Путин заложил кризис в бюджет

Дата публикации: 29.06.2012 01:22 Обновлено: 29.06.2012 01:25
3 061
Время прочтения: 8 минут
Источник
Газета.Ru

Власти России готовятся к кризису, следует из бюджетного послания Владимира Путина. Уже в 2012 году на этот случай резервируется 200 млрд руб. для поддержки системообразующих предприятий, банков и населения. Далее эта сумма будет увеличена, а сам бюджет станет формироваться исходя из более низких цен на нефть. Придется пересматривать расходы, признают в правительстве.

«Проблемы, вызовы для нас заключаются в том, что нужно стимулировать экономический рост, реализовать масштабные социальные программы и при этом застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители», — заявил президент Владимир Путин, оглашая бюджетное послание на 2013—2015 годы.

Мировая экономика находится в турбулентности, и правительство должно быть готово к возможным кризисным проявлениям, подчеркнул он: страховочные механизмы должны быть созданы уже в текущем году.

В начале года такой механизм в бюджете был: на случай резкого ухудшения ситуации в мировой экономике и падения цен на нефть в нем было заложено 200 млрд руб., не расписанных по конкретным расходным статьям. Но весной на фоне роста цен на нефть было принято решение потратить эти средства: еще в апреле министерство экономического развития повысило прогноз средней цены на нефть в 2012 году с $100 за баррель до $115.

Но ожидания, что такая цена продержится до конца года, не оправдались. Текущая цена на нефть опустилась ниже $95 за баррель.

Теперь растраченный резерв придется восстановить в прежнем объеме, заявил Путин, добавив, что за использование антикризисных мер будет отвечать премьер-министр Дмитрий Медведев.

Поскольку нужной суммы в бюджете-2012 уже нет, 200 млрд руб. будут выделены из Резервного фонда. Соответствующее решение принял президиум правительства в четверг, сообщил министр финансов Антон Силуанов. На следующий год антикризисный резерв будет увеличен: для прямого финансирования антикризисных мер в бюджете будет зарезервировано 500 млрд руб., которые в случае ухудшения экономической ситуации будут направлены на поддержку системообразующих предприятий, финансовой системы и социально незащищенных слоев населения.

Еще одна страховка от резких изменений цен на сырье — введение бюджетного правила, согласно которому госрасходы на 2013 год будут планироваться исходя не из текущих или прогнозных цен на нефть, а из средних за последние пять лет.

«Ежегодно расчетный период будет увеличиваться на один год. Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться уже исходя из средней цены на нефть за десятилетний период», — подчеркнул Путин. Если фактическая цена на нефть будет выше, то дополнительные доходы пойдут в Резервный фонд, который послужит «подушкой безопасности» при более низкой стоимости нефти.

Введение бюджетного правила означает, что поступления в казну будут ниже, поскольку средняя цена на нефть за последние пять лет составляет $92 за баррель, тогда как в ранее принятых сценарных условиях экономического развития России в 2013 году нефть стоит $97, в 2014-м — $101, в 2015-м — $104 за баррель.

«Изменение цены нефти на $1 вверх или вниз — это примерно $2 млрд», — приводит расчеты эксперт по бюджетной политике Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Сокращение доходной части бюджета приведет и к уменьшению расходной: дефицит казны не должен превышать 1% ВВП, подчеркивает президент в бюджетном послании.

Увеличивать заимствования для покрытия дефицита бюджета правительство не хочет. «Министр финансов и министр экономики пока не считают, что это необходимо делать, мы будем вместе обсуждать», — сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Увеличивать налоги для повышения доходов власти тоже не могут. «Учитывая наши задачи по снижению сырьевой зависимости, считаю правильным не повышать и зафиксировать существующий уровень налоговой нагрузки для несырьевого сектора. Накладывать на него какие-либо дополнительные обременения недальновидно, нерационально и опасно», — подчеркнул Путин.

Как при сокращении расходов власть планирует «стимулировать экономический рост и реализовать масштабные социальные программы», президент не уточнил.

Эксперты считают, что правительство поставлено перед сложным выбором. «Социальные обязательства трогать никто не будет, пересматривать повышение оплаты бюджетников также никто не станет. Таким образом, остается сокращение госинвестиций и корректировка военных расходов», — рассуждает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина. Возможное перенаправление в резерв средств, расписанных по инвестиционным статьям, обсуждалось на прошлой неделе на заседании правительственной антикризисной комиссии.

Правда, Путин поручил разработать механизм по использованию для инфраструктурных проектов средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Но такие инвестиции ограничены выполнением ряда жестких условий. Если цены на нефть будут выше, чем заложено в бюджете, то сначала дополнительные средства пойдут на пополнение Резервного фонда до законодательно установленного размера — эту величину предстоит определить. Лишь после этого средства начнут поступать в ФНБ, но тратить их в первую очередь будут на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Только после этого очередь дойдет до инвестиций. «Финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх объемов, необходимых для трансфертов Пенсионному фонду», — подчеркнул президент.

Бизнесмены оценили бюджетное послание Путина

Предприниматели, инвесторы и экономисты оценивают решение Владимира Путина зарезервировать часть расходов бюджета на случай кризиса уже с 2012 года.

Сергей Васильев, председатель совета директоров группы «Русские фонды»:

— Цена не нефть в последнее время начала падать. Если в конце прошлого года цена не колебалась, то сейчас есть риски снижения стоимости нефти. Скорее всего, это побудило власть принять экстренные меры.

Мы давно в кризисе, с 2008 года не выходили. Ситуация может ухудшиться. Из-за падения цен на нефть, кризиса в Европе, замедления роста экономики США или каких-то других событий.

Рынки очень нервные и могут быстро обвалиться на двух-трех новостях. Все антикризисные меры в компании мы приняли еще в 2008 году.

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей

— В Европе кризис, и цепная рецессия отчетливо просматривается: цены на нефть ведут себя недружественно к российскому бюджету. Создание резерва — необходимая мера, но это вовсе не значит, что деньги будут куда-нибудь потрачены. Если они будут предусмотрены в бюджете 2012 года, их можно будет сохранить и на 2013 год, но только в случае, если цена на нефть будет находиться на уровне $100 за баррель и если не развалится еврозона.

Сейчас речь идет о введении в действие бюджетного правила, в соответствии с которым часть нефтегазовых доходов поступает в Резервный фонд. В последнее время мы сильно увеличили расходы, в том числе в контексте исполнения предвыборных обязательств, когда из-за корректировки бюджета пришлось менять прогноз цен на нефть с $100 до $115 за баррель. Сейчас речь идет об обратной корректировке. Если раньше мы могли говорить о перспективах кризиса, то сейчас его признаки налицо, именно те, которые влияют на российский бюджет: цена на нефть, обменный курс и т. д. Многие параметры начали менять в течение последнего месяца. Это, видимо, заставило Владимира Путина уже сейчас внедрять бюджетное правило на среднесрочную бюджетную налоговую перспективу.

Ощутить кризис сейчас может только бюджет. Но сформировать резерв, о котором говорил Владимир Путин, можно, только умерив аппетиты бюджетополучателей, — вот тогда начнется чувствоваться кризис.

Если сейчас мы говорим об общих цифрах, то позднее речь зайдет о тех бюджетополучателях, которые рассчитывают на бюджетное финансирование, а им нужно будет уйти с пустыми карманами. Им придется ориентироваться на те объемы, которые были изначально запланированы в начале года.

Важно то, что у Путина нет желания увеличивать налоги для формирования дополнительного резерва с сохранением высоких бюджетных расходов. Не хотелось бы, что пострадали государственные инвестиции в инфраструктурные проекты. Но такие проекты, как строительство Новой Москвы, которое уже оценивается в 10 млрд евро, можно было бы попридержать и посмотреть, нельзя ли эти деньги направить на такие инфраструктурные проекты, которые сами могут стать стимулами экономического роста и деловой активности через расшивку инфраструктурных ограничений. На мой взгляд, строительство города для чиновников не «расшивает» те инфраструктурные ограничения, с которыми уже сталкивается экономика и может столкнуться, если у нас будут устойчивые темпы роста, превосходящие 4% в год.

Григорий Гусельников, председатель совета директоров «Вятка-банка»:

— 200 млрд руб. — это очень смешная сумма, и она российской экономике в экстренной ситуации помочь не сможет.

Александр Малис, гендиректор «Евросети»:

— Владимир Путин точно не говорит о начале кризиса, но предупреждает, что нужно быть готовыми к нему. Он в этом плане оптимист и всегда говорит «ничего страшного, ничего не будет», но при этом дает сигнал, что у России есть резервные деньги на крайний случай и бояться нечего. Но если кризис наступит, этих денег хватит только на первое время.

Мы видим пока только предвестников кризиса: например, банки сокращают лимиты нашим партнерам, появляется много компаний, перегруженных кредитами, а это тоже обычно предвестник кризиса.

Дмитрий Полевой, экономист российского офиса ING:

— Никто не скажет, будет кризис или нет, будет новая волна или нет. Но учитывая, что все научены горьким опытом 2008—2009 годов, очевидно, что было бы правильно перестраховаться и проработать антикризисные механизмы, которые могут понадобиться. В данной ситуации это правильная мера. Речь может идти о нескольких сотнях миллиардов рублей, и очевидно, что вопрос о сумме еще открыт.

Вадим Сосков, генеральный директор УК «Капиталъ»:

— Это свидетельствует о том, что ситуация в мировой экономике значительно серьезнее, чем можно было предположить, раз государство предпринимает меры по резервированию. 19 июня было объявлено о резервировании 500 млрд руб. на социальные нужны. Если прибавить объявленные суммы к уже существующим фондам, то получается,что 5,5 млрд руб. могут быть направлены на поддержку экономики. В кризисный 2008 год было направлено 6,4 млрд руб. на поддержку экономики. Тогда это называлось «подушка Кудрина», теперь готовится «подушка Путина». Государство осознает существующие проблемы в экономике и готовится к худшему по принципу «Хочешь мира — готовься к войне». Это добавляет уверенности.

Евгений Фетисов, партнер Da Vinci Capital:

— Лучше перебдеть, чем недобдеть. Хорошо, что деньги резервируются, хуже будет, если они понадобятся, а их не будет. Мы интегрированы в глобальную экономику и зависим от того, что происходит в Европе. Кризис идет, он не прекращался.

Владимир Тихомиров, главный экономист банка «Открытие»:

— Он страхуется, а не перестраховывается. Как показывает опыт 2008—2009 годов, этой суммы может оказаться недостаточно. Все зависит от того, насколько глубоким будет кризис, — этого пока понять нельзя. Но то, что сейчас ситуация в Евросоюзе развивается не очень благоприятным образом, — очевидно. Нарастают и проблемы в китайской экономике, политическая и военная напряженность на Ближнем Востоке, есть неопределенность в американской экономике. В этой ситуации разумно готовиться к негативному сценарию.

Если продолжится падение на мировых рынках и возникнут проблемы в крупных глобальных банках, то не исключено повторение ситуации конца 2008 года, когда кредитные рынки начали закрываться, в том числе для заемщиков из России, что создало проблему для обслуживания долга для многих банков и компаний. И Путин может опять заставить правительство оказывать помощь, как это было в конце 2008 года.

Ольга ТАНАС, Юлия ОРЛОВА, Екатерина БРЫЗГАЛОВА

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме