Менеджер банка UBS россиянин Игорь Потероба, торговавший инсайдом, приговорен к 22 месяцам тюрьмы и штрафу. Он признал вину, вернул незаконно заработанные $465 тысяч и вскоре будет экстрадирован в Россию вместе со своим подельником и однокашником Алексеем Ковалем.
Нью-йоркский суд приговорил бывшего исполнительного директора инвестиционного подразделения банка UBS Игоря Потеробу к тюремному заключению сроком на 22 месяца за передачу инсайдерской информации своему приятелю Алексею Ковалю, сообщает Financial Times. Также Потероба вернет незаконно заработанные на операциях с акциями $465 тысяч и заплатит $25 тысяч штрафа.
Осужденный признался, что с 2006 года до ареста в 2010 году снабжал своего земляка и однокашника Алексея Коваля инсайдерской информацией о готовящихся слияниях и поглощениях фармацевтических компаний. Тот покупал акции этих компаний и продавал их, как только ему поступал сигнал от Потеробы.
По данным следствия, нарушители использовали для описания сделок кодовые слова: «бонусные мили для постоянных клиентов авиакомпаний», «список свадебных подарков в универмаге Macys» и «килограммы картофеля».
В одном из случаев, в преддверии сделки по покупке компании Molecular Devices Corporation, Потероба писал Ковалю: «Сообщи мне, приступил ли ты уже к списку свадебных подарков в Macys. Был бы рад поговорить с тобой о распродажах, так как они скоро закончатся, поэтому поторопись». В другом письме Потероба указывал: «Сообщи мне, закончил ли ты подготовку к уборке урожая и сколько килограммов ты сможешь дать моим родителям. Они сейчас в Турции и смогут воспользоваться ими, как только вернутся».
Подельникам удалось заработать на инсайде $870 тысяч, отмечается в материалах следствия. Ими были проведены десятки операций с ценными бумагами, в том числе по офшорным счетам.
Коваль до марта 2010 года работал в чикагской финансовой корпорации Northern Trust. Как и Потероба, он признал свою вину. Приговор в отношении него будет оглашен в мае. Предполагается, что затем мошенники будут экстрадированы в Россию.
В деле есть и третий участник — приятель Коваля Александр Воробьев, с которым тот делился инсайдерской информацией. Но Воробьев вернулся в Россию и в суд не явился. В связи с этим Комиссия по ценным бумагам и биржам США попросила суд вынести решение в его отсутствие.
«В США закон об инсайде увязан с защитой частной собственности, и поэтому он довольно жесткий. Наказать могут лишением свободы до 10 лет», — говорит партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский.
«Если учесть размер ущерба и длительность корыстного пользования инсайдерской информации, Потероба легко отделался. Суд, видимо, принял во внимание ходатайства адвокатов о смягчении наказания и семейные обстоятельства Потеробы», — говорит аналитик «Левант и партнеры» Варвара Шамирова.
Адвокаты Потеробы объясняли, что их подзащитный помогал деньгами родственникам на родине — престарелой матери и семье младшего брата Максима, зарезанного на улице. Потероба характеризуется адвокатами как экономный и уравновешенный человек. Пока шло следствие, он провел год в тюрьме, хотя мог выйти на свободу под залог: Потероба не хотел, чтобы семья тратила на это деньги. В тюрьме он работал в библиотеке и вел занятия по бизнесу для других заключенных.
В России в прошлом году также принят закон, предусматривающий уголовную ответственность за умышленное использование инсайда. Но в этом году вступит в силу только административный состав наказания. Для граждан предусмотрены штрафы 3—5 тысяч рублей, для должностных лиц — 20—50 тысяч, для юридических лиц — не менее 700 тысяч.
Уголовная ответственность за инсайд будут введена только с 2013 года, когда накопится практика применения закона. Ответственность предусматривает штрафы в размере 300 тысяч до 1 млн рублей или лишение свободы до семи лет.
Рустем ФАЛЯХОВ
Комментарии
И слава богу. Само совершение сделки инсайдером - это уже сигнал рынку, и чем раньше он поступит, тем эффективнее рынок.
не порите ерунды. на сделке не будет написано, что ее сделал инсайдер. вы уже потом узнаете, что вас нагрел на приличную сумму инсадер.
Не надо знать, кто и зачем покупал/продавал - надо, чтобы это делали при первой возможности, а не когда разрешат. Пусть даже в результате инсайдерских сделок цена сдвинется на 0,01% - это лучше, чем ничего.
Наоборот, сдвигая цены в нужном направлении, инсайдер потенциально смягчает убытки тех, кто выставляет встречные заявки.