Точка в споре о бюджетном правиле временная: оно будет пересмотрено, полагают аналитики Альфа-банка. 
В конце апреля первый вице-премьер Игорь Шувалов, сторонник изменения бюджетного правила 
Бюджетное правило ограничивает использование нефтегазовых доходов для сокращения зависимости экономики от колебаний цен на нефть: когда они выше среднего многолетнего уровня, часть нефтедоходов сберегается, когда ниже — эти резервы тратятся, чтобы предотвратить секвестр бюджета. Но уже в 2013 г. бюджет столкнулся с нехваткой ненефтегазовых доходов 
Тем не менее рост расходов правительству удалось сдержать — они увеличились на 4% против 18% в 2012 г. Пострадали, правда, регионы, на которые была переложена часть федеральных расходов. Если в 2011 г. рост расходов консолидированного бюджета только на четверть был обусловлен повышением соцрасходов, то в 2013 г. — уже на 90%. В итоге на инвестиции средств не осталось. Выполнение указов президента по повышению зарплат требует ежегодного роста соцрасходов в среднем на 2,5 трлн руб. до 2018 г., а пространства для перераспределения средств у бюджетной системы не осталось.
В 2014 г. допрасходы, оцениваемые пока в 400 млрд руб., могут быть профинансированы из ФНБ. Тогда правительству удастся формально сдержать рост расходов на запланированном уровне в 5%, а цена нефти для баланса может благодаря девальвации даже чуть снизиться — до $110. Но в 2015—2016 гг. может потребоваться увеличивать расходы уже на 10%, прогнозирует Альфа-банк, а перспектив для роста доходов нет. Чтобы обеспечить рост расходов, бюджетное правило будет нарушено. Это приведет к росту цены на нефть, балансирующей бюджет, до $120—135 и ускорению инфляции до 7—8%, прогнозируют аналитики.
Поддержать бюджет сможет только ослабление рубля, заключают они: «Именно с этими надеждами может быть связано решение правительства не менять бюджетное правило в этом году». Ослабление рубля к доллару на каждый 1 руб./$ дает бюджету дополнительные 200—300 млрд руб. — столько же, сколько каждый дополнительный 1 п. п. роста ВВП. При этом ослабление курса на 1 руб. снижает цену нефти для баланса бюджета на $3—4/барр., посчитали в Альфа-банке. Таким образом, ее снижение со $135 до текущих $115 потребует ослабления национальной валюты к доллару на 3—4 руб./$, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка.
Рубль и в 2015 г., и далее будет слабеть, предоставляя правительству допдоходы и снижая цену нефти для баланса бюджета, согласен Александр Морозов из HSBC: ослабление на 3—4 руб. с текущих уровней вполне возможно, прогноз HSBC на конец 2015 г. — 39 руб./$. А помощь регионам, скорее всего, будет идти не через трансферты, а через бюджетные кредиты, думает он. Минфин уже обещал увеличить бюджетное кредитование регионов. Разница в том, что в бюджетной отчетности трансферты — это расходы, а кредиты — не расходы, а источники финансирования дефицита бюджета. При их задействовании роста расходов не происходит, но происходит подрыв бюджетной системы через скрытые инструменты, говорит Морозов.
Ольга КУВШИНОВА
 
			 
			 
			 
			 
			 
			 
			 
			 
			