Рынок лизинга — 2013: держась за воздух

Дата публикации: 07.04.2014 22:55 Обновлено: 07.04.2014 22:59
14 539
Время прочтения: 42 минуты
Источник
Эксперт РА

В 2013 году рынку лизинга удалось избежать серьезного падения, в основном благодаря сильному росту авиасегмента (на 69%), говорится в обзоре рынка лизинга по итогам 2013 года «Держась за воздух», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Однако в этом году, по оценкам аналитиков, авиализинг в лучшем случае покажет слабое сокращение.

Резюме

За счет мощного роста авиасегмента (+69%) рынку лизинга удалось избежать серьезного падения в 2013 году: объем новых сделок практически не изменился и составил 1,3 трлн руб. Однако в текущем году вытянуть весь рынок авиализингу не удастся: в лучшем случае сегмент покажет небольшое снижение (-10%). Осложнить ситуацию может ожидаемое снижение платежеспособности клиентов и рост стоимости фондирования, что заставит часть компаний до конца года покинуть рынок, не исключена и активизация сделок M&A. В результате даже в оптимистичном сценарии возможен только незначительный рост рынка — не более 1%, а в пессимистичном падение достигнет 15%. Потенциал роста для компаний заложен в сегменте легкового и грузового транспорта.

Объем нового бизнеса на рынке лизинга за 2013 год не претерпел серьезных изменений (-1,5%, в 2012 году +1,5%). Сумма новых контрактов составила 1 300 млрд руб. (1 320 млрд руб. в 2012 году). Второй год подряд объем новых лизинговых сделок существенно не меняется. Лидер рынка — «ВЭБ-лизинг» — сократил объем новых сделок в 2013 году почти на 30% относительно 2012 года. Самые высокие темпы прироста среди ТОП-10 компаний показали «ТрансФин-М» (63,3%) и «Сбербанк Лизинг» (51,5%), не дав тем самым сильно упасть лизинговому рынку.

Согласно динамике стоимости имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам, рынок в 2013 году продолжил слабый рост (+1,7%).С точки зрения такого показателя, как стоимость имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам (данный показатель характеризует новый бизнес в трактовке европейской лизинговой федерации Leaseurope) рынок в 2013 году продолжил слабый рост (+1,7%). Это может означать, что и в 2012 и в 2013 гг. сокращался размер финансовой надбавки по лизингу — снижался средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний. В то же время столь низкий темп прироста также сигнализирует о стагнации рынка, поскольку рост стоимости имущества меньше инфляции в экономики.

Авиа- и автотранспорт удержали рынок от сильного падения. В 2013 году сокращение сегмента-лидера — ж/д техники — продолжилось: −17,6% относительно 2012 г. Сильного падения рынка лизинга удалось избежать за счет рекордного объема авиасделок — наибольшего за последние 7 лет. Факторами, способствовавшими столь мощному росту авиализинга (+68,6%), стали стимулирующие государственные программы по обновлению парка воздушных судов и потребность в размещении имеющихся ресурсов лизинговыми компаниями с госучастием. Сегмент автотранспорта также продемонстрировал высокие темпы прироста объема новых сделок: легковой — 13,5%, грузовой — 33%.

Главными вызовами для рынка в 2014 году станут рост проблемных активов и стоимости фондирования. По оценкам «Эксперт РА», средний уровень просроченной задолженности в лизинге на 01.01.2014 составил около 3,5—4% в сегменте небольших сделок, по крупным сделкам — около 1—1,5%. Некоторые лизингодатели уже столкнулись с ростом просрочки в 4кв. 2013 г. Стагнация в российской экономике будет негативно сказываться на платежной дисциплине лизингополучателей в 2014 году, что может привести к росту просроченной задолженности. На фоне напряженной ситуации с ликвидностью в банковском секторе будет расти и стоимость фондирования для лизинговых компаний. Сочетание этих факторов может вынудить отдельных участников уйти с рынка еще до конца 2014 года за счет либо закрытия бизнеса либо продажи активов конкурентам.

Потенциал роста в 2014 году заложен в автолизинге. Фактором поддержки может выступить авиализинг, несмотря на его вероятное сокращение в абсолютных цифрах. Наиболее вероятной точкой роста является грузовой и легковой автотранспорт ввиду его высокой ликвидности. Кроме того часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретенный в 2010—2012 гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3—5 лет). Фактором поддержки рынка будет авиализинг в силу значительного объема этого сегмента, что подкрепляется необходимостью обновления парка воздушных судов в стране, а также субсидированием государством лизинговых платежей (Постановление Правительства РФ № 1212 и пр.). Ожидания от ж/д сегмента диаметрально противоположны авиализингу, несмотря на принятое недавно Постановление Правительства РФ № 41 от 20.01.2014 (о субсидировании потерь при приобретении инновационных вагонов) и высокий износ вагонного парка ОАО «РЖД».

По прогнозу «Эксперт РА», даже в оптимистичном сценарии возможно сохранение текущего объема рынка лизинга, а в пессимистичном — падение достигнет 15%. При реализации пессимистичного (базового) прогноза «Эксперт РА» ни один из крупнейших сегментов рынка лизинга в 2014 году не сможет продемонстрировать высоких темпов роста: сокращение продолжится на рынке ж/д техники (-14%); авиация после мощнейшего рывка ослабит свои позиции (-30%). От автосегмента в связи с колебаниями курса рубля и снижением грузоперевозок также будет трудно ожидать роста (сокращение составит порядка −5—6%). Оптимистичный сценарий базируется на слабом сокращении авиасегмента (не более 10%), сохранении позиций ж/д и небольшом снижении объема строительной техники (-11%) при умеренном росте других сегментов. Но даже в случае сильного роста автолизинга (+10—12%) сумма новых сделок в 2014 году на уровне прошлого года.

Методология

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями — участниками исследования.

В исследовании по итогам 2013 года приняли участие 138 лизинговых компаний, объем сделок которых, по нашему мнению, составляет более 95% всего лизингового рынка. (В 2012 г. участие в исследовании приняли 135 лизинговых компаний, объем сделок, которых также превысил 95% всего рынка.) По нашей оценке, в исследовании не приняли участие около 70 компаний, на которых в совокупности приходится около 5% лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками. К компаниям, которые, по нашим оценкам, могли бы попасть в топ-50 крупнейших по итогам 2013 г., но не предоставивших свои данные, относятся РБ лизинг, ЛК «Север\Запад», ARVAL, Базис Лизинг и Авангард-Лизинг.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для «рыночных» лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. Кризис 2008—2009 годов привел к увеличению объемов изъятого оборудования и ускоренному росту сегмента оперативного лизинга, который в России юридически реализуется через договоры аренды из-за особенностей правового поля. В настоящее время мы не корректируем расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечаем, что их экономическая суть и технологии осуществления различны.

Мы хотим обратить внимание на то, что под основными терминами, используемыми в исследовании, мы понимаем следующее.

Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга) — сумма заключенных за период сделок финансового лизинга и оперативного лизинга (по которым передано в лизинг вновь купленное оборудование).

В новые сделки финансового лизинга включаются сделки, по которым наиболее раннее из двух событий — (а) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (б) получение ненулевого аванса от лизингополучателя — наступило не ранее первого дня рассматриваемого периода и не позднее его последнего дня.

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Объем профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных платежей — это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки данных из анкет показатели анкеты соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого, сопоставляется динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже показывает нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влекут соответствующее изменение в денежных потоках (полученных платежах). Данные изменения также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

Мы благодарим за интервью и комментарии к исследованию следующих спикеров:

Агаджанов Максим генеральный директор «Газпромбанк Лизинг»
Алексеева Елена финансовый директор «Объединенная лизинговая компания»
Добровольский Владимир заместитель генерального директора «ГТЛК»
Ерошок Дмитрий генеральный директор «Сбербанк Лизинг»
Истомин Андрей генеральный директор «Ураллизинг»
Калинин Сергей директор департамента развития «РЕСО-Лизинг»
Колесов Евгений начальник отдела маркетинга и развития компании «Балтийский лизинг»
Комарова Анна финансовый директор «АК БАРС Лизинг»
Литовкин Олег генеральный директор «Лизинговой компании УРАЛСИБ»
Лысенко Александр начальник отдела маркетинга «Сибирская лизинговая компания»
Мякшун Артем заместитель директора «ЧелИндЛизинг»
Паславский Дмитрий коммерческий директор «Лентранслизинг»
Перелешин Иван директор по развитию ГК «Альфа-Лизинг»
Румянцев Константин генеральный директор «Экспо-лизинг»
Смирнов Алексей генеральный директор «CARCADE Лизинг»

 

Развитие рынка в 2013 году

Объем и динамика рынка

Пессимистичные ожидания участников рынка на 2013 год оправдались: второй год подряд темпы прироста сделок на рынке лизинга близки к нулю (см. таблицу 1). За прошедший год номинальный объем нового бизнеса не подвергся серьезной коррекции, но с учетом инфляции можно говорить о сокращении рынка в реальном выражении. Кроме того рынку на протяжении последних двух лет не дают сильно упасть единичные сегменты и компании. Если в 2012 году рынок от падения удержал «ВЭБ-лизинг» за счет ряда крупных сделок, то в 2013 году — серьезного сокращения удалось избежать за счет рекордного объема сделок в сегменте авиатехники. Стоит отметить, что объем рынка, очищенный от сегментов ж/д- и авиатехники, также за прошлый год кардинально не изменился (см. график 2).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

 

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Объем нового бизнеса, млрд руб. 997.5 720.0 315.0 725.0 1 300.0 1 320.0 1 300.0

Темпы прироста, %

149.6 -27.8 -56.3 130.2 79.3 1.5 -1.5
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 294.0 402.8 320.0 350.0 540.0 560.0 650.0

Темпы прироста, %

116.2 37.0 -20.6 9.4 54.3 3.7 16.1
Объем профинансированных средств, млрд руб. 537.0 442.0 154.0 450.0 737.0 640.0 780.0

Темпы прироста, %

167.0 -17.7 -65.2 192.2 63.8 13.2 21.9
Совокупный лизинговый портфель, млрд руб. 1 202.0 1 390.0 960.0 1 180.0 1 860.0 2 530.0 2 900.0

Темпы прироста, %

126.8 15.6 -30.9 22.9 57.6 36.0 14.6
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата)

 

33 247.5 41 276.8 38 807.2 46 321.8 55 798.7 62 356.9 66 689.1
Доля лизинга в ВВП, % 3.0 1.7 0.8 1.6 2.3 2.1 1.9
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний 40,4% 32,7% 50% 62,40% 66,50% 63% 65%
Индекс розничности[1] 32,6% 41% 25,2% 24% 23% 28% 35%
Стоимость предметов лизинга по новым заключенным сделкам за 2013 г. без НДС, млрд руб. 430 180 450 741 770 783

Темпы прироста, %

-58,1% 150% 64,6% 3,9% 1,7%

[1] Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и дорожно-строительную технику (вкл. строительную спецтехнику на колесах), сельскохозяйственную технику и скот.

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

 

До 2011 года на рынке наблюдалась выраженная сезонность: в 4-ом квартале года заключалось более 40% всех сделок (кроме кризисного 2008 года). В последние 3 года сезонность сгладилась — четвертый квартал обеспечивает менее 30% от годового объема сделок (27% в 2013 и 2012 гг.). Стоит отметить и тот факт, что объем новых контрактов в IV-м квартале 2013 года почти не изменился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил около 360 млрд руб. Таким образом, в 2013 году на рынке лизинга явно разграничились две тенденции — сильного падения в первом полугодии (-17%) и восстановления во втором (+16% полугодие к полугодию).

Новый бизнес (стоимость имущества) — показатель, используемый для оценки объема лизингового рынка европейской лизинговой федерацией Leaseurope. Представляет собой сумму стоимости имущества по новым договорам лизинга, без учета НДС и финансовых надбавок. Особенность данного показателя в том, что его изменения (волатильность) зависят только от динамики инвестиций в экономике, и не подвержены влиянию таких факторов как срок договора лизинга, стоимость привлеченных ресурсов под сделку, включение в договор дополнительных услуг (например, страхование, монтаж и т. д.), размер маржи лизингодателя.

Нужно отметить различие динамики рынка с точки зрения такого показателя, как стоимость имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам (данный показатель характеризует новый бизнес в трактовке европейской лизинговой федерации Leaseurope — см. врез). Согласно этому показателю, рынок в 2013 году продолжил слабый рост (+1,7%). В 2012 году темпы прироста стоимости имущества также немного превышали темпы прироста суммы новых лизинговых договоров (4% против 1,5%). Это может означать, что и в 2012 и в 2013 гг. сокращался размер финансовой надбавки по лизингу — снижался средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний.

В структуре финансирования, без учета крупных сделок1, банковские кредиты продолжают играть ключевую роль в фондировании сделок, как и в целом по рынку, однако все более востребованными для лизингодателей становятся собственные средства (увеличение доли +3,3 п. п.) и авансы (увеличение доли +5,7 п. п.).

Общее количество сделок по рынку растет: так у ТОП-10 компаний по количеству заключенных сделок в 2013 г. темпы прироста составили не менее 20% по сравнению с 2012 г. Тройка лидеров не претерпела изменений за прошедший год: больше всех сделок заключила компания Europlan (темпы прироста составили +11,9%), на втором и третьем месте — «ВЭБ-лизинг» (+48,7%) и CARCADE Лизинг (+7,5%) соответственно.

Таблица 2. Топ-30 по количеству заключенных сделок в 2013 году

 
Компания Количество заключенных сделок за 2013 г., штук
1 Europlan 29 996
2 «ВЭБ-лизинг» 26 971
3 «CARCADE Лизинг»

 

14 010
4 «ВТБ Лизинг» 10 531
5 «Балтийский лизинг» (ГК)

 

7 505
6 ОЛК «РЕСО-Лизинг» 6 693
7 «Элемент Лизинг» 5 587
8 лизинговая компания «Уралсиб» 4 299
9 «Фольксваген Груп Финанц» 3 450
10 «Стоун-XXI» (ГК)

 

3 228
11 «Сбербанк Лизинг» (ГК)

 

2 682
12 «Система Лизинг 24» 2 178
13 «Соллерс-Финанс» 1 813
14 «ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия» 1 787
15 «Ураллизинг» 1 608
16 «КамАЗ-Лизинг» (ГК)

 

1 563
17 «Газтехлизинг» 1 337
18 «Интерлизинг» 1 229
19 «Свое дело — Лизинг» 1 178
20 «Райффайзен-Лизинг» 1 088
21 «Альянс-Лизинг» 1 048
22 «Эксперт-Лизинг» 932
23 Национальная Лизинговая Компания 742
24 «Балтинвест» 719
25 «Альфа-Лизинг» (ГК)

 

686
26 «Лизинг Трейд» 657
27 «ЧелИндЛизинг» 593
28 «Транслизинг» 541
29 «Бэлти-Гранд» 482
30 «Восток-Лизинг» 475

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

1.2. Лидеры рынка

Среди топ-3 участников рынка по объему новых сделок в 2013 году произошли изменения: «Сбербанк Лизинг» и «ТрансФин-М» улучшили свои позиции, поднявшись на 2-е и 3-е места соответственно. «ВЭБ-лизинг», несмотря на заметное сокращение нового бизнеса (-29,5% за 2013 год), сохранил лидирующую позицию. В сумме на эти три компании пришлось около 35% новых сделок (годом ранее около 37%, а в 2011 году — 43%).

Концентрация новых сделок на 10 крупнейших компаниях выросла незначительно, составив около 65% по итогам 2013 года против 63% в 2012 году (в 2011 г. — 66,5%, в 2010 г.— 62,4%). Одни из крупнейших сделок 2013 года были проведены «Сбербанк Лизинг»: поставка свыше 1800 единиц коммунальной техники г. Москве и заключение контрактов по лизингу транспорта и спецтехники в Южном и Северо-Кавказском регионах. «В этом году мы планируем развивать компетенции в нескольких ключевых и новых для нас отраслях экономики, предложим рынку несколько новых интересных проектов. Планируются продукты как для розницы, так и для среднего и крупного бизнеса. В частности, мы активно работаем с дилерами, и готовим предложения для МСБ по отдельным предметам лизинга. Конечно, компания продолжит повышать качество работы, сокращать сроки принятия решений, предлагать комплексные услуги», — говорит Дмитрий Ерошок, генеральный директор «Сбербанк Лизинг».

Несмотря на доминирующие позиции госкомпаний в транспортных сегментах, их доля в общем объеме новых сделок продолжает снижаться (42,4% за 2013 г., 47,2% — 2012 г., 52% — 2011 г.).

Среди крупнейших сделок в ж/д сегменте в 2013 году стоит выделить сделку «ТрансФин-М» по передаче в лизинг 4 272 единиц подвижного состава. Сумма предстоящих платежей по договору лизинга, заключенному на 15 лет, — 19,6 млрд руб. «ВЭБ-лизинг» в отчетном году активно развивал бизнес в авиасегменте: заключен ряд сделок для финансирования приобретения четырех самолетов Airbus А380—800 (совокупный размер заключаемых сделок — почти 38,5 млрд руб.).

Доминирующие позиции государственных компаний в сегментах, затрагивающих транспортную систему страны, являются одной из особенностей современного российского рынка лизинга. Однако в общем объеме новых сделок доля госкомпаний продолжает снижаться (42,4% за 2013 г., 47,2% — 2012 г., 52% — 2011 г.).

Рэнкинг лизингодателей, построенный в соответствии с показателем стоимости имущества по новым сделкам, имеет некоторые отличия от рэнкинга по сумме лизинговых договоров. Так, среди топ-10 компания ВТБ Лизинг по показателю стоимости имущества занимает 3-ю строку рэнкинга, а ТрансФин-М, напротив, находится строкой ниже, занимая четвертое место. Более высокая позиция ТрансФин-М в рэнкинге по объему договоров лизинга объясняется наличием у компании значительного количества договоров с длительными сроками лизинга, что существенно повышает их объем. Подобная ситуация — более высокие позиции компаний с «длинными» договорами по дорогостоящему имуществу — характерна для всех участников рынка.

Таблица 3. Рэнкинг лизинговых компаний за 2013 год по объему нового бизнеса

Место по новому бизнесу Компания Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА»* Объем нового бизнеса в 2013 г., млн. руб в том числе оперативный лизинг /аренда, млн. руб.

 

01.01.2014 01.01.2013
1 1 «ВЭБ-лизинг»

 

207 296.0 н. д.
2 3 «Сбербанк Лизинг» (ГК)

 

A++ 124 289.9 24 628.4
3 4 «ТрансФин-М» A+ (II)

 

123 787.0 37 686.7
4 2 «ВТБ Лизинг»

 

112 805.3 н. д.
5 5 «Газпромбанк Лизинг» (ГК)

 

A+ (I)

 

62 588.1 2 528.6
6 7 Europlan

 

60 947.2 н. д.
7 6 Государственная транспортная лизинговая компания

 

59 220.5 16 700.6
8 8 «Газтехлизинг»

 

42 195.3 915.6
9 13 «Балтийский лизинг» (ГК)

 

 

28 627.5

 

10 9 «Альфа-Лизинг» (ГК)

 

 

27 974.6 31.0
11 14 «CARCADE Лизинг»

 

 

27 660.5

 

12 15 «Сименс Финанс»

 

23 967.8 н. д.
13 18 ОЛК «РЕСО-Лизинг» A+ (II)

 

16 406.2

 

14 16 «КамАЗ-Лизинг» (ГК)

 

 

16 371.4 10 321.2
15 10 «Росагролизинг»

 

16 333.1 н. д.
16 17 «Рейл1520» A (I)

 

15 593.0 15 593.0
17 19 «Элемент Лизинг» A+ (II)

 

14 553.7

 

18 11 лизинговая компания «Уралсиб» A+ (III)

 

13 777.0 10.0
19 26 «ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия»

 

13 453.2

 

20 23 «Интерлизинг» (ГК)

 

 

12 058.9 289.1
21 21 «Стоун-XXI» (ГК)

 

A (I)

 

10 528.6

 

22 27 «РТК-Лизинг» A (II)

 

10 286.2

 

23 39 «Брансвик Рейл»

 

9 625.9 9 625.9
24 22 «Райффайзен-Лизинг»

 

9 406.0

 

25 25 «Система Лизинг 24»

 

9 155.6

 

26 47 «Зест» (ГК)

 

 

8 471.0

 

27 32 «Югра-Лизинг» A (I)

 

7 332.8 1 133.1
28

 

«МКБ-лизинг» A+ (I)

 

6 615.0

 

29 30 «МТЕ Финанс»

 

6 356.2

 

30 29 «Дойче Лизинг Восток»

 

6 255.8

 

31 33 Универсальная лизинговая компания

 

5 920.0

 

32 24 Сибирская лизинговая компания (Москва)

 

 

5 156.1 214.5
33 41 «Ураллизинг»

 

4 843.3

 

34 43 «Северная Венеция» (ГК)

 

 

4 818.8 969.6
35 42 «Альянс-Лизинг»

 

4 523.2 36.1
36 73 «Транслизинг-сервис»

 

4 505.0 4 505.0
37 40 Русская лизинговая компания

 

4 375.0

 

38 36 Тюменская агропромышленная лизинговая компания

 

4 323.1

 

39 34 «Фольксваген Груп Финанц»

 

4 319.9 н. д.
40

 

«Свое дело — Лизинг»

 

3 917.2

 

41 45 «Соллерс-Финанс»

 

3 775.6

 

42 28 «Балтинвест» A (III)

 

3 699.0 50.6
43

 

«ГФТ-Инжиниринг»

 

3 531.2

 

44 48 «Нефтегазмашлизинг»

 

3 455.0 2 800.0
45 60 Санкт-Петербургская лизинговая компания

 

3 410.3

 

46 51 «ЯрКамп Лизинг»

 

3 293.7 553.1
47

 

«Индустриальный Лизинг»

 

3 150.9

 

48 53 «РМБ-Лизинг»

 

3 065.1 н. д.
49 55 «ЧелИндЛизинг»

 

2 975.1

 

50 52 лизинговая компания «Дельта» A+ (III)

 

2 941.9

 

51 50 Приволжская лизинговая компания A (II)

 

2 851.4 н. д.
52 46 «Металлинвеслизинг»

 

2 777.2 н. д.
53 49 «Экспо-Лизинг» A (I)

 

2 748.0

 

54 68 «Ивеко Капитал Руссия»

 

2 683.8 н. д.
55 37 «Ютэйр-Лизинг»

 

2 534.7

 

56 69 «Эксперт-Лизинг» (Челябинск)

 

 

2 497.1 н. д.
57

 

«Росдорлизинг»

 

2 381.3

 

58 57 «ИКБ Лизинг» A+ (II)

 

2 291.0 н. д.
59 38 «МСП Лизинг» A+ (I)

 

2 269.8 298.3
60 77 «Гознак-лизинг» A (III)

 

2 158.0

 

61 62 «Транслизинг»

 

2 100.4

 

62 82 банк «Интеза» и «Интеза Лизинг»

 

1 927.0

 

63 56 «ВСП-Лизинг»

 

1 883.0

 

64 67 Петербургская Лизинговая Компания B++ 1 842.0 7.0
65 59 «Дэнмар-Лизинг» B+ 1 828.6

 

66 71 «Петролизинг-Менеджмент» A (II)

 

1 712.3

 

67 78 «Опцион-ТМ»

 

1 673.6

 

68 31 «Лизинком»

 

1 669.9

 

69 72 Национальная Лизинговая Компания

 

1 569.7

 

70 70 «ЭкономЛизинг» A (III)

 

1 543.4

 

71 64 «Лизинг-Трейд»

 

1 534.0

 

72

 

«Восток-Лизинг»

 

1 533.6

 

73 65 «Ликонс»

 

1 517.1 1.4
74 92 «ОФК-Лизинг» A (III)

 

1 350.0

 

75 61 Объединенная лизинговая компания A+ (III)

 

1 314.6

 

76 79 «Бэлти-Гранд»

 

1 234.5 н. д.
77 75 «Столичный Лизинг»

 

1 214.3 63.2
78 84 «ТаймЛизинг»

 

1 095.8 51.3
79 88 «Уралпромлизинг» (ГК)

 

 

1 061.2

 

80 135 «Контрол Лизинг» A (III)

 

1 039.2

 

81

 

«Горлизинг»

 

999.0

 

82

 

«Тройка Лизинг»

 

959.0 334.0
83 93 «БелФин» B++ 935.1 н. д.
84

 

«Солид-Лизинг»

 

917.0

 

85 81 Югорская лизинговая компания

 

912.3

 

86

 

«Лизинг-М»

 

896.5

 

87

 

«Перволизинг» (ГК)

 

 

890.4 55.9
88

 

«ПК-Финанс»

 

887.8

 

89 83 «ЛизФайнэнс»

 

873.8

 

90 87 Межрегиональная инвестиционная компания A (III)

 

872.9 40.3
91 101 «РЭБ Лизинг»

 

869.3

 

92 110 «РЛизинг» B++ 860.9 н. д.
93 89 «Лизинг Стандарт» (ГК)**

 

A (II)

 

849.1 4.1
94 66 «Шреи Лизинг»

 

841.0 72.0
95 104 Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан A+ (III)

 

815.5 22.2
96

 

«Технология-Лизинг Финанс»

 

793.0

 

97 85 ЛК «Лиакон»

 

789.6

 

98 94 лизинговая компания «Версус»

 

747.4 н. д.
99

 

«Роделен»

 

703.8 н. д.
100 95 «Лентранслизинг»

 

625.4

 

101 96 Первая Лизинговая Компания (Тверь)

 

 

616.0

 

102 107 «Центр-Транс»

 

615.5 2.8
103 90 «Ладья»

 

608.0

 

104 117 «Петербургснаб»

 

597.0

 

105 106 Владимирская лизинговая компания

 

577.0 н. д.
106

 

«ПТК-лизинг»

 

518.8

 

107 76 «Абсолют Лизинг» (ГК)

 

 

515.9

 

108 127 «Ресурс-Лизинг» (Тюмень)

 

 

509.0 н. д.
109 99 «АС Финанс» (ГК)

 

 

496.0

 

110

 

«Энерголизинг»

 

474.0

 

111 116 «МСБ-Лизинг»

 

427.0

 

112 111 «Аспект»

 

402.2

 

113 100 «Техноспецсталь-Лизинг»

 

390.8

 

114 105 банк «Вологжанин» *** A (III)

 

384.6 н. д.
115 115 «Аквилон-Лизинг» A (III)

 

384.4

 

116 125 Челябинский филиал АО «Халык-Лизинг»

 

370.1

 

117

 

«Лизинг-Медицина»

 

348.0

 

118 63 «Ак Барс Лизинг»

 

329.7

 

119 103 «Экспресс-Волга-Лизинг» B++ 327.4 н. д.
120 113 «Строительно-дорожные машины трейдинг»

 

313.9 н. д.
121 86 «Яков Семенов» (ГК)

 

 

302.2 0.1
122

 

«НПБ-Лизинг»

 

262.0 н. д.
123 121 «РЕГИОН»

 

252.4

 

124

 

Межрегиональная лизинговая компания

 

234.1

 

125 127 «РесурсЛизинг» (Москва)

 

 

210.3

 

126

 

«Мэйджор Лизинг»

 

184.6 58.0
127 131 Русский Лизинговый Центр

 

182.0

 

128 130 Независимая Лизинговая Компания

 

177.6

 

129 123 ЛК «Пруссия» (ГК)

 

 

166.1

 

130 124 «Центр-Лизинг» (Липецк)

 

 

130.0

 

131 114 «Проминвест» (ГК)

 

 

119.9

 

132 129 «ЭкспертЛизинг» (Пенза)

 

 

118.9 н. д.
133 126 Пензенская лизинговая компания

 

94.6 н. д.
134 134 «Анлагелизинг»

 

73.2 н. д.
135 133 «Технолизинг»

 

66.2

 

136 12 «Бизнес-Альянс» (ГК)

 

 

48.0

 

137

 

«ЛизПлан Рус»

 

41.0 41.0
138 20 «Ильюшин Финанс Ко.»

 

 

 

* — в скобках — подуровень рейтинга

** — рейтинг «А» присвоен «Межотраслевой лизинговой компании»

*** — кредитный рейтинг банка

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Таблица 4. Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2013 года, согласно стоимости имущества по новым сделкам без учета НДС

 

Место по сумме стоимости предметов лизинга, согласно новым сделкам без НДС Компания Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА»* Сумма стоимости предметов лизинга по новым заключенным сделкам без НДС за 2013 г., млн. руб. Темпы прироста стоимости предметов лизинга по новым сделкам за 2013 год
01.01.2014 01.01.2013
1 1 «ВЭБ-лизинг»

 

112 003.7 -34,40%
2 3 «Сбербанк Лизинг» (ГК)

 

A++ 81 132.8 81,00%
3 2 «ВТБ Лизинг»

 

67 222.6 3,40%
4 6 «ТрансФин-М» A+ (II)

 

40 523.2 46,60%
5 4 «Газпромбанк Лизинг» (ГК)

 

A+ (I)

 

35 912.6 22,60%
6 8 Государственная транспортная лизинговая компания

 

35 447.0 53,40%
7 7 «Газтехлизинг»

 

19 760.9 -21,70%
8 12 «Балтийский лизинг»

 

19 351.0 25,10%
9 13 «CARCADE Лизинг»

 

 

17 858.5 25,60%
10 10 «Альфа-Лизинг» (ГК)

 

 

17 637.6 -7,50%
11 16 «КамАЗ-Лизинг» (ГК)

 

 

11 525.8 20,10%
12 27 «ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия»

 

11 375.8 104,50%
13 20 «Транслизинг-сервис»

 

11 306.0 60,50%
14 19 «Элемент Лизинг» A+ (II)

 

9 898.1 35,40%
15 11 лизинговая компания «Уралсиб» A+ (III)

 

9 629.0 -48,20%
16 17 ОЛК «РЕСО-Лизинг» A+ (II)

 

9 435.7 8,30%
17 25 «Интерлизинг»

 

8 167.6 30,60%
18 22 «Стоун-XXI» (ГК)

 

A (I)

 

7 149.3 4,70%
19 29 «РТК-Лизинг» A (II)

 

6 556.3 54,90%
20 23 «Райффайзен-Лизинг»

 

6 433.0 -3,00%
21 26 «Система Лизинг 24»

 

6 060.5 5,20%
22 50 «Зест»

 

4 851.0 154,00%
23 28 «Дойче Лизинг Восток»

 

4 514.7 2,70%
24 38 «Югра-Лизинг» A (I)

 

4 162.4 32,10%
25

 

«МКБ-лизинг» A+ (I)

 

4 108.0

 

26 37 Универсальная лизинговая компания

 

3 811.0 20,90%
27 35 Тюменская агропромышленная лизинговая компания

 

3 574.1 10,70%
28 30 «МТЕ Финанс»

 

3 461.7 -13,10%
29 39 «Ураллизинг»

 

3 246.5 23,90%
30 40 «Альянс-Лизинг» A+ (III)

 

3 049.5 16,60%
31 32 «Фольксваген Груп Финанц»

 

3 035.0 -9,80%
32 21 Сибирская лизинговая компания

 

2 869.1 -58,80%
33

 

«Свое дело — Лизинг»

 

2 669.6

 

34 41 «Северная Венеция» (ГК)

 

 

2 632.2 2,50%
35 43 Русская лизинговая компания

 

2 532.0 0,10%
36 52 «Нефтегазмашлизинг»

 

2 487.0 45,20%
37 46 «Соллерс-Финанс»

 

2 482.8 3,20%
38 31 «Балтинвест» A (III)

 

2 385.6 -34,80%
39

 

«ГФТ-Инжиниринг»

 

2 217.3

 

40 61 Санкт-Петербургская лизинговая компания

 

2 180.0 67,30%
41

 

«Индустриальный Лизинг»

 

2 121.8

 

42 51 Приволжская лизинговая компания A (II)

 

2 046.2 17,00%
43 53 лизинговая компания «Дельта» A+ (III)

 

2 020.1 23,20%
44 55 «ЧелИндЛизинг» (ГК)

 

 

1 961.3 28,80%
45 33 «ЮТэйр-Лизинг»

 

1 938.4 -41,40%
46 49 «Экспо-Лизинг» A (I)

 

1 816.0 -8,90%
47 69 «Ивеко Капитал Руссия»

 

1 786.3 61,20%
48 48 «РМБ-Лизинг»

 

1 768.6 -14,30%
49 47 «Металлинвестлизинг»

 

1 714.4 -26,10%
50 56 «ИКБ Лизинг» A+ (II)

 

1 711.0 13,30%
51 67 «Эксперт-Лизинг» (Челябинск)

 

 

1 702.1 49,30%
52 58 «Транслизинг»

 

1 593.2 5,90%
53 57 «ЯрКамп Лизинг»

 

1 474.3 -2,20%
54 80 банк «Интеза» и «Интеза Лизинг»

 

1 470.0 84,00%
55 61 Петербургская Лизинговая Компания B++ 1 459.0 11,90%
56 79 «Гознак-лизинг» A (III)

 

1 456.0 73,20%
57 42 «МСП Лизинг» A+ (I)

 

1 353.0 -46,80%
58 62 «Лизинг Трейд»

 

1 248.0 -2,80%
59 60 «Дэнмар-Лизинг» B+ 1 196.0 -11,00%
60 74 «Петролизинг-Менеджмент» A (II)

 

1 150.2 13,40%
61 77 «Опцион-ТМ»

 

1 134.4 24,20%
62

 

«Восток-Лизинг»

 

1 092.2

 

63 72 Национальная Лизинговая Компания

 

1 066.2 -0,60%
64 34 «Лизинком»

 

1 063.3 -67,40%
65 73 «ЭкономЛизинг» A (III)

 

970.4 -8,00%
66 63 «ВСП-Лизинг»

 

942.0 -24,50%
67 68 «Ликонс»

 

938.2 -16,70%
68 59 Объединенная лизинговая компания A+ (III)

 

890.7 -39,40%
69 91 «ОФК-Лизинг» A (III)

 

823.0 33,20%
70 76 «Столичный Лизинг»

 

821.3 -10,20%
71 83 «Бэлти-Гранд»

 

775.8 3,60%
72 78 «ТаймЛизинг»

 

755.7 -12,10%
73 132 «Контрол Лизинг» A (III)

 

719.4 2086,50%
74 87 «Уралпромлизинг» (ГК)

 

 

694.0 6,60%
75

 

«Горлизинг»

 

663.0

 

76 95 «БелФин» B++ 629.5 20,60%
77 64 «Шреи Лизинг»

 

623.0 -48,50%
78

 

«Солид-Лизинг»

 

604.0

 

79

 

«Тройка Лизинг»

 

597.0

 

80

 

«ПК-Финанс»

 

592.0

 

81

 

«Лизинг-М»

 

587.3

 

82 88 Межрегиональная инвестиционная компания

 

587.3 -9,70%
83

 

«Роделен»

 

574.6

 

84 96 «РЭБ Лизинг»

 

550.0 7,80%
85 85 «ЛизФайнэнс»

 

545.5 -21,90%
86 90 «Лизинг Стандарт» (ГК)**

 

A (II)

 

540.4 -13,80%
87

 

«Технология-Лизинг Финанс»

 

506.0

 

88 82 Югорская лизинговая компания

 

497.1 -35,90%
89 105 Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан A+ (III)

 

496.9 37,50%
90 108 «РЛизинг» B++ 495.6 75,70%
91 86 ЛК «Лиакон»

 

489.6 -28,90%
92 93 ЛК «Версус»

 

475.5 -13,00%
93 94 Первая Лизинговая Компания (Тверь)

 

 

412.0 -22,70%
94 112 «Петербургснаб»

 

411.9 51,80%
95

 

«Перволизинг» (ГК)

 

 

409.7

 

96 124 «Центр-Транс»

 

397.4 148,40%
97 75 «Абсолют»

 

386.1 -58,40%
98 97 «Лентранслизинг»

 

373.0 -25,10%
99 81 «Ладья»

 

369.7 -53,40%
100 99 «АС Финанс» (ГК)

 

 

362.0 -16,90%
101 104 Владимирская лизинговая компания

 

358.6 -7,50%
102

 

«Ресурс-Лизинг» (Тюмень)

 

 

331.7

 

103 106 банк «Вологжанин»*** A (III)

 

325.9 -5,30%
104

 

«ПТК-лизинг»

 

314.9

 

105

 

«Энерголизинг»

 

303.0

 

106 114 «МСБ-Лизинг»

 

292.0 26,40%
107

 

«Лизинг-Медицина»

 

276.0

 

108 111 «Аспект»

 

264.7 -2,90%
109 127 Челябинский филиал АО «Халык-Лизинг»

 

258.0 83,70%
110 103 «Техноспецсталь-Лизинг»

 

255.0 -39,10%
111 115 «Аквилон-Лизинг» A (III)

 

247.3 8,50%
112 70 «Ак Барс Лизинг»

 

221.2 -79,90%
113 113 «Строительно-дорожные машины трейдинг»

 

216.8 -15,70%
114 100 «Экспресс-Волга-Лизинг» B++ 211.9 -51,20%
115 89 «Яков Семенов»

 

192.7 -70,30%
116 116 «РЕГИОН»

 

165.6 -27,20%
117

 

«НПБ-Лизинг»

 

159.0

 

118

 

Межрегиональная лизинговая компания

 

146.6

 

119 129 «РесурсЛизинг» (Москва)

 

 

132.9 9,00%
120 135 Независимая Лизинговая Компания

 

120.9 347,90%
121 130 Русский Лизинговый Центр

 

118.0 27,60%
122 121 ЛК «Пруссия» (ГК)

 

 

112.2 -35,50%
123 117 «Проминвест» (ГК)

 

 

90.6 -57,30%
124 128 «Центр-Лизинг» (Липецк)

 

 

86.3 -30,80%
125

 

«Мэйджор Лизинг»

 

84.9

 

126 126 «ЭкспертЛизинг» (Пенза)

 

 

83.2 -45,10%
127 122 Пензенская лизинговая компания

 

70.6 -59,00%
128 133 «Анлагелизинг»

 

45.0 33,80%
129 132 «Технолизинг»

 

43.1 -10,50%
130

 

«Бизнес Альянс» (ГК)

 

 

33.7

 

131

 

«ЛизПлан Рус»

 

33.6

 

132 24 «Ильюшин Финанс Ко»

 

 

 

 

* — в скобках — подуровень рейтинга

** — рейтинг «А» присвоен «Межотраслевой лизинговой компании»

*** — кредитный рейтинг банка

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

1 Сделки, совершенные лизинговыми компаниями с преобладанием в портфелях крупных и крупнейших сделок в сегментах «big ticket» («ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» (ГК), «ТрансФин-М», ВТБ Лизинг, Газпромбанк Лизинг (ГК), «ГТЛК» и «Газтехлизинг»)

Структура рынка

2.1. Структура сделок по регионам

В 2013 году территориальное распределение новых сделок претерпело заметные изменения: доля Санкт-Петербурга выросла с 7,4% до 12,7% (см. графики 6 и 7), что объясняется крупными авиасделками. В географическом распределении сделок уменьшилась доля Уральского ФО (с 13,3% до 10,1%) и Сибирского ФО (с 9,5% до 7,2%). На Москву и Центральный ФО совокупно приходится почти половина новых сделок (49,6% в 2013 году, годом ранее — 51,9%).

 

Распределение новых сделок по регионам без учета крупных сделок показывает, что на Москву приходится уже не половина, а четвертая часть всего объема нового бизнеса в 2013 году (см. график 8). Концентрация оставшейся части сделок по ФО возросла: на Приволжский ФО приходится 14,1% (9,4% с крупными сделками), на Центральный ФО — 12,6% (7,3% с крупными сделками), а на Уральский ФО и Санкт-Петербург — по 12,1%.

2.2. Структура сделок по отраслям

В 2013 году сокращение объема новых сделок сегмента-лидера — ж/д техники — продолжилось: минус 17,6%, относительно 2012 года. От сильного падения весь рынок удержал авиализинг. В тройку лидеров по объему авиасделок вошли «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ГТЛК». Высокие показатели роста в прошедшем году также продемонстрировал автолизинг (легковые авто 13,5%, грузовые — 33%).

Небольшой рост в сегменте строительной техники был, пожалуй, последним рывком в подготовке к Олимпиаде в Сочи. После завершения строительства крупных спортивных объектов (Олимпиада в Сочи и Универсиада в Казани) у участников рынка появились опасения, вызванные возможным снижением спроса со стороны лизингополучателей из-за выхода на рынок строительной б/у техники.

«Бытует мнение, что рынок заполонит техника, отработавшая на олимпийских объектах. Считаю, что это может произойти только в отношении соседних регионов и не отразится критично на спросе лизингополучателей в масштабе всей страны», — комментирует Олег Литовкин, генеральный директор «Лизинговая компания УРАЛСИБ».

Для компаний, собственником которых является государство, по-прежнему характерны высокие доли в сегментах ж/д- и авиа транспорта (совокупно 70%). Новые сделки лизингодателей, которыми владеют отечественные и иностранные производители оборудования, преимущественно относятся к лизингу грузового автотранспорта. В строительной и дорожно-строительной технике лидируют компании, контролируемые кредитными организациями, что объясняется активным участием банков в финансировании строительных проектов. Лизинг недвижимости остается одним из наименее востребованных сегментов для лизингополучателей так же, как и лизинг морских и речных судов.

2.3. Структура сделок по размеру бизнеса клиента

В 2013 году доля малого и среднего бизнеса составила 32,2% от всего объема нового бизнеса на рынке, что почти на 2,6 п. п. меньше, чем в 2012 году (см. график 12). Сокращение пришлось на сделки с субъектами среднего бизнеса (-35,2% по сравнению с 2012 г.). В то же время объемы новых сделок с малым бизнесом выросли (+7,5%).

Представители сферы оказания услуг по-прежнему показывают наибольший спрос на лизинговые услуги среди представителей МСБ (27,6% за 2013 год). Компании, основными видами деятельности которых являются строительство и оптовая торговля, в прошедшем году активно заключали сделки с лизингодателями (рост составил 4,3% и 5,8% соответственно).

По территориальному распределению в лизинговых сделках МСБ существует несколько довольно ярких отличий от рынка в целом: снижается концентрация на Москве (22,5% вместо 42,3% по всему рынку), в то время как доля Центрального ФО возросла на 3,8 п. п., а Приволжского ФО — на 8 п. п.

Риски лизингодателей: меж двух огней

Замедление темпов роста отечественной экономики, а также крайне консервативные прогнозы по росту ВВП страны не дают оснований для позитивных прогнозов на 2014 год. Так 63% участников анкетирования указали, что в 2014 году лизинговый рынок будет стагнировать либо падать.

На текущий момент с проблемой фондирования уже столкнулись региональные лизинговые компании: круг банков, предоставляющих кредиты, сократился.

Развитие рынка лизинга в текущем году будет определяться тем, как лизингодатели смогут решить проблемы роста стоимости фондирования и снижения платежеспособности клиентов.

Ввиду происходящих событий в банковском секторе (отзывы лицензий, перебои в работе платежных систем по экономическим и политическим причинам) будет актуальна проблема доступа к фондированию, обострившаяся еще в 2013 году. Банковские кредиты по-прежнему преобладают в структуре источников финансирования деятельности лизинговых компаний, в 2013 году их доля составляла 66,4% (график 5). На текущий момент с проблемами в фондировании уже столкнулись региональные лизинговые компании: по их отзывам круг банков, предоставляющих кредиты, сократился. Поэтому неудивительно, что ряд компаний из регионов в 2014 году надеется не на рост, а хотя бы на сохранение имеющегося объема портфеля.

Вместе с тем, сокращение объемов кредитования может изменить предпочтения заемщиков банков в пользу лизинга, что увеличит число потенциальных лизингополучателей. В этом случае в выигрыше окажутся лизингодатели, имеющие свободный доступ к финансированию, в частности за счет поддержки мощного собственника.

В условиях замедления экономики и сокращения ликвидности перед лизингодателями будет остро стоять вопрос сотрудничества с дилерами и производителями лизингового имущества, которые являются для них одним из крупных каналов розничных продаж. В то же время вендоры на фоне текущей экономической ситуации будут предпочитать работать с ограниченным количеством компаний, являющимися наиболее надежными и готовыми сотрудничать по программам с более жесткими условиями. «У поставщика физически не может быть больше пяти-восьми лизинговых компаний-партнеров. Если их больше — увеличиваются организационные издержки, больше объем сопутствующих договоров. Задача этих пяти-восьми компаний — сделать так, чтобы поставщику не нужно было больше ни к кому обращаться», — говорит Олег Литовкин.

Стагнация в российской экономике будет негативно сказываться на платежной дисциплине лизингополучателей в 2014 году, что может привести к росту просроченной задолженности по рынку. Так, лизингодатели уже столкнулись с ростом просрочки в 4кв. 2013 г., причиной которой клиенты нередко называют задержки оплаты от бюджетных организаций по договорам. «Важным моментом 2013 года является снижение расходов государственных и местных бюджетов на инфраструктурные проекты, что отразилось на росте задержек оплат по договорам с подрядными и субподрядными организациями. Все это негативно сказалось на платежной дисциплине множества клиентов лизинговых компаний, а также на объемах приобретаемого ими имущества в 2013 году и планах 2014 года» — говорит Дмитрий Паславский, коммерческий директор «Лентранслизинг».

Кроме того, снизились возможности лизинговых компаний по своевременному выявлению ухудшения финансового состояния клиента — отмена ежеквартальной подачи отчетности в налоговые органы снижает ее регулярность и уровень достоверности. Недобросовестные клиенты могут воспользоваться этим, что также отразится на росте дефолтности портфеля. Особенно это важно, если предмет лизинга имеет невысокую ликвидность.

По оценкам «Эксперт РА», средний уровень просроченной задолженности в лизинге за 2013 год в сегменте небольших сделок составил около 3,5—4%, в сегменте крупных сделок — около 1—1,5%.

По оценкам «Эксперт РА», средний уровень просроченной задолженности в лизинге за 2013 год в сегменте небольших сделок составил около 3,5—4%, в сегменте крупных сделок — около 1—1,5%. Риск ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей в 2014 году подтверждается результатами опроса участников рынка: три четверти респондентов ждут роста просрочки по договорам в рублях (см. график 16). По валютным договорам негативных ожиданий гораздо меньше. Объясняется это тем, что на данный момент у компаний нет значительного объема валютных лизинговых сделок. Стоит отметить, что для компаний, работающих в авиасегменте, валютные риски невысоки, т. к. значительная часть выручки их клиентов в валюте. «Валютные договоры лизинга, в основном, заключаются с крупными компаниями, имеющими большую долю валютной выручки от своей деятельности. Как правило, это представители сегмента авиатехники. Но ситуация в этом секторе стабильная, объемы перевозок растут. Соответственно, и роста валютной просрочки мы также не ожидаем», — говорит Дмитрий Ерошок.

Очевидно, что конкуренция на стагнирующем рынке будет расти, и лизингодатели для сохранения объемов контрактов вынуждены будут смягчать требования к лизингополучателям. Либерализация требований, снижение платежеспособности клиентов и значительный временной разрыв между датами подготовки финансовой отчетности в совокупности будут способствовать ухудшению качества общего портфеля по рынку и росту числа судебных исков к клиентам. При этом на сегодняшний день лизингодатели зачастую не могут эффективно защитить свои интересы ввиду совершенно разной практики судебных решений по лизинговым спорам, нередко складывающейся не в пользу лизингодателей.

Стоит отметить, что часть компаний за последний год изменила ряд положений в лизинговых договорах, чтобы снизить вероятность наступления юридических рисков в 2014 году. Однако значительная доля компаний не вносила изменения в договора, т. к. ждет итогового решения по Проекту Постановления Пленума ВАС РФ «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» (от 01.11.2013 г.), в котором заложен основной механизм расчетов с лизингополучателем при расторжении договора лизинга. Кроме того, в Проекте содержится ряд важных положений (о сальдо встречных обязательств, о правах удержания имущества и пр.), принятие которых может отразиться на условиях стандартных форм лизинговых договоров и на оценке лизингополучателей. Тем не менее, ожидать от лизинговых компаний серьезного ужесточения требований в договорах не стоит, т. к. в борьбе за клиента им придется поступиться собственными интересами, иначе потенциальные клиенты могут уйти к конкурентам с более мягкими условиями.

Сочетание факторов роста конкуренции, удорожания фондирования, снижения платежеспособности клиентов и реализации юридических рисков может вынудить отдельные компании уйти с рынка еще до конца 2014 года за счет либо закрытия бизнеса, либо продажи активов конкурентам. Поскольку возможности органического роста в 2014 году будут ограничены, компании, нацеленные на быстрый рост, повысят активность в сфере покупки портфелей.

Прогноз развития рынка

С учетом замедления роста ВВП страны (с 3,4% в 2012 г. до 1,3% в 2013 г., согласно данным Росстата) и ожиданий рецессии в экономике в текущем году, наращивание объема нового бизнеса в лизинге в 2014 году маловероятно. «Макроэкономическая конъюнктура вносит свои коррективы в развитие лизинговой отрасли, и существенного роста рынка в 2014 году не ожидается. В лучшем случае прогнозируется увеличение не более чем на 3—5%. В условиях замедления темпов роста российской экономики, лизинг представляется более эффективным способом финансирования в сравнении с традиционным кредитованием, поэтому очевидно, что такой вид финансирования будет накапливать потенциал в качестве выгодного и надежного инструмента модернизации основных фондов предприятий. При этом выгодного как для коммерческих, так и государственных организаций», — говорит Дмитрий Ерошок, генеральный директор «Сбербанк Лизинг».

Авиасегмент, очевидно, в 2014 году останется одним из крупнейших, хотя, по прогнозу «Эксперт РА», и не сможет продемонстрировать столь высокие темпы роста, как годом раньше. Развитию сегмента способствует ряд действующих нормативных документов, направленных на обновление парка воздушных судов в стране и субсидирование части лизинговых платежей (Постановление № 1212 и пр.). Кроме того, функционируют региональные программы для поддержания авиаперевозок. «Правительство продлило программу субсидирования региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе на три года, — отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании. — Учитывая положительный опыт субсидирования в 2013 году, уверен, что программа будет способствовать модернизации парков местных региональных авиакомпаний». В целом на поддержку рынка со стороны авиасегмента надеется большинство лизингодателей (график 18).

Ожидания от ж/д сегмента диаметрально противоположны авиализингу, несмотря на принятое недавно Постановление Правительства РФ № 41 от 20.01.2014 (о субсидировании потерь при приобретении инновационных вагонов) и высокий износ вагонного парка ОАО «РЖД». Придать импульс развитию данного сегмента смогло бы обновление парка устаревших локомотивов (износ локомотивного парка ОАО «РЖД» составляет 83%, согласно сайту компании) с помощью технологий финансового лизинга, такую возможность сейчас обсуждают ОАО «РЖД» с Министерством транспорта РФ. В то же время перенасыщение рынка по ряду видов вагонов, а также возможное продление срока эксплуатации подвижного состава только подкрепляют негативный прогноз по лизингу ж/д техники.

Поддерживать рынок в 2014 году будут грузовой и легковой транспорт. Важным фактором здесь является ликвидность имущества, к тому же часть государственных программ, направленных на развитие грузоперевозок, дает дополнительные стимулы для роста сегмента лизинга грузового автотранспорта. Кроме того, некоторые лизинговые компании рассчитывают на то, что клиенты начнут обновлять транспорт, приобретенный в 2010—2011 гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3—5 лет).

В то же время у отрасли лизинга морских и речных судов существуют неплохие перспективы по увеличению объемов в течение следующих 2—3 лет, т. к. российскому парку речных судов необходимо масштабное обновление. Государство способствует перевооружению российского водного транспорта в рамках нормативных актов и документов (Распоряжение Правительства РФ № 2514-р, Постановление Правительства РФ № 138 и др.). Кроме того, перевозки грузов по воде дешевле, чем сухопутным видом транспорта, а текущее снижение ж/д перевозок может положительно отразиться на объемах транспортируемых грузов водным транспортом. Поэтому неудивительно, что крупные грузоперевозчики могут начать обновление речных и морских судов в ближайшие годы.

Таблица 5. Определяющее влияние на рынок лизинга в 2014 году будут оказывать ж\д и авиализинг

 

СегментФакторы роста сегментаФакторы замедления сегментаДинамика сегмента 2013 г.Прогноз прироста на 2014 г. (пессим/оптим. прогноз), %Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п. п.Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п. п.
Железно-дорожная техникаСубсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление № 41 от 20.01.2014). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО «РЖД» Возможное продление срока службы вагонов, сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка вагонов, -17,6%-14% / 0%-5,60,0
АвиатехникаГосподдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление № 1212 и пр.), замена и модернизация авиапарка Конкуренция со стороны иностранных лизинговых компаний (нерезидентов) 68,6%-30% / −10%-5,1-1,7
Легковые автомобилиЛиквидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, перераспределению потребительских предпочтений от банковского кредита в сторону финансового лизингаснижение объемов перевозок, падение объема продаж автомобилей13,5%-5% / +12%-0,7+1,4
Грузовые автомобилиЛиквидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, перераспределению потребительских предпочтений от банковского кредита в сторону финансового лизингаснижение объемов перевозок, падение объема продаж автомобилей33,0%-6% /+10%-1,0+1,7
Строительная техникаРеализация утвержденных проектов строительства федеральных автодорог Высвобождение и выход на локальные рынки строительной техники, ранее задействованной в масштабных госпроектах, снижение объемов жилищного строительства79,5%-20% / −11%-1,8-1,0
Прочие сегменты 
Сокращение инвестпрограмм, сокращение объема роста экономики-60,1%-15% /-7%-0,8-0,4
Итого прирост по рынку-150

 

Источник: «Эксперт РА»

По прогнозам «Эксперт РА», оптимистичный сценарий развития рынка лизинга возможен при росте реального ВВП (в пределах 1—2%), стабильном курсе рубля (на уровне 35—36 руб. за доллар) и неухудшении ситуации с ликвидностью в банковском секторе. В этом случае мы ожидаем слабое сокращение авиасегмента, сохранение позиций сегмента ж/д-техники и умеренный рост автолизинга (см. таблицу 5). При таком сценарии прирост объема новых сделок будет близок к нулю. Но, ввиду общей динамики промышленного производства (сокращение в январе составило 0,2%, слабый рост в феврале — менее 1%) и оттока капитала (согласно прогнозу Министерства экономического развития, отток за первые три месяца 2014 года составит около 65—70 млрд долл.), наиболее вероятен пессимистичный сценарий.

Активные меры ЦБ РФ по борьбе с инфляцией могут негативно сказаться на объемах банковского кредитования реального сектора экономики. В марте текущего года ключевая ставка Банка России уже была повышена (с 5,5% до 7%). А в случае дальнейшего роста потребительских цен повышение банковских ставок на 1—1,5% не заставит себя долго ждать. В пользу пессимистичного сценария развития рынка говорит также и рост политических рисков, хотя пока невозможно оценить, насколько сильно санкции ЕС и США (если они будут введены) отразятся на отдельных отраслях экономики России. Согласно пессимистичному прогнозу Агентства, если рост реального ВВП будет нулевым либо даже слабо отрицательным (-0,5%), а также будет сильный отток капитала (более 90 млрд долл.) и дальнейшее ослабление курса рубля (до 37—39 руб. за доллар), мы увидим падение объема сделок с авиатехникой (примерно на 30%) и подвижным составом, будет отсутствовать рост и в других сегментах. При реализации данного сценария сокращение лизингового рынка может составить до 15%, а объем нового бизнеса не превысит 1,1 трлн руб.

Приложение 1. Рэнкинг лизинговых компаний России по новому бизнесу за 2013 год

Интервью с партнерами исследования Дмитрием Ерошком («Сбербанк Лизинг») и Олегом Литовкиным (ЛК «Уралсиб») из приложения 2 размещены на портале Банки.ру в разделе «Интервью».

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме