Банк «Русский Стандарт», до кризиса лидировавший сегменте экспресс-кредитования в торговых сетях, возвращается к прежней модели бизнеса. О том, что банк наращивает активность на рынке POS-кредитования, газете «Коммерсант» рассказали участники рыка. «С начала кризиса «Русский Стандарт» существенно снизил свое присутствие в этом сегменте: хотя банк по-прежнему работает в торговых точках, он более не является лидером — до последнего времени мы не видели с его стороны каких-либо действий, направленных на изменение этой ситуации, — говорит старший вице-президент Альфа-Банка Андрей Сокольский. — Сейчас же в ряде торговых сетей, особенно в регионах, «Русский Стандарт» заметно активизировался, пытаясь вернуть утраченные позиции». «Среди сетей, с которыми мы работаем, есть партнеры, которым «Русский Стандарт» недавно предложил очень выгодные условия, а в ряде сетей банк предлагает эксклюзивные продукты, чего раньше не делал», — добавляет зампред правления Хоум Кредит Банка Юрий Андресов.

В неофициальных беседах слова банкиров подтверждают и представители рекрутингового бизнеса. «Мы видим, что «Русский Стандарт» ищет менеджеров среднего звена на направление экспресс-кредитов, пытаясь таким образом восстановить численность сотрудников, сокращенных в связи с изменением модели бизнеса», — рассказал собеседник газеты в одном из кадровых агентств. «Банк предлагает доступные удобные кредитные продукты с прозрачными условиями и отсутствием комиссий в большинстве крупнейших торговых организаций. Мы развиваем это сотрудничество и в дальнейшем видим его в качестве одного из основных направлений нашей деятельности», — заявили в самом банке.

Как напоминает «Коммерсант», после кризиса «Русский Стандарт» пересмотрел стратегию развития, решив отойти от традиционного для себя высокодоходного, но рискованного POS-кредитования. Банк сконцентрировался на более стабильном карточном бизнесе. Новая стратегия предусматривала в перспективе нескольких лет увеличение доли карточных кредитов в ссудном портфеле банка до 70—80% при одновременном снижении доли экспресс-кредитов.

В результате «Русский Стандарт», еще в начале 2008 года занимавший первое место на рынке POS-кредитования с портфелем в 43,9 млрд рублей и долей рынка 28,3%, опустился на пятое место, свидетельствуют данные агентства Frank Research Group. К 1 июня 2011 года портфель POS-кредитов банка «Русский Стандарт» составлял 11,6 млрд рублей, а доля рынка — 7,9%.

Однако, судя по результатам работы «Русского Стандарта» в посткризисный период, изменение стратегии не вполне оправдалось, указывают эксперты. Так, хотя в карточном сегменте банк по-прежнему сохраняет лидирующие позиции, его доля рынка постоянно снижается: по данным Frank Research Group, если на начало 2008 года объем задолженности банка по кредитным картам достигал 85,9 млрд рублей с долей рынка 48,8%, то к 1 июня 2011-го — 55,4 млрд и 18,5% соответственно. Не смог «Русский Стандарт» выполнить и общие плановые показатели, предусмотренные измененной стратегией. В конце 2009 года менеджмент банка озвучивал прогноз по росту кредитного портфеля в 2010 году на уровне 10—15%, однако, судя по данным международной отчетности, объем кредитного портфеля сократился на 12,4% до 89 млрд рублей. В этом году банк прогнозировал рост портфеля на уровне 20%.

Возвращение к активному кредитованию в торговых сетях сделает возможным реализацию этих планов, отмечают аналитики. «Банк традиционно использовал POS-кредитование для формирования базы дальнейших кросс-продаж, а переориентация бизнеса в пользу продажи карточных продуктов через отделения и развитие расчетных сервисов оказалась не слишком эффективной с точки зрения роста, — отмечает аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. — Поэтому неудивительно, что банк решил вернуться к проверенному методу: у «Русского Стандарта» есть нераспределенные ресурсы и опыт работы на этом рынке, поэтому шансы на успех весьма велики». Немаловажным является и то, что «Русский Стандарт» сохранил партнерские отношения с сетями, добавляет эксперт.

Еще одной причиной возвращения к активному кредитованию в торговых сетях является низкая доходность бизнеса «Русского Стандарта». Согласно отчетности банка по МСФО, рентабельность его активов равна 1,3%, в то время как до кризиса этот показатель доходил до 9,5%. У Хоум Кредит Банка, который в данный момент лидирует на рынке POS-кредитования, рентабельность активов по итогам 2010 года составляла 9,5%.