• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Продуктовый сдвиг на рынке факторинга

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 17.10.2011 10:57
2 905
Время прочтения: 5 минут
Источник
Эксперт Северо-Запад
​

Рост российского рынка факторинговых услуг за первые шесть месяцев этого года был весьма значительным: по информации «Эксперт РА», объем уступленных требований вырос на 80% по сравнению с первой половиной 2010 года, а размер портфелей — в два раза. Это обусловлено не только увеличением реальной потребности предприятий в факторинговых услугах, но и ростом количества игроков на рынке и ужесточением конкуренции.

Демпинг уходит

И хотя, по оценкам «Эксперт РА», более 40% рынка приходится на долю трех игроков — Промсвязьбанка, Альфа-банка и «ВТБ-факторинга», участники рынка говорят о существенном увеличении количества игроков. Этот тренд зародился еще в 2010 году, когда коммерческие банки стали развивать факторинговые услуги. Они не могли разместить скопившуюся ликвидность в должном объеме за счет кредитования, так как не видели достаточного числа надежных корпоративных заемщиков, а факторинговое финансирование как инструмент быстрооборачиваемого размещения (чаще всего — до 90 дней) посчитали вполне приемлемым способом заработка. В том числе потому, что здесь прогнозировать ситуацию с платежеспособностью заемщика проще.

Ряд банков, не имевших достаточного опыта в проведении факторинговых операций, специализировались исключительно на регрессном факторинге, по сути, предлагая кредитование под товары в обороте. Конкурировать они могли лишь посредством демпинга. При этом большинство таких банков использовали (и, по признанию участников рынка, этот тренд по-прежнему актуален) факторинг скорее как приманку для корпоративных клиентов с целью продажи им стандартных услуг — кредитования, ведения РКО, гарантийных операций, за счет дохода с которых они намеревались покрыть низкую маржинальность факторинга. В результате за прошлый год объем факторингового вознаграждения отечественных факторов, по данным «Эксперт РА», снизился на 10—15%.

«В первом полугодии 2011 года портфели факторов в основном увеличивались, — рассказывает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Санкт-Петербургского филиала Промсвязьбанка Станислав Краснов. — Так, прирост в нашем филиале составил примерно 16% по сравнению с прошлым годом. Но конкуренция на рынке факторинга в первом полугодии была сосредоточена в ценовом сегменте».

Постепенно ситуация меняется. Турбулентность на финансовых рынках привела к сокращению банковской ликвидности, и даже те кредитные организации, которые, казалось бы, должны чувствовать себя более вольготно, предпочитают попридержать ликвидность на всякий случай. Ставки по привлечению уже растут, поэтому демпинговать в такой ситуации будут способны лишь единицы. «Ситуация с ликвидностью меняется, те игроки, которые завоевывали рынок демпингом, больше не имеют возможности снижать ставки. Сдвиг в сторону продуктовой конкуренции произошел, и мы рассчитываем, что под влиянием этого тренда рынок факторинга продолжит набирать обороты. Есть и тенденции к повышению ставок», — констатирует Краснов.

Вдвойне рискованно

Качественное развитие факторингового рынка сдерживается и отсутствием общепринятого определения границ услуги факторинга, которое создает возможности для недобросовестной конкуренции, в том числе предоставления под видом факторинга кредитов под залог дебиторской задолженности, когда клиентам приходится самим разбираться, почему факторинг в разных компаниях отличается по стоимости в разы. В этой связи участники рынка, специализирующиеся именно на факторинге, ищут новые направления и стремятся развивать те услуги, которые не способны предоставить универсальные финансовые организации.

Так, по словам директора по маркетингу компании «НФК» Дарьи Николаевской, становится актуальной организация финансовой логистики для клиента: «Если речь идет о сравнительно крупном клиенте, мы стремимся получить максимально полное представление о деятельности предприятия, оценить его товарные потоки и сделать выводы о том, какие продукты можно ему предложить. Например, можем финансировать предприятие по обоим направлениям — и его поставки, и закупки».

Понятно, что такой подход удваивает риски фактора и требует более тщательного анализа финансового состояния и клиента, и дебиторов. До кризиса о глубоком анализе рисков, в том числе со стороны дебиторов, факторы не задумывались. Но после прецедентов с невозвратами задолженности, а также банкротства одного из лидеров рынка ряд компаний стали уделять равное внимание оценке участников факторинговой сделки.

Как рассказывает директор представительства «НФК» в Санкт-Петербурге Сергей Васильев, в компании принципиально разделяют отделы по оценке клиентов и дебиторов. Это позволяет избежать смещения акцента в сторону покупателя либо поставщика. «Тем самым нивелируется влияние человеческого фактора на объективность вывода об уровне риска конкретной операции, — объясняет Васильев. — Если менеджер оценивает сделку в совокупности, он может сделать ставку на платежеспособность клиента при недостаточном качестве дебиторов. И наоборот. В нашем случае такой сценарий исключен».

В ожидании крепкого плеча

Факторы любят повторять, что их услуга подразумевает комплексную работу с дебиторской задолженностью клиента. Фактор в своих интересах ведет работу с покупателями клиента начиная с их оценки, установления лимита для каждого из них и заканчивая отслеживанием возврата платежей и напоминанием должникам о том, что время очередного платежа пришло. Но таким образом он снимает с клиента работу, связанную с возвратом дебиторской задолженности. Это одна из причин того, что факторинговая услуга стоит дороже банковского кредита.

В случае с безрегрессным финансированием у фактора, по сути, не остается выбора: теперь возврат долга — исключительно его забота и его риски. Но если речь идет о регрессе, то здесь декларация о комплексном управлении задолженностью дебиторов не всегда выражается в реальных действиях. «Комплексный подход к работе с дебиторкой у клиентов востребован, так как факторинг — это целый спектр услуг, а не только финансирование. Другое дело, что не все факторы предоставляют то, о чем заявляют. В этом плане бизнесу стоит внимательнее подходить к выбору компании», — размышляет Станислав Краснов.

Одна из задач, которые клиенты были бы рады переложить на плечи факторов, — разрешение проблем с неплатежами дебиторов в случае регрессного финансирования. Финансовый директор торгового дома «Союз» Сергей Исаченко отмечает, что в настоящее время многие факторы обещают взять на себя все функции в работе с дебиторами, но как только возникает проблема с неплатежами со стороны кого-либо из них, действия факторов ограничиваются несколькими звонками должнику и письменным уведомлением. «В итоге предприятию самому приходится решать все проблемы с должниками, привлекать своих сотрудников или сторонних юристов к ведению судебных дел и т. д., — продолжает он. — Думаю, компании (и мы — не исключение) готовы были бы в разумных пределах оплачивать издержки факторов на подобную работу с дебиторами. Ведь на данный момент мы оплачиваем и комиссию фактора, и услуги юристов».

Возможно, ужесточающаяся конкуренция подтолкнет факторинговые компании к воплощению комплексного подхода в управлении дебиторкой. Причем с целью не только увеличения лояльности клиента, но и повышения добавленной стоимости услуг.

Ольга ВЕЛИКАНОВА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Провели оплату по моему телефону, хотя я был в другом городе»: как вернуть деньги
«Провели оплату по моему телефону, хотя я был в другом городе»: как вернуть деньги
02.06.2025
10453
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
31.05.2025
7883
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
30.05.2025
5028
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
29.05.2025
12461
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
29.05.2025
4455
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
28.05.2025
4794
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
28.05.2025
4915
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
27.05.2025
6198
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
26.05.2025
3512
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
25.05.2025
8051

Материалы по теме

ФНС расскажет банкам о счетах бизнеса
Обналичивание с юридическим лицом
Кредиты дешевеют медленно
Правительство одобрило новую процедуру реструктуризации при банкротстве

Главная Новости Обзор прессы Продуктовый сдвиг на рынке факторинга
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+