«Какая безработица? В магазинах, кафе и на рынках Москвы порядка 46 тысяч вакансий. Приходите, работайте, буду только рад!» — заявил вчера на пресс-конференции руководитель департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков.
По его словам, больше всего кадров не хватает именно в торговле. «Открыли в минувшую субботу громадный торговый центр на Дмитровском шоссе, а работать некому, продавцов не хватает», — сетует он. И на всякий случай назвал телефон «горячей линии», куда можно позвонить по вопросам трудоустройства: 784-63-16.
В целом с торговлей в столице, по словам главы департамента, дела обстоят пока хорошо. По обеспеченности торговыми площадями на душу населения Москва даже обогнала Европу. Больше магазинов разве лишь в таких крупных мегаполисах, как Париж, Рим, Мадрид. Поэтому даже если в нынешнем году и не удастся открыть больше тысячи новых предприятий торговли, общепита и сервиса, как прежде происходило каждый год, то ничего страшного не произойдет.
«В свое время мы выявили 680 проблемных точек в городе, где ощущался острый дефицит магазинов шаговой доступности. Теперь такие магазины практически везде появились», — рассказал Малышков. Не уменьшается и количество предприятий общепита. В прошлом году закрылись 215 ресторанов и кафе, за два месяца этого года — еще 25. Но свято место пусто не бывает. В течение прошлого года и двух месяцев нового открылось 358 новых точек для приятного проведения досуга. В итоге в общей сложности их стало на 118 даже больше.
Причем кафе и рестораны не утратили популярности у москвичей и в нынешние непростые времена. В сетях экономкласса («Му-Му», «Елки-Палки», «Тануки», «Якитория» и других) число посетителей, по словам Малышкова, не уменьшается. Тем более что почти повсеместно москвичам предлагают либо скидки, либо антикризисное меню, либо бизнес-ланчи по цене от 99 до 250 рублей. Кафе и рестораны идут на это, снижая торговые наценки. В среднем цены упали на 20—25 процентов. Торговый оборот на 25—30 процентов снизился лишь в дорогих ресторанах.
Товарооборот торговых предприятий с начала года тоже особо не уменьшился. Зато уже ясно видно, что москвичи отдают предпочтение более дешевым товарам. «Это видно по чекам, — отметил Малышков. — В среднем по городу стоимость чека упала на 15—35 процентов».
Единственные, кто заметно потерял покупателей, — это бутики. «Сейчас не время покупать дорогие товары, — пояснил руководитель департамента. — Даже в преддверии 8 Марта мужчины не спешат скупать драгоценности. Раньше в канун этого праздника в ювелирных магазинах очереди к кассам выстраивались. А сейчас такого ажиотажа нет».
Снижается у москвичей и популярность услуг прачечных и бань. «Стирают дома, да и в парной себе отказывают, дорогим стало это удовольствие, — посетовал Малышков. — А жаль! Мы так старались, развивали сеть бытового обслуживания». К сожалению, оборудование и ингредиенты, используемые в прачечных, банях, импортного производства. С ростом курса доллара выросли и цены на них. И
Ольга ИГНАТОВА