Подготовленные ко второму чтению поправки, реформирующие систему уплаты банками взносов в фонд страхования вкладов, неожиданно дополнились рядом непрофильных норм. В частности, как пишет «Коммерсант», в законах «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности» предлагается зафиксировать право ЦБ требовать от банков планы восстановления финансовой устойчивости, а системно значимым игрокам составление таких планов могут вменить в обязанность.

Кроме того, предлагается закрепить за ЦБ право устанавливать для банков дополнительные буферы капитала — надбавки к нормативу достаточности собственных средств, как того требует «Базель III». Речь идет о надбавке поддержания достаточности капитала, антициклической надбавке и надбавке за системную значимость. При снижении уровня достаточности капитала ниже уровней, которые будет устанавливать ЦБ, часть прибыли банка, определяемая регулятором, замораживается и может быть направлена только на пополнение капитала. Тратить эти средства на что-либо другое можно будет лишь после стабилизации ситуации.

Сроки реализации нововведений в законопроекте не установлены. Впрочем, и поправки еще могут быть доработаны. В частности, как пояснил газете зампред ЦБ Михаил Сухов, измениться может норма о том, что оценивать планы самооздоровления Центробанк будет совместно с Агентством по страхованию вкладов. «Планы восстановления устойчивости системно значимых игроков должны составляться без оглядки на возможность получения финансовой поддержки от государства, стабилизировать состояние таких банков их владельцы должны за свой счет, а потому целесообразность привлечения АСВ к оценке этих планов неочевидна», — указывает он.

При этом банкиров гораздо больше волнует вопрос не о том, кто будет проверять планы, а как и в какие сроки — многие крупные игроки пока еще только работают над составлением этих документов, замечает «Коммерсант». Как пояснили в ЦБ, норму о планах самооздоровления планируется реализовывать сразу после принятия поправок и придания действующим рекомендациям ЦБ по созданию таких планов статуса нормативного акта. «Вопрос времени, необходимого банкам на подготовку планов, будет учтен, но бесконечным этот период не будет: рекомендации были выпущены еще в декабре 2012 года, у банков было время ознакомиться с ними, а нормативный акт радикально отличаться от них не будет», — сообщил Сухов.

Что касается введения буферов капитала, то, по словам Сухова, «это вопрос не завтрашнего дня». «Сейчас мы лишь готовим законодательную базу для реализации рекомендаций «Базеля III» в сроки, которые установлены Базельским комитетом по банковскому надзору», — уточнил он.