Как стало известно «Маркеру», комитет по рекламе направил в управление Федеральной антимонопольной службы по Москве письмо с просьбой рассмотреть факт размещения баннеров «МММ-2011» на фасадах домов. В УФАС подтвердили получение письма и добавили, что по двум таким случаям уже возбуждены дела по факту нарушения закона «О рекламе». Еще по 16 случаям пока идет сбор информации.

Гигантская растяжка на фасаде жилого дома на Бутырском валу висит не первый день. На нем изображен сам Мавроди с поднятыми вверх руками. Изображение сопровождается слоганами: «Нам уже 1 год» и «Нас больше 18 миллионов». Этот баннер, по мнению столичных чиновников, является недостоверной рекламой. Именно поэтому комитет по рекламе и обратился с письмом в столичное УФАС. Там данный довод подтвердили: «Реклама финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего услуги. Соответственно, распространение рекламы проекта «МММ-2011» без указания лица, предоставляющего рекламируемые услуги, противоречит положениям ФЗ «О рекламе».

В УФАС «Маркеру» сообщили, что по двум аналогичным случаям возбуждены дела, они будут рассмотрены в мае. Дела возбуждены в отношении юрлиц — названия компаний до слушаний не раскрываются. Помимо указанного основания УФАС констатировала еще одно нарушение законодательства: «Реклама «МММ» рассматривается как реклама финансовых услуг. Она должна соответствовать п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», то есть не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом». Тем не менее, отметили в УФАС, в ряде случаев реклама «МММ-2011» обещала участникам проекта до 360% годовых. В управлении службы отметили, что еще по 16 случаям нарушения законодательства при рекламе «МММ-2011» идет сбор информации, после чего будет решаться вопрос о возбуждении дел. В комитете по рекламе мэрии «Маркеру» сообщили, что если рекламу «МММ-2011» признают недостоверной, баннеры в столице будут демонтированы.

Ранее управления ФАС в Нижегородской и Пензенской областях возбудили дела в отношении юрлиц, распространявших рекламу «МММ-2011» также без указания названия компаний. К мнению, что схема «МММ-2011» является пирамидой, эксперты ФАС пришли еще в феврале прошлого года: она изначально несет в себе признаки мошенничества, поскольку в реальности никогда не принесет заявленной доходности. Юристы, опрошенные «Маркером», считают, что привлечь создателей или участников «МММ» к какой-то серьезной ответственности крайне трудно. «Воздействие на рекламодателей — сейчас, наверное, единственный выход: можно привлечь компанию за недостоверную рекламу», — отмечают они.

Реклама «МММ-2011» распространялась и ранее: в прошлом году рекламные билборды рыжего цвета были размещены на шести «Газелях». До сих пор в разных городах России, в том числе и Москве, раздают листовки на улицах с рекламой пирамиды и консультирующие граждан в офисах.

В январе 2012 года сам Мавроди заявлял «Маркеру», что на рекламу «МММ-2011» ежемесячно тратятся десятки миллионов долларов. «С этого года увеличим, по-видимому, объемы. На порядок примерно. Все очень быстро развивается, денег в пирамиде полно. Чего им мертвым грузом на счетах десяток-то лежать? — обещал он. — На региональное ТВ прорываться удается. Но с центральными каналами пока глухо. Инертные они. Неповоротливые. Всего боятся. При нормальном ходе событий государство должно вскоре осознать, что «МММ» для него добро, а не зло. Поскольку социальную напряженность в обществе снимает».