Если новость о спасении банка «КИТ Финанс» при помощи кредитов госструктур общественность восприняла без особенных эмоций, то сообщение о выкупе банка компаниями РЖД и АЛРОСА (по 45% акций КИТа каждой), судя по откликам на сайте «Ведомостей», вызвало у читателей недоуменные вопросы. Неужели железная дорога, позволяющая себе такие непрофильные инвестиции, будет и дальше объяснять свой еще почти советский, но уже по-европейски дорогой сервис в поездах объективными причинами? Между тем вхождение в состав акционеров КИТа именно РЖД по-своему совершенно логично.
Для покупателей-банкиров «КИТ Финанс» особенного интереса как раз не представляет (разве что в части ипотечного портфеля, размер которого на сегодня сотрудники банка сообщить отказываются). До прошлого года традиционные виды банковских операций не приносили КИТу прибыли — она формировалась главным образом за счет операций с ценными бумагами, основную часть позиций в которых банк фондировал на межбанке и за счет операций РЕПО.
При этом в сделках с ценными бумагами «КИТ Финанс» сильно зависел от средств считаного числа клиентов — буквально 3—4. В каком-то смысле именно эти клиенты контролировали банк, кто бы ни значился в его учредителях. Если до осени на рынке одним из таких «совладельцев» КИТа считали финдиректора РЖД Федора Андреева (в ответ на вопросы об этом официальный контролирующий акционер КИТа Александр Винокуров называл железнодорожного финансиста «другом»), то после эпопеи со спасением банка стало ясно, что Андреев — не конечное звено в цепочке.
«КИТ Финанс» все время покупают «на двоих». Так было в первой версии спасения — когда Винокуров объявил, что покупателем станет УК «Лидер» при поддержке Газпромбанка и ВТБ. То же происходит и сейчас, когда появились РЖД и АЛРОСА. Объяснений, зачем Газпромбанку (предоставившему КИТу линию в 30 млрд руб.) ВТБ, равно как и зачем РЖД АЛРОСА, от их представителей получить не удается.
Видимо, у банка есть две группы заинтересованных клиентов, каждой из которых хочется контролировать процесс разбора активов. Та группа, которую представлял Газпромбанк, а сейчас — РЖД, более заинтересована, чем ВТБ и АЛРОСА соответственно. Причем ей важнее судьба собственных средств, нежели приобретение розничных клиентов КИТа. Розницу бы раньше продать — профильному инвестору. Но время ушло.