Гарегин Тосунян: «Банки грузовиками отчеты возят»

Дата публикации: 05.04.2012 12:05 Обновлено: 05.04.2012 12:08
1 627
Время прочтения: 6 минут
Источник
РБК daily

Ассоциация российских банков (АРБ) сегодня проводит XXIII съезд, где соберется более тысячи банкиров и финансистов. О том, какие проблемы волнуют банкиров и как их следует решать, глава АРБ Гарегин Тосунян рассказал корреспонденту РБК daily Наталье Старостиной.

— Одной из главных тем съезда АРБ станет вопрос о роли банков в обеспечении экономического роста. Что для этого нужно сделать?

— Экономика может развиваться по двум сценариям: с влиянием государства и по рыночным механизмам. По первому — государ­ство собирает финансовые потоки в своих руках и распределяет по приоритетным ему направлениям. По второму, рыночному подходу, который мы пропагандируем, государство создает условия, чтобы частные лица и предприниматели были вовлечены в экономику и управляли ей. В таком случае государство создает условия, а бизнес развивается самостоятельно. Но для этого должны быть ресурсы, которые как раз аккумулируются в банках. Повысить их роль в экономическом росте можно, дав им возможность кредитовать все сектора экономики, а не только крупные олигархические структуры или монопольные проекты. Именно диверсифицированное кредитование может обеспечить множество точек роста. И мы должны простимулировать бурный рост экономики не путем поддержки отдельных монополий, а путем создания и поддержки малого, среднего и крупного бизнеса, но не по закрытым спискам.

— Что нужно для здоровой банковской конкуренции?

— Создать благоприятную атмосферу для развития бизнеса. До тех пор, пока Россия по легкости ведения бизнеса будет находиться на 123-м месте, где-то между Нигерией и Никарагуа, а по другим показателям, например по уровню нового строительства, еще ниже, месте на 179-м, ни о какой здоровой банковской конкуренции говорить не приходится. Нужно изменить бизнес-климат в стране. Например, создать такие условия, чтобы все больше денег проходило по легальным, безналичным каналам — о стимулировании этого процесса заявлял и министр финансов Антон Силуанов. Но делать это надо не административными, а рыночными методами.

Кроме того, следует четко разграничить функции в работе судебной и правоохранительной систем. Негоже, когда помимо двенадцати регуляторов над банками имеет власть еще и лейтенант райотдела полиции, который может прийти в банк и произвести выемку документов. У нас КПД работы банковских служащих в 15—25 раз меньше ряда европейских стран — из-за того что наши банкиры занимаются не столько прямым бизнесом, сколько сбором и подготовкой различной отчетной информации. Банки грузовиками отчеты возят. Причем эти отчеты мало кто потом читает, а просто собирают, авось понадобятся.

— Если банки грузовиками отчеты возят, почему же на рынке происходят такие случаи, как с Межпром­банком?

— Отчеты возят во многом, чтобы все были заняты работой, с одной стороны, а с другой — на всякий случай.

— На повестке дня стоит приватизация крупнейших госбанков: Сбербанка, ВТБ и РСХБ. Вы поддерживаете эту идею?

— Сокращение доли обеспечит большую конкурентоспособность на рынке кредитования. Чем меньше доля государства и больше частных инвесторов, тем более эффективна будет работа этих банков.

— В какие сроки, по вашему мнению, следует проводить приватизацию?

— Я затрудняюсь что-либо в нашей стране прогнозировать, но в принципе, думаю, в ближайшие пять лет, если что-то такого сверхординарного не случится, приватизация, может, и пройдет. Ее надо проводить очень аккуратно, нельзя чтобы вместо государства появились какие-то завуалированные два-три владельца. Акции госбанков должны быть распределены в широком кругу собственников.

— Сбербанк и ВТБ стояли на пороге выхода на рынок в конце прошлого и начале этого года, однако перенесли свои размещения. Стоит им искать окно для размещения или дождаться стабилизации на фондовых рынках?

— Думаю, причина переноса не в этом. Важно понять, кто будет основными инвесторами. Я бы не форсировал, но и не откладывал бы размещение в долгий ящик. Здесь странно то, что эти вопросы решаются только в рамках министерств и ведомств. А вот наука к этому мало подключена. Взять хотя бы Российскую академию наук. Я бы адресовал ее ученым, экономистам, юристам, социологам, психологам и политологам просьбу просчитать и предоставить возможные сценарии реализации проекта приватизации и их последствия.

— То есть вы хотели бы, чтобы вопрос о приватизации госбанков выносился на обсуждение широкого круга общественности?

— Да. Нужно, чтобы люди науки под другим углом посмотрели на процессы приватизации. Наука способна на основе объективных данных оценивать совокупность факторов и закономерностей. А все, что происходит на ведом­ственном уровне, обычно скатывается к позиции того, кто в этом ведомстве имеет большее влияние, а значит, к мнению одного или двух участников рынка. Науке тяжелее навязать свою волю, потому что для ученых важны аргументы и здравый смысл.

— Говорят о том, чтобы довести минимальный размер капитала банков до 1 млрд руб. К чему это может привести?

— Я надеюсь, что это требование не будет реализовано и здравый смысл возобладает. Минимальный размер капитала в 1 млрд руб. предлагался еще Алексеем Кудриным (экс-министр финасов. — РБК daily) два года назад. И тогда ему же принадлежала фраза: «Ну ладно, давайте в «Стратегии развития банковского сектора-2015» остановимся на отметке в 300 млн руб. из уважения к АРБ. Но вообще, будь наша воля, сделали бы миллиард». Существует тенденция: чем менее цивилизованная страна, тем выше устанавливаются требования по капиталу банков. И эта наша тяга рвануть в сторону менее цивилизованных стран мне лично непонятна. Ясно, почему у нас это происходит: это некая форма недобросовестной конкуренции, когда крупные участники рынка хотят убрать мелких из-за того, что они якобы являются источником повышенной опасности. Хотя главным источником многих рисков является отсутствие нормальной конкуренции. А то, что среди небольших по размеру банков выше вероятность мошенничества и афер, так это мнение ошибочно, они в любых по размеру банках могут быть.

— ЦБ и Агентство по страхованию вкладов предлагают ограничить бонусы топ-менеджерам. Вы поддерживаете эту инициативу?

— С одной стороны, вопросы бонусов — это компетенция самого банка и их собственников. Однако если государство оказывает банку поддержку, то в этом случае можно ввести ограничение для бонусов топ-менеджерам. Странно, если банк обращается за государственной поддержкой, а потом выплачивает бонусы своим управляющим. Если банк находится в нормальном состоянии, то вмешиваться в бонусную политику не следует.

— Вам приходится соблюдать интересы банков разных уровней, а они зачастую бывают очень противоречивы. Как вам это удается?

— Когда ты только приступаешь к работе, у тебя один запал, одна энергия, одно желание. Потом когда ты набираешься опыта, то привыкаешь. А для стороннего наблюдателя это уже избыточный консерватизм. Я очень неудовлетворенный человек: мне не нравится и как мой домашний кабинет обставлен. Я не удовлетворен тем, что за прошедший год, за ушедший месяц сделал. Это, конечно, портит здоровье и настроение, но это в определенной степени заставляет тебя двигаться дальше. Со временем все меняется, и надо менять что-то в системе взаимоотношений с участниками рынка. Тем более когда меняются люди, приходят более агрессивные, но еще не знающие всей «кухни». Преимуществом является то, что, когда ты накапливаешь определенный опыт, ты выстраиваешь систему отношений с ведомствами.

В стране происходят значительные изменения. В какой-то период ассоциация была более востребована, например в середине 1990-х, потом в конце этих годов произошел спад. В начале 2000-х, когда начался банковский рост, АРБ опять стала очень востребована. Потом некоторые крупные игроки решили, что они сами для себя могут все решать, и так далее. Ассоциация, как и любая другая структура, переживает спады и подъемы. Это нормально. Самое главное в любой ситуации не отчаиваться, а действовать по известной формуле: «Делай что должен, и будь что будет!» Вот эта формула во многом выручает. Прежде чем за что-либо взяться, я должен понять, нужно ли это банкам, обществу, потребителям. То, что противоречит интересам общества, не может быть интересом банка. Этот локальный интерес завтра станет работать против нас.

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме