• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Банк на рабочем столе

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 07.06.2005 11:14
3 773
Время прочтения: 9 минут
Источник
Бизнес
​

Российские банки усердно развивают системы интернет-банкинга, позволяющие пользоваться услугами банка с помощью интернета, телефона, SMS и WAP -сервисов. Между тем активными пользователями таких услуг по-прежнему являются не более 5% вкладчиков. Низкий интерес к интернет-банкингу объясняется предрассудками клиентов и неправильным позиционированием этих услуг банками.

Продвинутые вкладчики

В России дистанционное обслуживание начало развиваться в 90-е годы. Одним из первопроходцев стал Инкомбанк с системой «Инком-Телебанк». Но кризис в 1998-м изменил расклад на рынке. Наиболее активными игроками в создании систем дистанционного доступа к услугам стали Автобанк и Гута-банк, говорит глава отдела маркетинга брокерской компании NetTrader.ru Ярослав Вахитов. Эти банки и собрали первые тысячи клиентов, склонных к экспериментам. Иностранные банки начали такие эксперименты намного раньше. По словам Вахитова, в Англии в 1989 году уже был создан специализированный брэнд дистанционного обслуживания First Direct . Сейчас отставание в технологиях практически ликвидировано. При этом Россия продолжает отставать от европейских стран в охвате населения такими услугами. «В США, например, только в десяти крупнейших банках около 22 млн человек используют онлайн-банкинг,— говорит Вахитов.— Ну и кроме этого, конечно, наши банки сильно отстают от западных по уровню маркетингового продвижения своих онлайновых сервисов». По данным исследовательской компании Datamonitor, в Европе услугами интернет-банкинга пользуются не менее 60 млн человек.

Оценить, сколько таких пользователей в России, не представляется возможным. Зато банкиры с охотой говорят об относительных показателях. По словам замдиректора Центра разработки розничных банковских продуктов и маркетинга Импэксбанка Светланы Савцовой, за последние шесть месяцев количество клиентов системы дистанционного обслуживания Импэксбанка «Электронный офис» выросло на 70%. Валовые показатели в банке предпочитают не называть.

По оценке начальника управления развития удаленных каналов дистрибуции Альфа-банка Алексея Козырева, из всего количества частных клиентов банков, которые предлагают услуги дистанционного банкинга для физлиц, этими услугами пользовались в среднем 5—10% вкладчиков. С этой оценкой согласны и другие банкиры. «Если брать цифры по Москве, то в среднем к системам дистанционного банкинга подключено не более 30% клиентов банков,— рассказывает начальник отдела развития систем и альтернативных каналов Пробизнесбанка Мария Гладких.— Однако активно пользуются услугами интернет-банкинга только 5%. Подавляющее большинство предпочитает информационные сервисы, в том числе услуги call -центров и SMS -банкинга».

По словам Гладких, хотя Пробизнесбанк начал развивать систему интернет-банкинга совсем недавно, ежемесячно прирост клиентов, пользующихся ее услугами, составляет примерно 20%.

Деньги по SMS

Сейчас в России банки используют для общения с клиентами не только интернет, но и другие средства связи: телефон, WAP , SMS . Многие уже давно применяют систему SMS -информирования о произведенных операциях с пластиковой карточкой клиента в целях безопасности. «Дело в том, что пластиковые магнитные карточки плохо защищены от мошеннических операций»,— рассказывает начальник управления банковских технологий питерского филиала банка «Югра» Леонард Штутман. По его словам, одна из самых опасных операций — клонирование магнитной карты, изготовление так называемого белого пластика. В момент оплаты покупки недобросовестные кассиры могут считать информацию, записанную на магнитном слое карточки специальным сканером, записать ее в компьютер, а затем переписать на чистую карточку, но имеющую все необходимые реквизиты для совершения платежей. Беда в том, что ни процессинговый центр, ни кассиры не могут отличить клонированную карточку от истинной. Обнаружить клон может только сам владелец карточки, если ему сообщать обо всех транзакциях, совершаемых с помощью его карточки. Для этого клиенту необходимо дать информацию обо всех транзакциях и возможность немедленной блокировки карточки в процессинге обслуживающего банка.

С этой целью многие банки рассылают всем клиентам SMS -сообщения на сотовый телефон о совершенных платежах и их суммах. Как правило, при совершении платежа через 10—15 секунд владельцу карточки приходит на мобильный телефон SMS -сообщение, подтверждающее сумму, снятую с карточного счета. Таким образом, движение всех денежных средств ставится под контроль самих клиентов и дает им возможность быть более уверенными при оплате товаров и услуг пластиковой картой. Для получения информации об остатке на карточном счете также достаточно отправить SMS -сообщение в адрес банка. Процессинговый центр немедленно отправит в ответ сообщение с сумой остатка на карточном счете. «За два года эксплуатации такой системы удалось предотвратить не одну попытку несанкционированного доступа к карточным счетам клиентов банка»,— утверждает Штутман.

Банки стремятся использовать возможности SMS -банкинга как можно шире. По данным самих банков, Альфа-банк и СДМ-банк с помощью сообщений на мобильный телефон клиента предупреждают его об окончании срока действия пластиковой карты. Клиенты банков «Московский капитал» и Газэнергопромбанк с помощью SMS -сообщений узнают о том, что их карточка была авторизована. Держатели пластиковых карт «Петрокоммерца» с помощью SMS -сообщения могут блокировать свои карты. Кроме того, клиенты многих банков могут установить лимиты расходов по карте, и в случае превышения этих лимитов им на мобильный телефон приходит SMS -сообщение с предупреждением. Системы SMS -информирования применяются некоторыми банками при кредитовании граждан. Например, Альфа-банк владельцам кредитных карт шлет SMS-депеши в случае просрочки обязательного платежа.

Время и деньги

Рост количества банков, предлагающих услуги интернет-банкинга, связан с увеличением общения между банками и частными лицами. Если раньше частные клиенты появлялись в банке, чтобы оформить вклад, то сейчас они открывают счета, оформляют кредиты, покупают паи инвестиционных фондов, а также оплачивают различные услуги.

В конкурентной борьбе между собой банки стараются предложить клиентам лучший сервис, поскольку для многих из них удобство в обслуживании иногда важнее тарифов банка. С другой стороны, клиенты тоже начинают ценить свое время. Незачем стоять в очереди в офисе банка, чтобы, например, перевести деньги, если ту же операцию можно осуществить за несколько секунд, не вставая с рабочего места.

По данным исследования интернет-проекта iOne, в минувшем году системы дистанционного обслуживания имелись в 16% отечественных банков, при этом еще 13,5% планировали их внедрить в ближайшее время. Сегодня наиболее активно системы дистанционного банкинга для физических лиц развивают Ситибанк, банк «Уралсиб», Гута-банк, «Альфа-банк Экспресс», «Первое ОВК», «Автобанк-НИКойл» и Импэксбанк. Системы дистанционного банкинга, внедренные ими, наиболее приближены к классическим западным аналогам, которые позволяют клиентам проводить комплекс финансовых операций с помощью различных способов передачи данных: интернета, телефона, в том числе и мобильного, также так называемых умных банкоматов или автоматических банковских офисов.

Клиенты этих банков имеют возможность из любой точки мира в любой час дня и ночи проводить безналичные платежи, открывать счета, осуществлять коммунальные платежи, покупать и продавать валюту, получать выписки по счетам. Например, в Банке Москвы через интернет можно заказать дорожный чек, а в Ситибанке — ознакомиться с индивидуальным графиком платежей по кредиту. «Всплеск развития интернет-банкинга, начавшийся в прошлом году, продолжается до сих пор»,— считает начальник отдела развития систем и альтернативных каналов Пробизнесбанка Мария Гладких. По ее словам, банки завлекают клиентов в свои системы дистанционного обслуживания, например, снижением тарифов. У некоторых банков операции в системе интернет-банкинга и вовсе бесплатны.

Например, в Альфа-банке платежные операции через систему «Электронный банк» обойдутся клиенту на 20% дешевле, чем через отделение «Альфа-банк Экспресс». Максимальный тариф на рублевые денежные переводы в Гута-банке через систему «Телебанк» составляет минимум 5 руб., а максимум — 200 руб., в то время как минимальный тариф на такие же переводы через отделение банка — 300 руб.

Для работы в системах интернет-банкинга клиенту не требуется дополнительного оборудования. Достаточно получить в банке средства доступа — логин, пароль и комплект сеансовых ключей для подтверждения некоторых операций. В «Альфа-банк Экспресс» вход в систему «Интернет-банк» возможен с любого компьютера. При желании клиенты могут выбрать повышенный уровень безопасности, для этого необходимо получить в любом отделении банка и установить на компьютер специальное программное обеспечение. Клиентам — юридическим лицам программа выдается бесплатно, а для частных лиц стоит $50.

Выгодные клиенты

Для самих банков использование систем дистанционного обслуживания физических лиц тоже выгодно, и не только потому, что они помогают привлекать новых клиентов. «Виртуальное» общение с клиентом позволяет экономить на операционных издержках, зарплате операционистов. «Дистанционное обслуживание намного выгоднее обслуживания клиентов в офисе или отделениях банка»,— говорит Штутман. По его словам, сеть дополнительных офисов стоит намного дороже, чем многофункциональный портал в Сети.

Правда, стоит признать, что полного спектра услуг через интернет не оказывает пока что ни один банк: в режиме онлайн нельзя получить тот же спектр услуг, который доступен в офисе. Ни один банк, например, не выдает по интернету кредиты. Тем не менее для банков этот рынок перспективен. «Все больше людей начинают понимать преимущества и удобства интернет-технологий,— говорит Савцова из Импэксбанка.— В ближайшее время мы тоже планируем расширить список операций, которые клиенты могут производить с помощью «Электронного офиса»».

Неправильный маркетинг

По мнению банкиров, основные проблемы развития интернет-банкинга заключаются в том, что многие клиенты еще не доверяют интернету как среде для финансовых транзакций. «Многие считают, что более надежно — прийти в банк и оформить все на бумаге,— рассказывает Мария Гладких из Пробизнесбанка.— Кроме того, к примеру, отдельную массу дополнительных сложностей вызывает оплата через систему интернет-банкинга коммунальных услуг. Люди боятся, что у них не примут подтверждения об оплате таких услуг, если они сделают это по интернету. Многие опасаются, что законными могут быть признаны только подтверждения об оплате услуг ЖКХ, сделанной в отделениях Сбербанка». Согласно источнику «Бизнеса» в Сбербанке, там сейчас ведется работа по внедрению услуги оплаты услуг ЖКХ через SMS -банкинг, которая будет введена в скором времени. Пока что с помощью SMS -сообщений можно оплатить услуги мобильной связи операторов МТС, «Билайн» и «Мегафон», а также спутниковое телевидение НТВ+.

Кроме того, по мнению главы отдела маркетинга брокерской компании NetTrader.ru Ярослава Вахитова, Россия отстает от западных стран в качественном управлении и маркетинге дистанционных сервисов. «Во многих банках после внедрения новой услуги элементарно не печатаются буклеты и должным образом не информируются клиенты»,— говорит он. Дело в том, что банки, привыкшие к тому, что практически 100% юридических лиц пользуются системами дистанционного банкинга, не совсем осознают, что у физических лиц нет такой необходимости и использовать дистанционный банкинг они будут только тогда, когда им станет это интересно. Однако, по словам Ярослава Вахитова, и тут есть прогресс: наглядный пример — региональный банк «Банк24. ру» работающий на рынке Свердловской области. Он позиционируется как автоматизированный банк, осуществляющий круглосуточное обслуживание клиентов. «Большинство российских банков воспринимают интернет-банкинг не как самостоятельный продукт, а как дополнительный сервис,— говорит Дмитрий Барсуков, глава отдела компании Bank`s Soft Systems, разрабатывающей системы дистанционного банкинга.— Нередко банки, давно освоившие интернет-банкинг для юрлиц, покупают технические продукты для дистанционного обслуживания частных клиентов, но потом не знают, что с ними делать».

Ирина КУЗЬМЕНКО

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
07.05.2025
6964
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
07.05.2025
5894
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
05.05.2025
7330
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
04.05.2025
25792
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
03.05.2025
6673
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
02.05.2025
11906
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
01.05.2025
11444
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
30.04.2025
8667
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
29.04.2025
13161
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
28.04.2025
117710

Материалы по теме

Оператор лотерей сыграет в автолизинг
Инвесторы бьются за металл
Siri – находка для вора
Мессенджер вместо банка
Главная Новости Обзор прессы Банк на рабочем столе
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+