Комитет Госдумы по финансовому рынку на заседании в среду рекомендовал принять во втором чтении законопроект о противодействии использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Палата рассмотрит документ на заседании в пятницу, 18 июня. Проект закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» был внесен в Госдуму правительством РФ в конце декабря 2008 года. В процессе его подготовки и рассмотрения в российском парламенте возникало немало споров, касающихся как определения базовых понятий, так и круга лиц, причастных к распространению и использованию инсайдерской информации.

В первом чтении законопроект был одобрен Госдумой 17 апреля 2009 года. Однако затем президент РФ Дмитрий Медведев поручил своей администрации и правительству к маю 2010 года урегулировать вопросы, связанные с законом об инсайдерской информации. Подготовку законопроекта ко второму чтению вела рабочая группа при комитете. В первоначальном тексте законопроекта к СМИ предъявлялось требование перепроверять поступающую к ним информацию, устанавливать, не относится ли она к инсайдерской, что ограничивало оперативность и свободу распространения информации.

Ко второму чтению была определена норма, что исчерпывающий перечень сведений, составляющих инсайдерскую информацию, должна утвердить Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Также из законопроекта было исключено понятие вторичных инсайдеров. Кроме того, были конкретизированы формулировки всех составов манипулирования рынком, исключены спорные нормы о субсидиарной ответственности работодателей за действия своих должностных лиц и сотрудников.
Закреплено общее положение о том, что лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее ложные сведения, не несет ответственность, если оно не знало, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения — ложными.

Рабочая группа согласовала положения о том, что ни передача информации в СМИ для распространения, ни собственно публикация в СМИ не может считаться неправомерным использованием инсайдерской информации. СМИ и их сотрудники не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся высказывания, сообщения или заявления конкретных лиц или в случае, если материал воспроизведен из публикации другого СМИ. СМИ могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком только в том случае, если ими была получена выгода, или в случае, если ФСФР не были предоставлены сведения об источнике распространенной ложной информации.

Законопроект определяет инсайдерскую информацию как точную и конкретную информацию, которая не была ранее известна и распространение которой сможет оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. К такой информации относятся сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи в вопросе, касающемся информации о почтовых денежных переводах.

Поправки определяют, что к инсайдерам в том числе относятся эмитенты и управляющие компании, хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в границах РФ, организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли. Также к инсайдерам относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, региональные власти, органы местного самоуправления. Кроме того, инсайдерами предложено считать руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые имеют доступ к инсайдерской информации, информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации, организации, которые присваивают рейтинги, а также просто физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации.