Мобильные операторы запустили проект по оценке потенциальных банковских заемщиков

Дата публикации: 27.05.2015 08:58 Обновлено: 14.04.2022 14:21
7 233
Время прочтения: 3 минуты
Источник
Коммерсант

Операторы сотовой связи «Вымпелком» и МТС запустили пилотный проект, в рамках которого на основании разнообразной потребительской информации об абонентах (big data) формируют их оценку как потенциальных заемщиков (скоринг) и продают ее банкам, рассказали «Коммерсанту» источники на банковском рынке.

В проекте участвуют около 20 банков, которым сотовый оператор продает скоринг-балл, сформированный на основании данных о потребительском поведении клиента. В «Вымпелкоме» эту информацию подтвердили. «Вымпелком» действительно находится на стадии пилотного проекта по банковскому скорингу с рядом известных российских банков», — отмечает представитель оператора Анна Айбашева, добавив, что пока рано говорить о коммерческой эксплуатации, необходимо дождаться результатов.

«Вымпелком» намерен использовать не только информацию о платежах клиента за мобильную связь и оплате услуг со счета мобильного оператора, но и данные, полученные с помощью геолокации. Например, где клиент совершает покупки, ездит ли за рубеж, пользуется ли автомобилем или перемещается только на общественном транспорте и т. д. «Понятно, что если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах экономкласса, его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет», — пояснил собеседник издания.

На презентации сервиса для банков, по его словам, упоминалось и о возможности использовать для анализа информацию об окружении абонента — по находящимся поблизости мобильным телефонам. «Платежеспособность окружения также может влиять на скоринговый балл потенциального заемщика», — поясняет собеседник газеты.

Аналогичный пилотный проект по скорингу абонентов с несколькими банками уже провела компания МТС. Там заявили, что сейчас завершают реализацию технического решения по оценке рисков заемщика и планируют предложить готовый продукт до конца года. В «МегаФоне» отметили, что осваивают технологию big data еще с 2013 года, но с точки зрения экономической отдачи подобные проекты с банками не являются приоритетными для компании. «Мы решили сконцентрироваться на практическом применении анализа «больших данных» к основному бизнесу: с точки зрения оптимизации затрат и улучшения обслуживания», — поясняют там. В ряде банков подтвердили участие в проектах операторов, но неофициально, сославшись на соглашения о конфиденциальности.

Юридических рисков при такой схеме взаимодействия не несут ни операторы, ни банки, уверяют юристы. «Закон «О персональных данных» не запрещает юрлицам обмениваться некоей цифровой комбинацией по конкретному абоненту, если на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам есть согласие клиента», — отмечает управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев.

Персональные данные и информация об оказываемых услугах банкам не передаются, им сообщается исключительно обезличенный скоринговый балл, полученный в результате обработки математических моделей, заверяют в «Вымпелкоме». При этом банки должны будут получить отдельное согласие потенциального заемщика на обработку данных операторами, отмечают в «Вымпелкоме» и МТС, а сами операторы — отдельное согласие от абонентов.

По мнению участников банковского рынка, «мобильный скоринг» будет полезен. «Это, конечно, не замена данных бюро кредитных историй, так как не может показать кредитную нагрузку заемщика, а также его платежную дисциплину, однако банку интересна любая дополнительная информация о нем, если стоимость такой услуги будет экономически обоснована», — отмечает член правления ОТП-Банка Сергей Капустин. — Операторы «большой тройки» стоимость своих скоринговых услуг «Коммерсанту» не раскрыли.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

На скоринг бал, отмечает издание со ссылкой на представителя МТС, будет влиять частота смены номера, количество вхождения в блокировку номера и степень регулярности пополнения баланса.


Короче, отвыкайте от мобильников, зарегистрированных на себя...
0

olger
27.05.2015 09:48
На скоринг бал, отмечает издание со ссылкой на представителя МТС, будет влиять частота смены номера, количество вхождения в блокировку номера и степень регулярности пополнения баланса.


Короче, отвыкайте от мобильников, зарегистрированных на себя...

Адр (Adr1)

И отбирайте сим-карты у детей и родителей, зарегистрированные на вас...
0

rimotomoshi
27.05.2015 09:49
"Понятно, что если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах экономкласса, его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет"

Не лучший пример.
1

Spéro
27.05.2015 10:14
«Понятно, что если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах экономкласса, его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет», — пояснил собеседник издания.

наследство никто не отменял

На презентации сервиса для банков, по его словам, упоминалось и о возможности использовать для анализа информацию об окружении абонента — по находящимся поблизости мобильным телефонам. «Платежеспособность окружения также может влиять на скоринговый балл потенциального заемщика», — поясняет собеседник газеты.

1. т.е. бомж у здания цб имеет очень высокие шансы получить кредит/ипотеку на 30 млн.?
2. а если окружающие написали отказ от обработки их данных, то что вы будете делать с "подследственным"?

Персональные данные и информация об оказываемых услугах банкам не передаются, им сообщается исключительно обезличенный скоринговый балл, полученный в результате обработки математических моделей, заверяют в «Вымпелкоме». При этом банки должны будут получить отдельное согласие потенциального заемщика на обработку данных операторами, отмечают в «Вымпелкоме» и МТС, а сами операторы — отдельное согласие от абонентов.

не совсем понятен принцип действия. т.е. оператор сотовой связи посылает таблицу баллов банку, банк выбирает подходящие, после этого оператор сотовой связи должен раскрыть личность владельца баллов, чтобы банк получил согласие на обработку и рекламу своих кредитов? и в довершение оператор сотовой связи еще и сам просит абонента постфактум разрешения на такие махинации? я понимаю, у нас "закон, что дышло..." но как говорится "утром деньги - вечером стулья". сначала пусть операторы сотовой связи официально у всех абонентов согласие соберут, а после уже у согласных ...
0

dnvitas2
27.05.2015 10:58
Конституция
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

152 ФЗ о перданных
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных
2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Напишу заявление на отзыв моих персданных.

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.
0

Материалы по теме