• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Банки проследят за клиентами в соцсетях

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 08.10.2014 01:09
2 374
1 Время прочтения: 6 минут
Источник
РБК
​

Банки будут оценивать кредитоспособность заемщиков с помощью социальных сетей. По данным РБК, до конца года скоринг по соцсетям запустит Альфа-банк. О запуске пилотных проектов в этой сфере РБК также сообщили представители банков «Хоум Кредит», «Тинькофф кредитные системы» и ОТП.

О том, что Альфа-банк тестирует систему оценки заемщиков с помощью соцсетей, РБК сообщил источник в компании, разрабатывающей этот проект, и подтвердил собеседник в Альфа-банке. «Банк заключил договор на скоринг в соцсетях летом этого года и сейчас завершает внедрение. Планируется запустить проект в промышленную эксплуатацию к концу 2014-го», – сказал источник в компании-разработчике проекта. Пресс-служба Альфа-банка не комментирует эту информацию.

Четверо смелых

И хотя банки неохотно рассказывают о своих планах по скорингу в соцсетях, опасаясь негативной реакции потенциальных заемщиков, представители еще нескольких банков также признались РБК о тестировании подобных проектов.

«В данный момент мы проводим пилотный проект скоринга заемщиков по информации в социальных сетях и адаптируем скоринговую модель под изменившиеся подходы банка к оценке клиентов», — заявил руководитель направления анализа кредитных рисков и процессов одобрения банка «Хоум Кредит» Александр Поляков.

ОТП Банк, как сообщил его зампред правления Сергей Капустин, активно участвует в тестировании новых методов, позволяющих улучшить качество принятия решений. «К таким методам относится и скоринг в социальных сетях», – уточнил Капустин.

Использует соцсети в своей работе с заемщиками также ТКС Банк, но пока только в случае, если клиент сам дает свой аккаунт кредитору. Принятие решений в ТКС Банке, говорят его представители, строится на анализе больших массивов данных, и для более точной настройки скоринговых моделей банк стремится максимизировать количество источников информации. По сведениям пресс-службы ТКС, сейчас кредитная организация может использовать социальные сети как инструмент скоринга, если потенциальный клиент сам в своей кредитной заявке указал свои контакты в соцсетях.

«Скоринг в соцсетях – одна из составляющих в оценке заемщиков. Мы не преувеличиваем его значение, но чем больше мы знаем информации о клиенте, тем легче нам принять кредитное решение, – сказал РБК председатель совета директоров ТКС Банка Олег Тиньков*. – Изучаем, с кем дружит клиент, на что подписан, как давно создан аккаунт. Например, мы смотрим e-mail пользователя: чем длиннее адрес, тем выше кредитный риск. Если адрес короткий, значит, он создан потенциальным заемщиком давно, возможно, еще в студенческие годы, и не менялся последние лет десять».

Длина имеет значение

Тема сбора информации о заемщиках в соцсетях муссируется уже несколько лет, но пока ни один банк в полной мере не реализовал у себя эту идею. Теперь в ситуации, когда темпы роста розничного кредитования стремительно снижаются, банки готовы использовать любые ресурсы, чтобы узнать о клиенте как можно больше информации, которая говорит о его поведении в разных сферах жизни и может повлиять на принятие решения о выдаче кредита. По данным компании Sociohub (предоставляет аутсорсинговые услуги финансовым организациям по скорингу в соцсетях), опубликованным на ее сайте, благодаря соцсетям банк может получить анкетные данные клиента, включая данные о месте учебы и работы, информацию о его социальных связях, в том числе друзьях, интересах, путешествиях, активности как сетевого пользователя. При этом учитываются различные аспекты: сколько времени в день клиент проводит в соцсетях, его окружение (друзья), в каких группах он состоит, где проводит отпуск и другое.

«Мы в первую очередь смотрим на фундаментальные вещи: проверяем, существует ли такой аккаунт, смотрим, насколько он давно зарегистрирован, сколько у него друзей, насколько пользователь активен, – отметили в пресс-службе ТКС Банка. – Если аккаунт зарегистрирован достаточно давно, у пользователя много друзей, он довольно активен, это дает нам основания полагать, что это реальный человек, который вряд ли является мошенником».

По словам Сергея Капустина из ОТП Банка, в процессе тестирования скоринга с помощью соцсетей изучается, возможно ли анализировать таким образом платежеспособность потенциального заемщика на основании информации о том, кто формирует круг его общения, как долго он присутствует в соцсетях. «Например, если в числе друзей и знакомых человека есть люди с положительной кредитной историей и безупречной платежной дисциплиной, это может стать дополнительным плюсом при принятии решения», – пояснил Капустин.

Все эти факторы, по мнению банкиров, могут влиять на платежную дисциплину заемщика. Скажем, если человек отдыхает на дорогих курортах, то это при получении кредита является плюсом, так как подтверждает его высокие доходы. Если же весь день клиент постоянно оставляет комментарии в соцсети – это минус, поскольку может означать, что он мало времени отдает работе. На решение о выдаче кредита, если верить Sociohub, может даже повлиять то, использует ли клиент в онлайн-общении ненормативную лексику или тюремный жаргон.

Соцсети могут быть пригодиться и с точки зрения защиты от мошенничества. Например, с их помощью можно установить, есть ли связь между банковским работником, выдавшим кредит, и должником по этому займу.

Как объяснил гендиректор компании Double Data (предоставляет финансовым организациям решения в сфере обработки большого объема данных, в том числе скоринг по соцсетям) Максим Гинжук, банк получает информацию из соцсетей в течение нескольких секунд после запроса. Найти удается около 60% из числа запрошенных клиентов – это те, кто есть в соцсетях и чьи профили полностью не закрыты от посторонних (система работает только с открытыми данными и не имеет доступа к закрытой информации). При этом точность найденных сведений составляет, по словам Гинжука, 99,8%.

Соцсети – не панацея

Банкиры рассчитывают, что информация из социальных сетей позволит расширить объем анализируемых данных при выдаче кредита и более эффективно управлять процессом одобрения заявок, по возможности минимально снижая уровень одобрения кредитов. Чем больше информации о заемщике, тем ниже риски невозврата кредита и процент ошибки банка в оценке платежеспособности клиента.

«В текущих условиях повышенной закредитованности оценка заемщиков по информации из его анкеты и бюро кредитных историй позволяет снизить риски кредитования, только снизив уровень одобрения, – комментирует Поляков из «Хоум Кредита». – Поэтому банки разрабатывают новые инструменты для построения скоринговых моделей, которые основываются на косвенной информации о заемщике».

Но соцсети – не панацея. Это скорее дополнительный способ. В первую очередь банкиров интересует возможность подключения к государственным базам данных, таких как база Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы, которые содержат информацию о реальном финансовом положении заемщика и его платежной дисциплине.

Но пока доступ, к примеру, к базе ПФР имеет ограниченное число кредитных организаций, в первую очередь Сбербанк. Так, в пресс-службе ТКС Банка сказали, что если бы банк имел доступ к этим базам, анализ профилей в соцсетях был бы не нужен. «К сожалению, в отличие от ряда крупных государственных банков у нас отсутствует доступ к базам данных ПФР и налоговой службы, которые позволяют получать самую объективную информацию о финансовом состоянии клиентов. Отсутствие такого доступа делает наши процедуры скоринга более дорогими», – пояснили в пресс-службе ТКС Банка.

Кроме того, объем информации, которую банк может получить через соцсети, ограничен, отмечают в ТКС Банке. «Во-первых, часто такая информация ограничена личными настройками доступа, во-вторых, иногда она не отражает реальное положение дел», – заключил официальный представитель ТКС Банка.

Юлия ПОЛЯКОВА

Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.

*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

1
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь

phazon
08.10.2014 03:51
Например, мы смотрим e-mail пользователя: чем длиннее адрес, тем выше кредитный риск. Если адрес короткий, значит, он создан потенциальным заемщиком давно, возможно, еще в студенческие годы, и не менялся последние лет десять».

ЛОЛШТО? Чем длиннее адрес имейла, тем больше риск? Ок, а что мне мешает зарегистрировать домен, навесть его на почту Яндекса (так можно) и сделать себе сколь угодно короткий ящик?
Скажем, если человек отдыхает на дорогих курортах, то это при получении кредита является плюсом, так как подтверждает его высокие доходы.

Скорее, его высокие траты. на которые он возможно набирает кредиты в банках.
Соцсети могут быть пригодиться и с точки зрения защиты от мошенничества. Например, с их помощью можно установить, есть ли связь между банковским работником, выдавшим кредит, и должником по этому займу.

Если мошенник настолько туп чтобы не удалить знакомого банковского служащего из "друззяфок", то конечно.
Но соцсети – не панацея. Это скорее дополнительный способ. В первую очередь банкиров интересует возможность подключения к государственным базам данных, таких как база Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы, которые содержат информацию о реальном финансовом положении заемщика и его платежной дисциплине.

Да уж, вот это и права вкусняшка - спам "возьми кредит" можно будет рассылать точечно. А потом вообще перейти к армейской системе повесток - если клиент смс с предложением о кредите не получил - гнать в шею.
1

Обучение

«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
12.05.2025
29032
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
07.05.2025
15641
Какие постройки на дачном участке надо регистрировать в 2025 году: объясняет юрист
Какие постройки на дачном участке надо регистрировать в 2025 году: объясняет юрист
07.05.2025
12500
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
05.05.2025
10614
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
04.05.2025
29365
Снегопады в мае 2025 года: как защитить растения на даче
Снегопады в мае 2025 года: как защитить растения на даче
03.05.2025
9429
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
02.05.2025
14482
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
01.05.2025
13099
Под видом вклада оформили страховой полис: как быть в такой ситуации и куда пожаловаться
Под видом вклада оформили страховой полис: как быть в такой ситуации и куда пожаловаться
30.04.2025
9503
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
29.04.2025
13979

Материалы по теме

Больше всего займов берут Близнецы, а Весам чаще одобряют крупные суммы: исследование МКК «Срочноденьги»
Валютные проверки ЦБ в банках и ситуация в «Тинькофф». Обзор прессы 19 мая
DB закрыл счета российских банков, а клиенты жалуются на Сбербанк. Обзор прессы 18 мая
Валютный рекорд России и взлет цен на сантехнику. Обзор прессы 17 мая
Главная Новости Обзор прессы Банки проследят за клиентами в соцсетях
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+