На прошлой неделе в рамках проходившей в Лондоне Международной туристической ярмарки (World Travel Market — WTM) исследовательская компания Euromonitor International опубликовала отчет о последних тенденциях развития мировой туристической индустрии. В условиях нарастающего финансового кризиса те виды отдыха, которые раньше были ориентированы на узкий круг людей, постепенно приобретают массовый характер: потребители среднего класса начинают выбирать более бюджетные виды отдыха, а состоятельные клиенты демонстрируют рост своей социальной ответственности, совершая «филантропические» туры в страны Азии и Африки.
Роскошная благотворительность
Финансовый кризис затронул практически все сегменты мировой экономики, включая рынок туризма. Данные Всемирной туристической организации ООН свидетельствуют о том, что туристы, напуганные финансовым кризисом, активно сокращают расходы, в том числе на отдых. «Экономический спад, неопределенность, высокая уязвимость рынка и падение доверия потребителей и бизнеса сыграют свою роль в спросе на туризм, по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе»,— говорится в последнем отчете Всемирной туристической организации. Количество международных туристических прилетов заметно снизилось уже в летний период — рост составил менее 2%. Для сравнения: с января по апрель этого года количество туристических прилетов выросло в среднем на 5,7%. Гендиректор международной исследовательской компании IPK International Рольф Фрайтаг в интервью «Ъ» отметил, что
В ходе проходившей в Лондоне WTM, исследовательская компания Euromonitor International представила отчет об основных тенденциях развития туристического рынка в условиях кризиса. Эксперты компании отмечают, что в последнее время все большей популярностью стал пользоваться так называемый филантропический туризм. Те жители Северной Америки, которым, несмотря на обвалы фондовых рынков и банкротства корпораций, удалось сохранить высокий уровень доходов, сопереживают тяжелому положению мировой экономики, совершают «филантропические» путешествия — туры, которые представляют собой сочетание отдыха класса люкс и социальных программ. Предлагая туристам роскошные апартаменты, деликатесы и спа-процедуры, туроператоры также организуют разнообразные социальные программы, например, в школах и приютах, где туристы могут заняться благотворительностью и попытаться улучшить жизнь бедных слоев населения. По данным Euromonitor International, наиболее популярным направлением «филантропических» туров является Юго-Восточная Азия и Африка (см. интервью). Турагентства также предлагают состоятельным туристам заняться во время отдыха заботой о дикой природе. По словам Рольфа Фрайтага из IPK International, пока рынок «филантропических» туров составляет всего 0,1% и в основном характерен для туристов таких профессий, как актеры, инженеры, врачи. Впрочем, аналитики Euromonitor International отмечают, что «филантропический» туризм вполне может превратиться в более массовое явление. В декабре 2007 года американское турагентство Artisans of Leisure заявило, что за последние два года число заявок, поступающих на «филантропические» туры, выросло на 15%.
Управляющий директор специализированной организации Volunteer Adventures Росс Венер отмечает, что растущий интерес среди жителей США также вызывает волонтерский туризм. Интерес к таким турам появился еще несколько лет назад — после терактов 11 сентября, которые заставили американцев задуматься о том, как в разных странах мира воспринимается образ США. Катастрофическое цунами в Восточной Азии в 2004 году и ураган «Катрина» в 2005 году привели к тому, что волонтерский туризм стал еще популярнее. После цунами несколько тысяч добровольцев провели десять месяцев в Азии, расчищая пляжи, восстанавливая храмы, дома и школы. Бороться с последствиями урагана «Катрина» в США выразили желание не менее 25 тыс. волонтеров, а собранные ими средства составили $42,5 млн.
«Путешественники по диванам»
Пока североамериканцы выбирают «филантропические туры», в Европе, по данным Euromonitor International, активно развиваются инновационные формы туризма — каучсерфинг (CouchSurfing — дословно «путешественники по диванам), или предоставление бесплатного ночлега во время путешествий. Каучсерфинг — это своего рода отдых по обмену, когда туристы не тратят деньги на гостиницу, а останавливаются у членов движения каучсерферов, зарегистрированных в соответствующих сетях. Регистрация в этих сетях автоматически означает, что ее члены должны быть готовы принять у себя гостя, при этом сроки и условия пребывания (например, предоставление целой комнаты или спального места, показ достопримечательностей и так далее) заранее оговариваются. Эксперты отмечают, что каучсерфинг позволяет не только существенно сэкономить расходы на отдых, но и дает прекрасную возможность ближе познакомиться с бытом посещаемой страны. Каучсерфинг существовал и раньше, однако до последнего времени был интересен только узкому кругу туристов. Благодаря развитию интернет-технологий, которые способствовали созданию многочисленных сообществ, социальных сетей и специализированных форумов, каучсерфинг начал обретать все большую популярность. Так, в октябре этого года число посетителей одной из крупнейших гостевых сетей CouchSurfing.com, запущенной в 2004 году, достигло 780 тыс.: 55% членов сети проживают в Европе, 24% — в США.
Развитие альтернативных способов путешествия, по мнению аналитиков Euromonitor International, ставит перед традиционными турагентствами непростую задачу: как привлечь туристов, особенно в условиях финансового кризиса. По словам аналитиков Euromonitor International, агентства могут добиться этого, расширяя спектр бесплатных услуг для своих клиентов. Модель бесплатных основных товаров уже работает в Великобритании и Ирландии. Некоторые сети отелей предлагают бесплатное проживание, однако в обмен на это туристы должны оплачивать завтрак и обед. Помимо этого, турагентства начинают все чаще предлагать бесплатные промотуры, или туры по модели «плати, сколько сможешь», в расчете на то, что, попробовав их, клиенты вернутся, расскажут об этих турах своим друзьям и знакомым или закажут более прибыльные для компании туры.
Только не в пиковые даты
Основной тенденцией на отечественном туристическом рынке операторы называют смещение в предпочтениях туристов. Пиковые даты — Новый год, майские праздники, август —
Финансовый кризис усугубил тенденцию отказа от путешествий в пиковые даты, признает президент холдинга «Мегаполюс Турс» Эдуард Кузнецов (см. интервью на этой же странице). В Центральном регионе в октябре продажи упали на 30% по сравнению с прошлым годом, сообщил на прошлой неделе руководитель Ростуризма и президент Ассоциации туроператоров России Анатолий Ярочкин. Сходную оценку (30—40%) дает и гендиректор сети «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов. «Турпоездки не относятся к насущным потребностям, и в сложной экономической ситуации люди предпочитают остаться дома»,— поясняет он.
«Провисли» все направления, за исключением горнолыжных программ и туров в Финляндию, констатируют в «Магазине горящих путевок». Спрос может восстановиться через
Тамила ДЖОДЖУА, Сергей СОБОЛЕВ