Деньги, которые государство выделяет на преодоление последствий кризиса и поддержку финансовой системы, стали доходить до реального сектора. По заданию правительства пять госбанков в июле должны были увеличить кредитный портфель не менее чем на 150 млрд руб., и две трети этой суммы заемщикам раздал ВТБ. Экономических предпосылок для оживления кредитования нет, предупреждают эксперты, и предлагают более внимательно следить за качеством кредитных портфелей. МВФ даже рекомендовал ЦБ изменить методику стресс-тестирования российских банков, чтобы система отслеживания кредитных рисков стала более адекватной.
Великолепная пятерка
ВТБ первым из госбанков раскрыл неконсолидированные данные российской отчетности на 1 августа. Кредитный портфель ВТБ, объем которого сокращался с февраля, всего за месяц вырос на 5,5% до 1,48 трлн руб., подсчитали аналитики НБ «Траст». Кроме того, в июле банк на 16 млрд руб. увеличил вложения в корпоративные облигации. Они также включаются в общий объем кредитных ресурсов, предоставленных реальному сектору, когда госбанки отчитываются перед правительством. С учетом этих бумаг прирост средств, направленных на поддержку российских предприятий, оказался еще более значительным — 6,5%. Это существенно превышает план по наращиванию кредитования на 2% в месяц, который был дан правительством пяти банкам: ВТБ, ВЭБу, «Газпромбанку», «Россельхозбанку» и Сбербанку. Всего за июль в виде коммерческих кредитов и вложений в корпоративные облигации банк направил на поддержку реального сектора 93,7 млрд руб., что составляет две трети месячного плана, «спущенного» правительством на пятерых. Предполагалось, что непосредственно ВТБ за три месяца должен выдать минимум 100 млрд руб., однако банк выполняет задание раньше срока. У «Россельхозбанка», также раскрывшего свою отчетность, прирост портфеля остается стабильным на протяжении полугода, однако на фоне ВТБ в июле он был не столь заметен — «всего» 2,7%. Негосударственные банки наращивать кредитные портфели не спешили. Например, у «Райффайзенбанка», раскрывшего отчетность за июль, кредитный портфель продолжал сокращаться, хотя и с меньшей скоростью: за месяц менее чем на 1%.
Погнался за клиентом
Поверить в то, что ВТБ враз удалось найти много качественных заемщиков, эксперты не торопятся. Резкий рост кредитного портфеля они в первую очередь склонны связывать с разовыми кредитными сделками. Из крупных клиентов, занимавших у ВТБ в июле, известно пока только про ТМК, которая занимала у банка $400 млн на рефинансирование облигаций. Однако не исключено, что «погоду» сделал все-таки не разовый крупный кредит, а целый ряд сделок, обеспеченных госгарантиями. С июля заработал новый механизм предоставления гарантий на 50% от суммы кредита системообразующим предприятиям (70% — оборонным). Именно в расчете на эту поддержку правительство спустило госбанкам новый план: с июля по сентябрь нарастить кредитование реального сектора минимум на 500 млрд руб. Предприятия, которым предоставляются гарантии, просят 700 млрд руб. в виде новых кредитов, а также 415 млрд руб. на рефинансирование выданных ранее. Больше госбанки точно не переварят: сумма зарезервированных в бюджете на этот год госгарантий предприятиям — 300 млрд руб., из них в июле планировалась использовать 164 млрд руб. Большой объем новых кредитов у ВТБ может объясняться как желанием привлечь новых клиентов со сниженным риском, так и высоким спросом со стороны самих заемщиков. В июле банк снизил ставки по кредитам стратегическим предприятиям на 2—3%. ВТБ использует все возможности для того, чтобы нарастить клиентскую базу и увеличить долю рынка, и даже готов кредитовать себе в убыток. В самом банке комментировать рост кредитного портфеля отказались.
Госгарантии — не панацея
Увеличение кредитного портфеля ВТБ сопровождалось резким ростом отчислений в резервы. Банк увеличил объем корпоративного портфеля на 77,6 млрд руб., при этом направил в резервы на покрытие возможных потерь по ссудам 21 млрд руб. В результате, объем совокупных резервов увеличился до 91,4 млрд руб. Столько банк резервировал только в январе, когда объем его кредитного портфеля заметно вырос. Объем просрочки остался практически неизменным и составил всего 106 млрд руб. Но
Не терять бдительность
Под сомнительные, проблемные и безнадежные кредиты создаются резервы в размере от 21 до 100% ссуды. Максимальный уровень резервирования требуется под безнадежные кредиты пятой категории качества. По данным ЦБ, просрочка по корпоративным кредитам в банковском секторе на 1 июля составляла всего 4,8%, а доля безнадежных кредитов (пятой категории качества) — 8,3%. По розничному портфелю безнадежных кредитов еще больше — 10,1%. Текущий уровень проблемных кредитов свидетельствует о высоком кредитном риске. В международной практике банковского надзора уровень в 10% неработающих активов является пороговым показателем, свидетельствующим о высокой вероятности начала кризиса плохих долгов. На самом деле порог уже, возможно, перейден, так как с 1 января ЦБ ослабил требования к резервированию плохих кредитов сроком на год. По итогам третьего квартала действие новых правил может быть продлено. Реальный уровень проблем для широкой общественности остается неизвестным. Ситуацию усугубляет то, что ЦБ засекретил данные стресс-тестов о кредитном риске, которые он публиковал в предыдущие годы.
Рекомендует МВФ
Во сколько обойдется проталкивание кредитов через госбанки для казны, неизвестно. Госгарантии на 300 млрд руб. можно считать только одной из мер, способной дать лишь временный эффект. Тем временем ситуацию с ухудшением качества кредитов нельзя назвать управляемой. Растущий уровень проблем при сложившейся практике раскрытия информации ставит под вопрос способность ЦБ адекватно оценивать состояние сектора и прогнозировать последствия. Эта проблема уже вызвала озабоченность МВФ: он считает, что либеральные правила резервирования, и перевод банками плохих долгов за баланс серьезно ограничивают возможности ЦБ оценивать качество активов. В связи с этим в своем докладе, опубликованном в пятницу, МВФ рекомендовал Банку России изменить систему стресс-тестирования банков. Существующая практика ЦБ, по мнению международной организации, имеет недостаточно комплексный характер. Кроме того, отсутствуют необходимые нормативные документы, в которых были бы прописаны возможные меры, направленные на рекапитализацию банков при снижении достаточности капитала
Елена ЗУБОВА