по ликвидационному неттингу должна быть определена 20 декабря на заседании правительственной комиссии по законопроектной работе.

Требования к лицам, которые могут являться участниками клиринга, устанавливаются правилами клиринга. Данными правилами могут быть определены различные группы (категории) участников клиринга и установлены требования к ним, их права и обязанности. Правилами клиринга должны быть установлены требования к финансовой устойчивости участников клиринга, осуществляемого с участием центрального контрагента, за исключением Банка России, а также федерального и региональных органов исполнительной власти, к функциям которых отнесено составление и (или) исполнение соответствующего бюджета, и лиц, действующих от их имени.

Правила клиринга утверждаются клиринговой организацией и подлежат регистрации федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. В законопроекте определены сведения, которые должны содержаться в этих правилах. В случаях, предусмотренных правилами клиринга, клиринговая организация вправе формировать один или несколько клиринговых пулов.

Клиринговой организацией или лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ. Данные организации не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу.

Функции центрального контрагента может осуществлять клиринговая организация, а также кредитная организация, получившая аккредитацию на осуществление таких функций.

Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по доверительному управлению инвестиционными фондами, ПИФами и НПФ, деятельностью специализированного депозитария, инвестиционного фонда, ПИФа и НПФ, акционерного инвестиционного фонда, деятельностью НПФ.

Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с другими разрешенными видами деятельности, обязана создать для осуществления клиринга одно или несколько структурных подразделений. Размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 млн рублей. Состав собственных средств такой организации должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков с учетом вида деятельности, с которым совмещается клиринговая деятельность. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, должны выполнять обязательные нормативы, перечень, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финрынков. Данные требования не распространяются на кредитные организации, осуществляющие клиринговую деятельность.

В законопроекте прописаны полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и предусмотрено лицензирование клиринговой деятельности. Соответствующая лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков без ограничения срока ее действия при условии соблюдения соискателем лицензии соответствующих лицензионных требований и условий.

В законопроекте содержится перечень сведений, которые обязана раскрыть клиринговая организация. Одновременно предусмотрены положения, касающиеся защиты информации, составляющей коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2012 года. Организации, осуществляющие предусмотренную законом деятельность на день вступления его в силу, обязаны получить лицензию на осуществление клиринговой деятельности или прекратить осуществление такой деятельности до 1 января 2013 года.

Клиринговые организации, осуществляющие функции центрального контрагента и совмещающие свою деятельность с деятельностью по организации торговли на день вступления закона в силу, вправе совмещать осуществление данных видов деятельности и функций до 1 января 2014 года.