• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Кэшируй это!

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 24.10.2012 10:02
3 238
Время прочтения: 9 минут
Источник
Компания
​

«Зато можно отметить рост числа запросов от международных и отечественных компаний, — подчеркивает вице-президент — директор департамента маркетинга и банковских продуктов Нордеа Банка Владислав Боднарчук. — Спрос растет на все услуги cash management». По оценке заместителя начальника департамента по информационной политике Газпромбанка Ольги Хроленко, за последние два-три года динамика продаж составляла 20—50% ежегодно, в зависимости от продукта.

Отмечает Владислав Боднарчук и отдельный «кластер» роста — сервисы cash pooling, становящиеся более распространенными и «привычными». Многие российские компании, обладающие активами за рубежом, интересуются, по его словам, созданием международных кэш-пулов, возможностью участия в них наших компаний и т. д. «Мы наблюдаем рост как в сегменте domestic pooling (услуги cash pooling внутри страны, такие как physical pooling и notional pooling), так и cross-border pooling (создание международных кэш-пулов для оптимизации финансовых потоков международных компаний)», — рассказывает Владислав Боднарчук.

«Все больше компаний, даже, скорее, все больше руководителей компаний, возможно, акционеров, понимают, что есть время разбрасывать камни, когда скупаются предприятия, а есть время собирать камни, то есть оценивать финансовую отдачу от своих вложений, — добавляет руководитель службы развития и сопровождения РЦК (расчетный центр клиента) Связь-банка Александр Клименко. — И только с помощью cash management можно увидеть консолидированную картину».

Спросили мы у эксперта и о том, какие же продукты традиционно относятся к cash management? «На самом деле для каждого понятие cash management свое, — отвечает Александр Клименко. — Для одних cash management — это просто консолидация средств на мастер-счете, с которого дочерние компании осуществляют платежи, для других — уменьшение процентных расходов («дочки» размещают в банке депозит, материнская компания берет кредит на более выгодных условиях), для кого-то — выделение денег филиалам по мере надобности на основе платежей, сформированных ими на следующий день».

«В нашем банке основным продуктом cash management в разделе бюджетирования расходов является система «Расчетный центр клиента» (РЦК)», — приводит пример Александр Клименко. В рамках РКЦ клиенты получают услуги финансового мониторинга, авторизацию платежных документов, контроль за исполнением бюджета предприятия, различную управленческую отчетность.

В свою очередь заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Серов добавляет, что, по его мнению, основным содержанием решения cash management, как правило, являются три главные составляющие: управление процентными ставками и остатками на счетах в банках (Liquidity M.), управление денежными потоками (Cash Flow M.). Иногда говорят еще и об управлении оборотным капиталом (Working Capital M.).

«Cash management — это комплекс услуг, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием бизнеса: открытие и ведение счета, перевозка ценностей, кассовые операции, зарплатные проекты, эквайринг, — продолжает тему начальник управления методологии и корпоративных продуктов департамента корпоративного бизнеса банка «Возрождение» Владимир Богомолов. — К услугам cash management можно также отнести управление свободными средствами, размещение депозитов, покупку векселей».

По словам Владислава Боднарчука, в России традиционно к cash management относят несколько групп сервисов. Первая группа — сервисы, дающие возможность централизованно получать информацию о балансах и транзакциях на счетах группы компаний (включая счета, открытые в других банках), распоряжаться этими счетами, контролировать (акцептовать) платежи. Вторая группа — сервисы по управлению ликвидностью, основными из которых являются сервисы «физического», «номинального» и «трансграничного» пулинга. Они позволяют отдать на аутсорсинг банку целый ряд операций корпоративного казначейства, более рационально использовать собственные средства и меньше прибегать к заемному финансированию. Как результат, эффективность использования средств в рамках группы компаний увеличивается. Третья группа помогает корпорациям оптимизировать управление оборотным капиталом. Сюда можно отнести сервисы, позволяющие ускорить распознавание и привязку поступлений от контрагентов в бухгалтерии клиента (в результате чего ускоряется оборачиваемость поступлений от дебиторов), а также комплексные решения в области supply chain finance, направленные на оптимизацию всей цепочки «поставщик — клиент банка — покупатель».

Необходимо отметить, что за рубежом термин cash management трактуется шире — к нему относят также услуги по обслуживанию счетов, проведению платежей, инкассации, эквайрингу и т. д. вплоть до овердрафтов к расчетным счетам. В российской практике эти транзакционные сервисы (за исключением овердрафтов), являющиеся традиционными для нашего рынка, обычно объединяют термином расчетно-кассовое обслуживание (РКО).

По словам директора по продажам расчетного бизнеса Альфа-банка Евгения Галунина, отличия в наборах элементов, из которых состоят продуктовые линейки cash management в российских и зарубежных банках, продиктованы в первую очередь требованиями крупных транснациональных клиентов: IT-интеграция, централизация казначейств и оптимизация.

«В зарубежных банках гораздо бОльшее количество продуктов относят к cash management, — поясняет Ольга Хроленко. — Причина в историческом развитии продуктового ряда коммерческого банкинга РФ. К моменту появления и начала развития в нашей стране термина и направления cash management многие продукты, включенные в это направление за рубежом, уже существовали и управлялись в рамках других продуктовых линеек и оргструктур».

«В целом потребности иностранных и российских компаний в области cash management совпадают, что обусловлено схожими задачами, стоящими перед казначействами крупных корпораций как за рубежом, так и у нас в стране, — отмечает Владислав Боднарчук. — С другой стороны, несколько десятилетий развития cash management за рубежом позволили создать целый ряд сервисов, отвечающих потребностям клиентов, а также соответствующую законодательную базу. В последние годы интерес российских компаний к сервисам cash management растет, и банки адаптируют международные практики для РФ, решая целый ряд вопросов, связанных с несовершенством законодательства. В результате тот или иной сервис cash management не всегда по своему функционалу может соответствовать зарубежному аналогу. Тем не менее на российском рынке успешно представлены основные группы сервисов, они решают задачи, которые ставят клиенты».

В ряде случаев особенности, по мнению эксперта, обусловлены страновой спецификой. К примеру, за рубежом банки редко представляют «аутсорсинг» таких казначейских функций, как акцепт платежей компаний группы, их контроль на соответствие заранее утвержденным лимитам и т. д. Причина заключается в том, что подобные функции исполняют информационные системы клиентов, построенные на таких платформах, как SAP, Oracle, IBM и т. д. В отечественной практике такие системы также используются, но реже, что привело к появлению подобных сервисов в числе услуг cash management, предоставляемых банками в России.

С другой стороны, зарубежная практика максимально учитывает потребности транснациональных компаний, стремящихся к централизации казначейских функций. Этим потребностям отвечают сложные сервисы cash management в области организации централизованного доступа и распоряжения счетами, открытыми в десятках обслуживающих банков по всеми миру, интеграции с ERP-системами и «платежными фабриками» клиентов, создания международных кэш-пулов, способных оптимизировать управление денежными потоками крупной корпорации. Подобного рода сервисы начинают появляться и в российских банках как результат растущего спроса со стороны наших транснациональных компаний, управляющих активами за пределами страны, однако в настоящий момент уровень развития этих сервисов (как и уровень спроса) пока не достиг зарубежного.

Попробовали мы выяснить, кто является сейчас основным потребителем услуги cash management в России? По мнению Сергея Серова, это крупные компании с разветвленной сетью дочерних структур и децентрализованными казначейскими функциями. «Они несут ощутимые издержки при проведении операций, — поясняет эксперт. — Это компании, финансовый менеджмент которых думает о повышении эффективности текущей деятельности. Посыл для иностранных компаний такой же, просто для Запада использование такой услуги характерно и традиционно, да и банковские институты предоставляют эту услугу как обычную, а не как эксклюзивную».

Как считает Владимир Богомолов, в принципе cash management интересен в первую очередь розничным компаниям с широкой сетью: он дает головной структуре возможность управлять счетами, отслеживать динамику и ликвидность всех участников группы. По сути, это клиенты, для которых услуга cash management интересна с точки зрения распределения и консолидации средств на расчетных счетах: транспортные компании, сети магазинов, аптек, АЗС, гипер- и супермаркетов, отделения почтовой связи.

«Если рассматривать узко cash management как комплексные продукты управления ликвидностью, то в основном это крупные компании, со сложной структурой, обширной географией и индивидуальными потребностями, — дополняет коллег Евгений Галунин. — В широком смысле слова это любое юридическое лицо, у которого есть банковский счет».

Свое мнение по этому вопросу есть и у Владислава Боднарчука: «Сегодня решения cash management являются предметом спроса крупных российских компаний, а также крупных и средних международных компаний. В силу того, что за рубежом эта группа банковских сервисов развивается несколько десятилетий, распространенность сервисов среди корпоративных клиентов выше. Многие зарубежные компании (не только крупные, но и средние) успели оценить преимущества cash management, и они продолжают формировать спрос на новые, все более эффективные сервисы». Российским же корпорациям, по словам эксперта, потребовалось время, чтобы в условиях растущей экономики перейти от выстраивания бизнеса как такового к оптимизации внутренних процессов, изучить зарубежную практику, адаптировать ее к реалиям в России. «Наше законодательство во многом не соответствует передовым тенденциям мирового рынка и не так оперативно реагирует на изменения потребностей рынка российского. Это мешает корпорациям гибко выстраивать свою структуру и бизнес-процессы. Но по мере того, как преимущества cash management становятся более очевидными, иностранные практики находят все большее применение», — резюмирует Владислав Боднарчук.

Владислав Боднарчук, вице-президент — директор департамента маркетинга и банковских продуктов Нордеа Банка: «Группа Nordea является одним из лидеров cash management в Европе, и в России мы также предоставляем клиентам полный спектр услуг в области организации централизованного доступа и управления счетами группы компаний (внутри страны и за рубежом), управления ликвидностью (внутрироссийские и международные кэш-пулы), идентификации входящих платежей. Предлагаемые решения позволяют нашим корпоративным клиентам сделать управление финансами более прозрачным, оперативным и, самое главное, более эффективным. Услуги cash management, разработанные в Нордеа Банке, обладают значительным запасом гибкости. Одним из важных конкурентных преимуществ банка являются готовность и способность разрабатывать индивидуальные решения, учитывающие потребности крупных заказчиков. Необходимо отметить и достигнутый нами высокий уровень автоматизации услуг cash management, что позволяет уверенно предлагать решения, доказавшие свою эффективность на практике, широкому кругу крупных и средних корпоративных клиентов».

История вопроса

Cash management появился в США в начале 70-х годов прошлого века и сразу же стал инструментом, благодаря которому банки смогли повысить доходность оборотного капитала системообразующих предприятий, сократив «пробег» платежных документов и ускорив оборачиваемость денег. Согласно определению словаря экономических и финансовых терминов, cash management — это совокупность банковско-бухгалтерских услуг, оказываемых отдельными банками (или их объединениями) корпоративной клиентуре по управлению ее наличностью с целью оптимизации внутренних финансовых потоков и осуществления фирменного планирования на предмет достижения максимизации дохода.

Андрей МОСКАЛЕНКО

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Провели оплату по моему телефону, хотя я был в другом городе»: как вернуть деньги
«Провели оплату по моему телефону, хотя я был в другом городе»: как вернуть деньги
02.06.2025
25732
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
31.05.2025
10512
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
30.05.2025
5735
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
29.05.2025
13822
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
29.05.2025
4927
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
28.05.2025
6069
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
28.05.2025
5251
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
27.05.2025
6477
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
26.05.2025
3748
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
25.05.2025
8331

Материалы по теме

ФНС расскажет банкам о счетах бизнеса
Обналичивание с юридическим лицом
Кредиты дешевеют медленно
Правительство одобрило новую процедуру реструктуризации при банкротстве

Главная Новости Обзор прессы Кэшируй это!
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+