• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Дальний Восток готовят на близкое будущее

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 07.09.2012 09:25
1 836
Время прочтения: 11 минут
Источник
Коммерсант
​

На открывающемся сегодня во Владивостоке саммите участников Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) у России есть шанс заявить о своих планах нового этапа освоения Дальнего Востока и Сибири. Если эти планы так и останутся на бумаге, Россия рискует стать сырьевой провинцией быстрорастущей Азии.

В Москве политическая элита вспоминает о Дальнем Востоке и Сибири в основном по электоральным соображениям. По словам одного из чиновников федерального правительства, именно поэтому этой причине перед выборами президента в феврале Кремль вынужден был отправить в отставку губернатора Приморского края Сергея Дарькина, утратившего лояльность приморских избирателей. По политическим соображениям было создано и отдельное Министерство по развитию Дальнего Востока. «Избиратели в этом федеральном округе традиционно считают, что у чиновников в Москве не доходят руки до решения проблем региона,— говорит собеседник «Ъ».— Новое ведомство должно переломить эту ситуацию». Но Москва до сих пор не выработала системного подхода к решению проблем Дальнего Востока и Сибири. Впрочем, министр развития Дальнего Востока Виктор Ишаев настаивает, что у государства есть конкретные планы по развитию региона, что позволит привлечь в регион к 2015 году 3 трлн руб. инвестиций, а к 2025 году — 9 трлн руб. На какие проекты рассчитывает власть?

Северные торговые пути

Летом на выездном совещании в Омске премьер-министр Дмитрий Медведев поручил РЖД вместе с Минтрансом и Минэкономразвития разработать план привлечения концессионеров, готовых вложить деньги на расширение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба. По подсчетам монополии, на эти цели необходимо 0,9—1 трлн руб. Особой альтернативы, кроме концессии, у властей нет: РЖД постоянно подчеркивает, что компании не хватает минимум 400 млрд руб. для обновления железнодорожной инфраструктуры по всей стране.

После расширения БАМа и Транссиба, рассчитывают чиновники, на Дальнем Востоке и Сибири появится новый транспортный коридор для транзита товаров из Китая и всей Азии в страны Евросоюза. По данным Министерства коммерции КНР, только в июле этого года китайские производители экспортировали в Европу товаров на $29,37 млрд. Россия из-за ограниченности транспортной инфраструктуры, длительности таможенных процедур и высоких тарифов на перевозку пока не может конкурировать с традиционным маршрутом. Экспортеры из Азии, работающие с Европой, сейчас используют морской коридор через мыс Доброй Надежды и Суэцкий канал. Но этот маршрут из-за активности пиратов в Сомали стал рискованным, что вынуждает экспортеров из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) искать альтернативные транзитные коридоры, говорится в исследовании «К Великому океану, или Новая глобализация России», подготовленном к саммиту АТЭС во Владивостоке международным дискуссионным клубом «Валдай» (создан Советом по внешней и оборонной политике).

Конкурентом Дальнему Востоку и Сибири может стать Казахстан. После создания Таможенного союза грузы из этой страны в Россию и до границ Европы проходят беспрепятственно. В связи с этим, предупреждают эксперты клуба «Валдай», следует ожидать оттока китайских грузов с Транссиба в пользу железной дороги, которая идет через Западный Синьцзян в Казахстан и далее — в европейскую часть России. Но власть это не пугает. «Если мы не построим БАМ-2, то не будут развиваться крупные угледобывающие предприятия — просто потому, что они не смогут вывезти свою продукцию, а это ни много ни мало в перспективе 70 млн тонн»,— говорит Виктор Ишаев. По оценкам министра, текущая пропускная способность БАМа чуть превышает 12 млн тонн в год. Если уже сейчас начать инвестировать в магистраль, то через три года объем перевозок увеличится в пять раз, а к 2030 году достигнет 100 млн тонн в год.

В борьбе за транзит товаров из Азии Россия готова прорубить новое окно в Европу через Арктику. Срок доставки грузов по Северному морскому пути от японского порта Иокогама до голландского Роттердама составляет 15 дней, в то время как через Суэцкий канал — месяц. Этот проект позволит оживить умирающие портовые города на Арктике — Певек и Тикси, отмечается в исследовании клуба «Валдай». Но, предупреждают эксперты, срок навигации по Северному морскому пути составляет два-четыре месяца в год. Впрочем, у этого маршрута есть два других больших минуса — вследствие отсутствия финансирования в 90-х годах практически разрушенная система метеорологического обслуживания и закрытость арктических портов, где в основном расположены городки пограничников.

Китайский элемент

Для соседей по Азии Дальний Восток и Сибирь по-прежнему интересны как сырьевые провинции субконтинента. По оценкам Виктора Ишаева, объем иностранных инвестиций в тот же Дальний Восток в 2000—2011 годах составил почти $10 млрд, из которых 93% средств пришлось на сырьевой сектор. Крупные проекты в регионе развивает «Газпром». Господин Ишаев надеется, что дальнейшее развитие сахалинских нефтегазовых проектов позволит привлечь в регион инвестиций на 1,8 трлн руб. Но за неделю до саммита АТЭС монополия заявила, что проект освоения Штокманского месторождения, реализуемый совместно с французской Total, откладывается. Китай, заинтересованный в регулярных поставках из России углеводородного сырья по прогнозируемым ценам, вынужден будет искать альтернативный источник поставок. В связи с этим Пекин может переориентироваться на Казахстан, который также заинтересован протянуть свой газопровод к китайской границе, констатируется в исследовании клуба «Валдай».

У министра Ишаева на этот счет есть свой аргумент: «Продолжается освоение Ковыктинского и Чаяндинского газовых месторождений, строительство газопровода из Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), который планируется присоединить к газопроводу Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Это позволит создавать вдоль новой трассы газохимические предприятия». Строительство же нефтепровода позволит создать в регионе заводы по производству метанола, аммиака, минеральных удобрений, полиэтилена, спрос на которые очень высок в азиатских странах. До тех пор пока власти не примут решение создать на Дальнем Востоке и Сибири специальные промышленные кластеры, как это происходит в Китае, все заявления о развитии производства в регионе будут носить исключительно декларационный характер, парируют эксперты клуба «Валдай».

Новая целина и старая Европа

Неочевидные перспективы уже заявленных проектов по модернизации БАМа, Транссиба и неопределенность с освоением месторождения в Штокмане фактически подтверждают выводы исследования клуба «Валдай» об отсутствии у властей какого-либо конкретного плана нового освоения Сибири и Дальнего Востока. Это показывает и опыт подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке, где главной задачей было подготовить город к встрече гостей и только во вторую очередь — сформировать актуальную для региона повестку дня, которую российская сторона представляет главам стран АТЭС. «Нет единого понимания (в правительстве РФ.— «Ъ»), как развивать Дальний Восток и Сибирь,— соглашается собеседник «Ъ» в правительстве.— Все предложения по привлечению в регион инвесторов заканчиваются тем, что необходимы налоговые преференции».

Проблема не только в отсутствии конкретного плана, но и убежденность политической элиты России в том, что Европа, несмотря на кризис в еврозоне, должна оставаться главным экономическим партнером. Между тем центр тяжести мировой экономики перемещается в Азию, чем могла бы воспользоваться Россия для привлечения инвестиций в создание инфраструктуры и предприятий, выпускающих продукцию высокой переработки.

По данным департамента по социальным и экономическим вопросам ООН, объем сбережений по всему миру достигает $15 трлн, из которых на долю Китая приходится около 20%. Что эквивалентно накоплению всех стран ЕС. На долю Китая, Японии, Южной Кореи и Индии приходится почти 35% совокупных мировых сбережений. Но взаимные инвестиции России и Китая не превышают $3 млрд. Китайские компании, как и бизнесмены из стран АТЭС, преимущественно инвестируют в сырьевые отрасли, что не может не настораживать власть. Более того, в страны региона Россия экспортирует сырье, а импортирует машины, оборудование и готовую продукцию. Если положение дел не изменится, то это приведет к ослаблению позиции России в АТЭС, прогнозируют эксперты «Валдая».

Пока Россия может гордиться только тем, что в азиатском блоке АТЭС (не включает страны Америки) входит в пятерку стран, где значительны темпы роста доходов. По прогнозам PricewaterhouseCoopers, к 2021 году в России годовые доходы на душу населения увеличатся с текущих $9,676 тыс. до $19,366 тыс. Самый быстрый рост доходов будет наблюдаться в Китае (с $3,828 тыс. до $16,3 тыс.) и Южной Корее (с $33,55 тыс. до $64,132 тыс.).

С увеличением доходов населения в странах Азии уже сейчас наблюдается резкое повышение цен на продукты питания, что заставляет политиков этих государств задумываться о своей продовольственной безопасности. Крупный российский бизнес уже пытается войти в этот мейнстрим, доказательство чему ожесточенная борьба за принадлежащие государству 50% Объединенной зерновой компании (ОЗК) между «Базэлом» Олега Дерипаски и группой «Сумма» Зиявудина Магомедова. «Сумма» уже анонсировала об инвестировании вместе с ОЗК около 7 млрд руб. на строительство в порту Зарубино на юге Приморья терминала по экспорту зерна в страны АТР. Чтобы обеспечить Азию зерном, необходимо не только развивать земли на Алтае — традиционного поставщика зерновых, но и осваивать новые земли Минусинской котловины на юге Красноярского края и Хакасии, Даурские степи в Читинской области и Бурятии.

Из Москвы во Владивосток

Еще одним приоритетом для развития Дальнего Востока и Сибири должно стать строительство современных автодорог, которые связали бы регион с соседними странами, что, по мнению экспертов «Валдая», позволило бы увеличивать российский импорт в АТР. За Уралом нет ни одной федеральной трассы, которая выходила бы к китайской границе. Пока же для экспорта остается два пути в Китай через Монголию — Чуйский тракт и трасса от Красноярска до Кызыла.

Проект нового освоения Сибири и Дальнего Востока нужно начинать хотя бы с малого, а именно определять эффективность работы местных губернаторов, учитывая объем привлеченных в их регион инвестиций, считает один из авторов исследования клуба «Валдай», директор Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Тимофей Бордачев. Эксперты клуба предлагают начать и с радикального шага — передать часть столичных функций Владивостоку. В Приморье предлагается перевести не только Совет федерации, что только приведет к бесполезности бюджетных расходов, а весь основной экономический блок федерального правительства. Мотивируется такое предложение опять тем же, что центр мировой экономики перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. В качестве примера эксперты приводят опыт Казахстана, который благодаря переносу столицы из Алма-Аты в Астану удержал свои территории на севере. Кроме того, переезд во Владивосток позволит федеральным чиновникам изменить свое отношение к Азии.

«Не надо пытаться перетягивать в регион финансирование из Европы»

Сейчас страны Азии из-за высокой ликвидности готовы активно инвестировать за рубеж. В интервью «Ъ» председатель делового саммита АТЭС во Владивостоке, президент ВТБ Андрей Костин рассказал, что Россия должна воспользоваться этой возможностью для строительства инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Сибири.

— Какие меры, на ваш взгляд, нужно принять, чтобы Россия смогла стать ключевым игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)?

— Для начала необходимо переосмыслить нынешнюю экономическую и политическую стратегию с учетом того, что центр тяжести мировой экономики перемещается в азиатский регион. Благодаря своему географическому расположению Россия может стать одной из ключевых стран в АТР. Но инфраструктура Дальнего Востока и Сибири в отличие от соседних стран по-прежнему остается неразвитой. Руководство страны это признает: ведь не случайно власти пошли на создание специального Министерства по развитию Дальнего Востока. Даже сама идея проведения во Владивостоке саммита АТЭС лишний раз доказывает тот факт, что федеральный центр понимает: азиатский вектор развития экономики не менее важен, чем европейский. Более того, сейчас есть все предпосылки для создания на Дальнем Востоке и в Сибири транспортного коридора, который соединит страны АТР с Евросоюзом, а также для развития за Уралом энергетического комплекса и добычи углеводородов. Кроме того, мы должны строить порты, трубопроводы, налаживать авиационное сообщение. Такие проекты могут быть реализованы на основе государственно-частного партнерства.

— Для старта упомянутых вами проектов помимо политической воли необходима доступность финансовых ресурсов. Как удешевить кредиты для компаний, которые согласятся участвовать в проектах государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке и в Сибири?

— Мне кажется, не надо пытаться перетягивать в регион финансирование из Европы, а воспользоваться рынком АТР. Сегодня Китай, который способен инвестировать большие деньги, становится одним из крупнейших экспортеров капитала. Контакты ВТБ с финансовыми институтами Китая показывают, что китайские инвестфонды, такие как, например, государственный CIC, готовы стать портфельными инвесторами в тех или иных российских компаниях и покупать миноритарные доли. Есть возможность и привлечения капитала из других стран региона — Южной Кореи, Японии, Тайваня и т. д.

— Тот же Китай заинтересован инвестировать в российские компании, не производящие продукцию глубокой переработки. По сути, Пекин готов финансировать Дальний Восток и Сибирь как свой сырьевой придаток.

— Конечно, есть определенные опасения в этом плане. Но мы не можем не учитывать тот фактор, что сегодня Китай — вторая экономика мира, а потенциально первая. Понятно, почему Пекин заинтересован в финансировании сырьевого сектора на Дальнем Востоке и в Сибири. Китайской промышленности нужны энергоресурсы, и желательно по предсказуемым ценам. И чтобы избежать крена, когда капитал из стран АТР идет только в сырьевой сектор, необходимы определенные ограничители. В то же время для получения инвестиций в отрасли, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью, напротив, необходимо предложить мощные стимуляторы.

— Возможна ли в виде такого стимулятора конкуренция капитала, когда наряду с китайскими инвестициями в эту часть России могут быть инвестированы средства федерального стабилизационного фонда?

— Я только за конкуренцию. Сегодня, когда потребность экономики в той же инфраструктуре существенно превышает имеющиеся инвестиционные ресурсы, не так много альтернатив. Поэтому я сторонник более открытой политики в отношении иностранного капитала. Кроме того, мощным стимулятором могут стать особые преференции для компаний, работающих на Дальнем Востоке и в Сибири. Это уже реальное, а не декларативное изменение инвестиционного климата.

— Какие отрасли помимо сырьевой промышленности могут быть якорными на Дальнем Востоке и в Сибири?

— Я выделил бы судостроение. Объединенная судостроительная компания совместно с корейцами готова строить новые верфи в регионе. Еще одной точкой роста может стать автомобилестроение, учитывая, что «Соллерс» уже запустил во Владивостоке свой завод. Также необходимо развивать электроэнергетику: с одной стороны, на Дальнем Востоке и в Сибири есть все необходимое для этого, с другой — у стран региона огромная потребность в электричестве. Кроме того, необходимо строить новые и развивать уже имеющиеся порты. Например, Сингапур, который благодаря развитию своего порта стал одним из серьезнейших игроков в АТР. Или возьмем Китай, где для развития той или иной отрасли создаются региональные кластеры.

— Что мешает российским компаниям использовать азиатские биржевые площадки для проведения IPO?

— Самое простое — незнание азиатских рынков. Эмитенту из России, который для IPO выбирает площадку в Лондоне или Нью-Йорке, понятны требования законодательства Великобритании и США. В Азии же, в частности в Гонконге или Шанхае, законодательство, регулирующее финансовые рынки, требует каких-то дополнений. Например, в 2008 году ВТБ впервые поднял вопрос об инвестировании средств китайских фондов в Россию. Но чтобы запустить этот процесс, оказалось, что китайскому регулятору на финансовых рынках необходимо выпустить подзаконный акт, в котором признается, что Россия считается страной, разрешенной для инвестирования. Как только были сняты эти ограничения, процесс хотя и медленно, но пошел.

Халиль АМИНОВ

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
31.05.2025
766
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
30.05.2025
1705
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
29.05.2025
9625
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
29.05.2025
3687
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
28.05.2025
2814
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
28.05.2025
4156
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
27.05.2025
5776
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
26.05.2025
3067
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
25.05.2025
7492
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
24.05.2025
4329

Материалы по теме

Больше всего займов берут Близнецы, а Весам чаще одобряют крупные суммы: исследование МКК «Срочноденьги»
Валютные проверки ЦБ в банках и ситуация в «Тинькофф». Обзор прессы 19 мая
DB закрыл счета российских банков, а клиенты жалуются на Сбербанк. Обзор прессы 18 мая
Валютный рекорд России и взлет цен на сантехнику. Обзор прессы 17 мая

Главная Новости Обзор прессы Дальний Восток готовят на близкое будущее
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+