На прошедшем вчера в Санкт-Петербурге совещании, посвященном проблемам и перспективам транспортного комплекса, была предложена «историческая» модель выхода из кризиса. По примеру Франклина Рузвельта, который во времена Великой депрессии в США начал массовое строительство дорог, чем существенно поднял экономику, премьер-министр России Владимир Путин предложил государственно поддерживать развитие аэропортов, морских портов, систему внутренних водных сообщений, автомобильных и железных дорог.
Обсуждение хода реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» прошло в Санкт-Петербурге, возможно, потому, что петербуржец премьер-министр Владимир Путин еще не видел недавно отстроенные участки Западного скоростного диаметра (ЗСД) и Кольцевой автодороги (КАД), впечатляющие своими пролетами не только простых горожан. Поэтому свой рабочий день председатель правительства начал вчера на свежем воздухе.
Напомним, что сейчас в Петербурге завершен первый этап 1-й очереди строительства ЗСД, в ходе которого к диаметру подключили 3-й и 4-й участки порта и присоединили его к Кольцевой автодороге. Впереди — второй, завершающий этап первой очереди. Но город столкнулся с рядом проблем. Концессионера, до сих пор участвовавшего в строительстве,
Премьер-министру показали самый «экватор» строительства ЗСД. Встав на распутье и посмотрев на то, что сделано, и на то, что еще предстоит сделать, Владимир Путин заявил, что в этот же день подпишет постановление правительства о выделении субсидий на завершение первой очереди ЗСД в размере 20,6 млрд рублей.
Условием предоставления федеральных субсидий премьер-министр назвал обязательства Санкт-Петербурга со своей стороны выделить 6,7 млрд руб., закончить первую очередь к концу 2010 года, а весь ЗСД сдать в эксплуатацию через пять лет. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, естественно, тут же заверила Владимира Путина в том, что регион выполнит все обязательства.
После этого чиновники направились не в Константиновский дворец, как это было принято до сих пор, а в зал заседаний дирекции дорожно-эксплуатационного предприятия КАД. Кроме Валентины Матвиенко в совещании под председательством Владимира Путина участвовали вице-премьер Сергей Иванов, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, министр транспорта Игорь Левитин и руководители профильных — транспортных, фискальных и финансовых — федеральных служб и агентств.
Два часа чиновники посвятили обсуждению федеральной целевой программы по модернизации транспортной системы России, рассчитанной до 2015 года, и мерам, которые смогут обезопасить ее от кризиса. Решение было чисто «рузвельтовское» — не останавливать старые стройки и начинать новые. Например, строительство ЗСД не только создаст инвестиционную привлекательность региону, но и даст работу 7 тыс. человек.
Но эта идея не была трафаретом. В ее ракурсе планировалось обсудить каждый проект в отдельности. Поэтому глава Минтранса Игорь Левитин в своем докладе Владимиру Путину отдельно осветил состояние каждой отрасли, курируемой министерством, — автомобильной, воздушной, водной, железнодорожной. У всех оказалась одна общая и существенная проблема — отсутствие достойной инфраструктуры, которую надо создавать. По словам
Правда, выяснилось, что масштабное транспортное строительство, решая одну проблему, тут же погружается в другую. До сих пор инфраструктура транспортного комплекса оценивалась недорого. Соответственно налог на имущество, отдаваемый регионам, был для предприятий отрасли приемлемым. В 2008 году сборы по этой статье в транспортной отрасли составили лишь 9 млн руб. Новое строительство дает новое имущество, и в ближайшие годы налог может вырасти до 2 млрд руб. «Мы попросили премьер-министра обратиться к регионам, чтобы те сдержали налоговое рвение в этом вопросе. Заплатив налог, аэропорт не сможет построить новые полосы. Это разорит предприятия и сведет на нет начатое возрождение отрасли», — пояснил
Кстати, на совещании было подтверждено решение выделить Калининградской области 4 млрд руб. для внесения в уставный капитал авиакомпании «КД авиа», которая неоднократно заявляла о сложном финансовом положении и была вынуждена задерживать рейсы за рубеж
Но Минтранс собирается поддерживать не только авиакомпании. По словам Игоря Левитина, в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» может быть направлено дополнительно 100 млрд руб. «Эта сумма необходима, поскольку изначальная инвестиционная программа компании в объеме 434 млрд руб. была сокращена до 250 млрд руб.», — пояснил министр. Премьер сразу же ответил, что на компенсацию выпадающих доходов РЖД из бюджета будет направлено пока только 50 млрд рублей.
Подытожил заседание Владимир Путин программным выводом: «Если поддержать транспортную отрасль, то она выведет нас из кризиса, дав приток инвестиций регионам и рабочие места гражданам». Для решения всех насущных вопросов отрасли на вчерашнем заседании было решено создать рабочую группу под руководством вице-премьера Сергея Иванова, которой предстоит изучить и принять решение по каждому конкретному проекту.
Михаил ТЕЛЕХОВ