Банк России не только расширил отчетность банков, подлежащую раскрытию перед неограниченным кругом лиц, но и сделал ее более подробной. Теперь контрагенты банков смогут более взвешенно оценивать риски партнерства с той или иной кредитной организацией, а сам ЦБ получит возможность более оперативно выявлять узкие места в деятельности банков.
Минюст зарегистрировал указание Банка России 2121-У, изменяющее указание 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк». Новый документ расширяет перечень подлежащих опубликованию для широкого круга пользователей форм банковской отчетности и дополняет ряд существующих форм новыми подробностями.
Так, в составе годового отчета за 2008 год банки должны будут обнародовать не только баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об уровне достаточности капитала и величине резервов по состоянию на 1 января 2009 года, но и сведения об обязательных нормативах (новая форма 0409813) и отчет о движении денежных средств (новая форма 0409814) на эту дату. Эти документы ранее не входили в состав публичной отчетности и предоставлялись банками лишь регулятору.
Отчет об уровне достаточности капитала и величине резервов, который был публичным и раньше, теперь стал более подробным. Из него будет виден детальный состав собственных средств, в том числе нематериальные активы и субординированные займы. А сведения о резервах на случай возможных потерь, сформированных банками, будут поданы в разбивке по разным типам активов. Банки отдельно покажут резервы по кредитам, иным активам на балансе, условным обязательствам кредитного характера на внебалансовых счетах и срочным сделкам, а также резервы под операции с резидентами офшорных зон.
При этом Банк России хочет, чтобы банки показывали в отчетности не только объем сформированных резервов, но и причины изменения объемов резервирования. Форма 0409808 дополнена разделом «Справочно», в котором банки укажут, какая часть увеличения (уменьшения) резервов связана с выдачей новых ссуд (погашением или списанием старых), изменением качества кредитов, изменением официального курса иностранной валюты к рублю и т. п.
Ряд непубличных форм отчетности, доступных только регулятору, также подвергся изменениям. Так, в форме 0409501 «Сведения о межбанковских кредитах и депозитах» ЦБ обязал банки показывать не только требования к другим банкам по возврату средств в рамках второй части сделок репо, но и их собственные обязательства по таким сделкам. Кроме того, по сделкам репо, совершенным через брокера на бирже, банки должны будут раскрыть конечного контрагента. До сих пор в таких случаях конечным контрагентом указывалась биржа.
Изменяя порядок составления и предоставления банками отчетности, регулятор обозначил свой интерес к наиболее проблемным моментам, возникающим в банковском бизнесе в период кризиса, отмечают участники рынка. Так, именно массовым неисполнением обязательств в рамках сделок репо был вызван сентябрьский кризис доверия в банковском секторе, в результате чего банки практически перестали кредитовать друг друга на межбанковском рынке. Рост резервов по ссудам — еще один тревожный сигнал, поступивший от банковского сектора по итогам деятельности за октябрь. Если среднемесячные темпы прироста резервов по выданным ссудам юридическим лицам в январе-сентябре этого года по банковской системе составляли около 2%, то в октябре они увеличились до 7,3% (см. «Ъ» от 28 ноября).
«Раскрытие информации о причинах увеличения резервов неограниченному кругу лиц сделает отчетность банков более прозрачной,— отмечает заместитель гендиректора компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова.— А дополнение публичной отчетности данными о движении денежных средств позволит при сопоставлении этой отчетности с другими формами выявить случаи искусственного накачивания валюты баланса». Раскрытие данных о нормативах не менее важно, говорит главный бухгалтер банка из Топ-100: «Сейчас очень многие банки приблизились к пороговым значениям нормативов, но не обязаны раскрывать эту информацию широкому кругу лиц». «Внося подобные изменения, ЦБ действует не столько в собственных интересах, сколько в интересах третьих лиц — партнеров и контрагентов банков, что теоретически должно снизить их риски»,— отмечает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. «Впрочем, предпринятые регулятором шаги пока лишь полумера: оптимальной была бы обязательная публикация отчетности банков по МСФО»,— резюмирует эксперт.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА