• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Мухаммад Юнус: «Существующие банки — это банки для богатых»

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 08.11.2011 15:18
5 271
Время прочтения: 6 минут
Источник
Маркер
​

Микрофинансовые организации (МФО) набирают все большую популярность в России: предприниматели поняли, что могут зарабатывать, как банки, кредитуя граждан под высокий процент. По мнению нобелевского лауреата и основателя «банка для бедных» Мухаммада Юнуса, Центробанк должен следить за микрокредитованием, особенно в плане процентных ставок, не позволяя МФО превращаться в «кредитных акул». Легенда микрокредитования рассказал «Маркеру» о «социальном бизнесе» и своей деятельности после скандального ухода из банка Grameen.

— На каком уровне сегодня находится российский рынок микрофинансирования?

— Я знаю, что был принят закон, регулирующий МФО. Надеюсь, что он поможет развиваться российскому рынку микрофинансирования в правильном направлении. Но остались определенные пункты, на которые необходимо обратить дополнительное внимание. Например, максимально допустимая годовая процентная ставка, которую могут устанавливать микрофинансовые организации, законодательное разграничение МФО и не МФО, а также защита прав заемщиков. МФО не должна использовать заемщиков для возможности нажиться на них, не должна становиться ростовщиком, «кредитной акулой». Важно законодательно определить, на каком конкретно этапе она этой акулой становится.

— В России многие считают, что микрокредиты обычно берут люди финансово неграмотные. Вы согласны с этим?

— Именно поэтому так важна роль регулятора — Центробанка. Клиент должен четко понимать, за что с него берут плату. Для этого регулятор должен настоять на прозрачности всех комиссий, чтобы о них клиенту было известно до выдачи займа. Желательно, чтобы сотрудник МФО сообщал об этом устно.

— По вашему мнению, какой максимальный уровень годовой процентной ставки является оптимальным для МФО, чтобы ее не считали «кредитной акулой»?

— Все зависит от стоимости привлечения ресурсов. Если процентная ставка превышает эту стоимость на 10%, тогда организация ведет правильную микрофинансовую деятельность. Это так называемая зеленая зона МФО. Если годовая процентная ставка составляет стоимость фондирования плюс 10—15%, тогда организация находится в «желтой зоне», значит, она соответствует нормам. Третий случай — когда процентная ставка формируется из стоимости фондирования плюс 15% или более в год. В этом случае МФО находится в «красной зоне», где обитают «кредитные акулы».

— Какая процентная ставка у банка Grameen?

— Процентная ставка Grameen регулируется государством. У нас есть процентный потолок, выше которого МФО не может выдавать кредиты. Он составляет 27% годовых. У Grameen на данный момент 20%.

— Но 20% годовых — это всё же прибыль. А вы всегда говорите, что целью МФО не должно быть получение прибыли.

— Я не отрицаю, что годовая процентная ставка в 20% является прибылью банка Grameen. Но банк принадлежит своим клиентам, заемщикам. Получается, что деньги в любом случае им возвращаются.

— Сможет ли Россия создать банк, подобный Grameen? И можно ли перепрофилировать какой-нибудь существующий банк для этих целей?

— Конечно, Россия может создать такой банк. Но это должен быть именно банк, а не крупная МФО. Разница в программе. МФО, как правило, кредитуют какой-то один не очень богатый класс населения. Банки же в основном кредитуют корпорации. Банк Grameen в этом плане уникальный. Он не ведет дел ни с кем, кроме бедняков. Таким образом, чтобы делать то же, придется создать с нуля отдельный банк.

— Сейчас вы как-то сотрудничаете с банком Grameen?

— Официально — нет. Я ушел из банка Grameen из-за пенсионного возраста. Но Yunus Centre, в котором я сейчас работаю, располагается в том же месте, что и банк, мой офис находится в том же здании. Так что я вижусь со знакомыми из Grameen. Личные взаимоотношения никто не отменял.

— А что насчет судебного процесса между вами и банком? Он завершен?

— Да, завершен. Конечно, сложившаяся ситуация ранила мои чувства, потому что все было сделано так некрасиво. Но хорошо, что все позади.

— Как вы считаете, был ли уже пик роста МФО на Западе?

— На данный момент в Европе еще очень ранняя стадия развития МФО. Многие страны еще не вовлечены в этот процесс, и многие европейцы не имеют доступа к финансовым продуктам и услугам. Пик для каждой страны свой. Он зависит от того, какая в стране правовая среда, какие способы фондирования той или иной компании. Проблема состоит в том, что существующие банки — это все же банки для богатых. А нужно создать отдельный закон, который бы позволил создавать и регулировать отдельные банки для бедных.

— А Россия сильно отстает от других стран?

— Нет, несильно. Существует много стран, в которых не очень сильно развито микрофинансирование.

— Вы ожидаете второй волны кризиса?

— Возникновение кризиса всегда зависит от того, как функционирует экономическая система. До того как вы ее «почините», фундаментально измените, кризис так и будет существовать в системе. И это неизменно приведет и ко второй, и к третьей, и к последующим волнам. Но чем ближе кризис, тем привлекательнее идея социального бизнеса. А если система работает без перебоев, люди не хотят смотреть на что-то новое, ведь всё работает, зачем обращать свое внимание на лишнее? В этом отношении кризис полезен для привлечения внимания к альтернативам.

— Что такое социальный бизнес?

— Это любой бизнес, направленный на решение социальных задач, в котором инвесторы не заинтересованы в получении прибыли, но при этом могут вернуть свои вложения через какое-то время. Таким образом, вы возвращаете вложенные инвестиции, но ничего сверх них.

— Почему вы считаете, что социальный бизнес станет популярным в России? Ведь российские бизнесмены не очень заинтересованы в проектах, если они не приносят прибыль.

— Это утверждение верно для любого бизнеса, ведь функция получения прибыли заложена в нем изначально. Но в данном случае речь идет о новом, нетрадиционном бизнесе, цель которого — не личная выгода, а решение той или иной социально значимой проблемы. Один раз попробовав вести социальный бизнес, вам начинает это нравиться.

— Через сколько времени компания, занимающаяся социальным бизнесом, становится безубыточной?

— Некоторые особо успешные компании могут достичь точки безубыточности в течение 2—3 лет, другим может потребоваться 5—7 лет. Например, ваш социальный бизнес — это создание дополнительных рабочих мест. Предположим, вы открыли маленький ресторан, чтобы привлечь людей на работу. Вы выбрали правильные блюда — посетителям они нравятся, к вам приходят снова и снова. В таком случае компания станет безубыточной за 2—3 года. Если мы говорим о сложной программе здравоохранения, когда предоставляемые вашей компанией услуги необходимо популяризировать среди населения, объяснить населению, что необходимы минимальные взносы для того, чтобы программа начала действовать, такой вариант социального бизнеса займет больше времени. Необходимость покрывать издержки за счет лишь одного вида деятельности — самый важный аспект. Потому что если в конечном счете результаты вашей деятельности не покрывают ваши издержки, то это не может быть названо ни бизнесом вообще, ни социальным бизнесом в частности.

— Во время кризиса инвесторы неохотно вкладывают деньги во что-либо, тем более в социальные проекты?

— Это правда. Но инвесторы ничего не теряют — их деньги, вложенные в социальный бизнес, в любом случае к ним вернутся. Также не следует забывать, что этот бизнес не требует объемных вложений, это может быть и небольшой бизнес.

— В будущем коллекторские агентства могут быть вовлечены в микрофинансирование в России. Что вы думаете о такой практике?

— Это плохая практика, так как микрофинансирование предполагает очень близкие взаимоотношения между заемщиком и кредитором. Это взаимоотношения, основанные на доверии, солидарности, поддержке. Когда внешнее агентство вмешивается в эти взаимоотношения, оно не испытывает никаких чувств к заемщикам. Поэтому оно становится агрессивным, жестоким. И это убивает всякие взаимоотношения. Сбор долгов, решение подобных проблем должны происходить внутри МФО.

— Сколько проектов вы сейчас курируете?

— Мы вместе с банками Grameen, Grameen lab и Yunus Centre создали около 55 компаний. Они очень разноплановые. Grameen Danone производит недорогие йогурты. Grameen Phone — крупнейший в Бангладеш оператор по предоставлению услуг мобильной связи. Также есть компания, производящая домашние системы солнечной энергии. Большинство людей в деревнях Бангладеш лишены электричества, но, покупая эти системы, они его получают. В среднем такая система стоит $300.

— Если сравнивать банки и МФО, то кто в итоге выиграет?

— Тот, кто сможет предоставить клиенту обоснованную процентную ставку по кредиту, кто не будет создавать дополнительных проблем при получении кредита. Клиенты должны чувствовать себя комфортно и счастливо, сотрудничая с кредитором, — в этом залог успеха.

Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
07.05.2025
6833
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
07.05.2025
5791
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
05.05.2025
7286
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
04.05.2025
25756
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
03.05.2025
6633
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
02.05.2025
11867
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
01.05.2025
11395
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
30.04.2025
8660
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
29.04.2025
13155
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
28.04.2025
117706

Материалы по теме

Больше всего займов берут Близнецы, а Весам чаще одобряют крупные суммы: исследование МКК «Срочноденьги»
Валютные проверки ЦБ в банках и ситуация в «Тинькофф». Обзор прессы 19 мая
DB закрыл счета российских банков, а клиенты жалуются на Сбербанк. Обзор прессы 18 мая
Валютный рекорд России и взлет цен на сантехнику. Обзор прессы 17 мая
Главная Новости Обзор прессы Мухаммад Юнус: «Существующие банки — это банки для богатых»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+