• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Зачем банку, чтобы выжить, становиться не банком?

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 21.12.2012 16:25
2 147
Время прочтения: 5 минут
Источник
Ведомости
​

Если бы Центробанка не было, его надо было бы придумать. Своей политикой контроля ставок по депозитам, повышения норм резервирования, ограничения процентов по потребительским кредитам он не «закручивает гайки» и никого не душит. Все, что он делает, это намекает на то, что пора бы банкирам развиваться дальше, и это очень положительно сказывается на банковском секторе.

Если посмотреть на розничный банковский бизнес, то увидим, что его качественная эволюция остановилась года четыре назад. Развитие шло, пока рынок только становился, оттачивал оценку рисков. А сейчас все делают одно и то же: кредиты-кредиты-кредиты, депозиты, конкуренция ставками, маркетинговыми бюджетами и географией присутствия. Поэтому, снижая доходность банковского бизнеса, сконцентрированного только на товаре, Центробанк стимулирует банкиров работать на дальнейшее развитие.

Чтобы уровень дохода банков оставался прежним, нужно менять саму природу бизнеса. Если сейчас превалирует процентный и не процентный транзакционный доход, то сейчас необходим абсолютно новый тип дохода — не процентный не транзакционный. Появиться он может, только если банк будет продавать клиенту не продукты, а отношения. Отношения и возможность управлять ими позволяют создать экосистему вокруг клиента. Необходимо владеть отношениями с клиентами, а не продуктами.

Компания Apple выстраивает вокруг клиента замкнутую экосистему — у нее самые высокие цены, прибыль и лояльность клиентов. При этом, по оценке ряда исследователей, цена смены этой экосистемы для клиента составляет приблизительно $5000. Вам продают определенную логику потребления контента, удобство его использования, хранения и распределения, а далее с каждым новым устройством вы все больше возводите сами вокруг себя ров против перехода в другую систему.

Ресторанный холдинг Ginza Project владеет отношениями со своей целевой аудиторией — средним классом с доходом выше среднего в Москве и Санкт-Петербурге. У них есть узнаваемый и пользующийся доверием потребителей зонтичный бренд, отработаны технологии и поставщики, система подбора и обучения персонала, клиентская база и технологии, позволяющие быстро найти подход к потребителю с помощью рекламы. Владея отношениями, они не тратят денег на развитие (основные инвестиции в проекты привлекаются от частных инвесторов), все больше и больше выстраивают экосистему вокруг потребителей уже не только из ресторанов и кафе, но и из консьерж-сервиса, турагентства, бани и т. д. Те же, кто занимается не отношениями, а продуктом (в ресторанном бизнесе это, соответственно, кухня и меню, конкретное место, и т. д.), имеет меньшую прибыль и плохо масштабируется в развитии.

Компания Starbucks в Америке построила огромный бизнес в виде финансовых мобильных приложений для клиентов своих кофеен. «Я думаю, что компании больше не могут игнорировать происходящий сейсмический сдвиг. За время существования нашего приложения было совершено более 2 миллионов транзакций еженедельно и не менее 11 миллионов покупок. Это напрямую указывает на смену парадигмы — Starbucks становится технологической компанией!» — говорит Говард Шульц в одном из интервью.

Nespresso начиналась как проект b2b («бизнес — бизнес») по поставке кофе-машин в офисы, рестораны и гостиницы и в какой-то момент оказалась на грани банкротства. Переориентировавшись на рынок b2c («бизнес — потребитель») и построив замкнутую экосистему вокруг своих клиентов (уникальные кофе-машины, капсулы, демонстрационные залы и т. д.) и отношений с ними, она не только стала прибыльной, но и получила высочайшую лояльность клиентов в своем секторе при высочайших ценах и марже.

Есть и обратные примеры, когда компании-лидеры не захотели переходить от продукта к отношениям и не заметили технологические инновации вокруг. Классический пример — Kodak, которая не поверила в цифровые технологии, работала по старинке и обанкротилась.

Банковскому сектору необходимо срочно думать насчет своей «фишки». Сейчас банки проходят точку смены бизнес-модели, которая необходима для дальнейшего развития. Примеры такого перехода в других секторах — лидер в области аренды квартир во время путешествий airbnb начинался как сервис по сдаче в аренду матрасов и мебели, а один из лидеров электронной коммерции fab.com — как гей-сообщество и т. д.

В области обслуживания малого и среднего бизнеса банкам есть много чему поучиться у так называемых коворкинговых центров: там есть общее пространство, где люди могут работать, при этом оставаясь абсолютно независимыми. Сам по себе формат коворкингов был революцией в области аренды офисных помещений, а если его объединить с банковским обслуживанием в виде специальных тарифных планов — это абсолютно новый и уникальный продукт с высочайшей прибылью.

В датском SNS Bank в отделениях можно купить не только собственные продукты банка, но и его партнеров (и это далеко не типовые партнерства со страховыми компаниями!). Внедренная на уровне обслуживания система персонального финансового планирования как ядра построения отношений с клиентом позволяет не только узнать его текущие потребности в банковских продуктах, но и построить его путь развития в целом, продавая ему множество смежных продуктов и услуг в будущем.

В испанском банке BBVA сейчас тестируются умные банкоматы и сенсорные-панели, где можно выбирать и покупать любые товары партнеров банка, и, если нужно, сразу получать кредит.

Примером нестандартного подхода к финансам в России может служить запуск проекта LifePAD — это бесплатный планшет с предустановленным комплексом финансовых приложений. Проект основан на том же принципе, на котором зарабатывают на устройствах Apple сотовые операторы за рубежом: они субсидируют сами устройства (вплоть до цены в $1), зарабатывая на росте рынка потребления мобильного трафика.

Основной проблемой для банков при переходе от продуктов к отношениям будет персонал. Технологии поменять достаточно легко, а вот найти думающих, квалифицированных, вдохновленных, амбициозных, позитивных сотрудников, которые бы общались на необходимом уровне с клиентами, делегировать им принятие решений, вдохнуть в них предпринимательский дух — на это уходят годы, миллионы долларов инвестиций, и, самое главное, для этого нужна сильная политическая воля и выдержка в ожидании ментальных изменений.

Сергей ЛЕОНТЬЕВ

Автор — президент Финансовой группы «Лайф»

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
29.05.2025
6786
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
29.05.2025
2496
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
28.05.2025
2323
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
28.05.2025
3959
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
27.05.2025
5339
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
26.05.2025
2910
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
25.05.2025
7344
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
24.05.2025
4181
«Выкупили купе, а попутчик все равно появился: законно ли это и что делать?»
«Выкупили купе, а попутчик все равно появился: законно ли это и что делать?»
22.05.2025
91550
Рейс отменили или задержали: как вернуть деньги за билеты в полном объеме в 2025 году
Рейс отменили или задержали: как вернуть деньги за билеты в полном объеме в 2025 году
22.05.2025
7354

Материалы по теме

Больше всего займов берут Близнецы, а Весам чаще одобряют крупные суммы: исследование МКК «Срочноденьги»
Валютные проверки ЦБ в банках и ситуация в «Тинькофф». Обзор прессы 19 мая
DB закрыл счета российских банков, а клиенты жалуются на Сбербанк. Обзор прессы 18 мая
Валютный рекорд России и взлет цен на сантехнику. Обзор прессы 17 мая

Главная Новости Обзор прессы Зачем банку, чтобы выжить, становиться не банком?
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+