Сегодня Роспотребнадзор сообщил о том, что участились жалобы граждан на противоправные действия со стороны коллекторских агентств. По словам экспертов ведомства, заявители в основном указывают на поступающие в их адрес разного рода угрозы, прямой шантаж, несанкционированное распространение персональных данных. Коллекторы и юристы помогли корреспонденту портала Банки.ру разобраться в тонкостях между нарушением и правомерными действиями.

По словам гендиректора коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елены Докучаевой, направление должниками жалоб на коллекторов или кредиторов нередко имеет причиной не какие-либо противоправные действия со стороны взыскателей, а является попыткой со стороны должника оттянуть или избежать погашения задолженности. «Коллекторский рынок сегодня уже хорошо структурирован, и ни одна серьезно работающая на нем компания не позволит себе незаконных или неэтичных подходов к взысканию», — утверждает Докучаева.

Как поделился своими доводами один из участников рынка, увеличение числа жалоб от должников могло произойти на почве бума потребительского кредитования в прошлом году. «Накопилось много просрочек, у агентств появилось больше работы, а недовольство неплательщиков — это постоянный процесс, который, видимо, аккумулировался», — говорит работник одного из коллекторских агентств.

Прореха на рынке коллекторских агентств — это отсутствие специального закона. «О необходимости принятия закона о коллекторской деятельности речь идет уже очень давно, чуть ли не 10 лет, однако до сих пор он даже не внесен на рассмотрение в Госдуму, хотя является долгожданным на финансовом рынке», — говорит директор юридического департамента ЮниКредит Банка Наталия Окунева. На сегодняшний день, как объяснила она, коллекторы опираются в своей деятельности на общие положения законодательства и фактически вправе осуществлять такие же действия по взысканию долгов, как и сами кредитные организации. То есть они не могут вторгнуться в личную жизнь, получить какую-либо закрытую информацию о заемщиках и т. п.

Как говорит участник рынка, помимо общего закона, уважающие себя агентства руководствуются этическим кодексом, сформулированным Национальной ассоциацией коллекторских агентств, согласно которому, например, запрещается звонить ночью, вести себя агрессивно, угрожать.

Все же основным методом работы с должниками для агентств остаются звонки и письма. «Приход коллектора к должнику на квартиру — это исключительный случай. У нас, как правило, много должников, и на подобное просто не хватает времени», — говорит работник коллекторского агентства.

«Если же договориться с должником в досудебном порядке все-таки не удается, то дело передается в суд, где специалисты коллекторского агентства полностью осуществляют сопровождение судебного процесса», — заключила Елена Докучаева.