Центробанк обязал кредитные учреждения перед взысканием средств со счетов клиентов по исполнительным листам убедиться в подлинности этих листов, при этом банки обязаны предупреждать клиентов о списании. Об этом говорится в письме за подписью первого зампреда ЦБ Алексея Симановского, направленном участникам рынка (копия есть у «Известий»). ЦБ рекомендует кредитным учреждениям звонить клиентам и проверять подлинность таких документов.
С 2012 года по закону об исполнительном производстве банки должны незамедлительно — в течение одного рабочего дня — блокировать счета должников после получения от судебных приставов исполнительного листа для обращения взыскания на деньги должников. За промедление банки могут быть оштрафованы на сумму до 1 млн рублей. Если имеются сомнения в подлинности листа или достоверности его содержания, у банка есть 7 дней на проверку. Такую поблажку ЦБ дал кредитным организациям в прошлом году, так как стало больше поступать повторных листов и листов с ошибочными сведениями, а банки несут ответственность за необоснованные списания по ст. 856 Гражданского кодекса (должны вернуть клиенту средства с процентами по ключевой ставке ЦБ).
Банки должны отчитываться о проделанной работе перед приставами в течение трех дней после получения документов. До 2012 года у банков было на арест счетов три дня, что создавало почву для злоупотреблений: должник мог за это время перевести деньги на другой счет, отмечает издание.
Новая модификация регулятором практики работы с исполнительными листами вызвана повышением активности мошенников. Подход ЦБ теперь в том, что банки должны подтверждать информацию, указанную в документах на взыскание, от приставов непосредственно у своих клиентов.
«Подделки в рамках исполнительного производства сейчас поступают в банки и по физическим, и по юридическим лицам. В отношении граждан речь идет, как правило, о небольших суммах (до 100 тысяч рублей), мошенники зарабатывают за счет рассылки подделок по банкам в массовом режиме», — указывает источник, близкий к ЦБ. По его словам, у компаний списываются немного большие суммы, цель мошенников та же — остаться в тени. Конкретных схем, которые ЦБ мог бы в скором времени систематизировать в предупреждающих письмах для банков, пока нет, добавил собеседник издания.
Президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов подтверждает, что с конца 2014 года растет число фальсифицированных исполнительных листов, иногда очень хорошего качества, на глаз подделку невозможно распознать, тем более оперативно.
Фактически ЦБ ввел в процесс проверки исполнительных листов новое звено — самого клиента, указывает газета. Ранее в цепочке источников подтверждения информации (помимо судебных баз, базы исполнительных производств на сайте Федеральной службы судебных приставов и базы паспортов на сайте Федеральной миграционной службы) были банки-взыскатели, приставы, суды и ЦБ. Как отмечает начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев, наиболее удобный способ подтверждения данных — позвонить клиенту по оставленным им реквизитам.
Комментарии
Кто признается или согласится что его "нагнули" в суде? Самая распостраненная практика - затягивание дел на годы. И чтобы они потом сами подтверждали исполнительный лист? да еще по телефону.....
1. Банк должен предупредить клиента до взыскания или после?
2. Если клиент говорит, что лист липа, то что должен делать банк?
3. Зачем все это, если банк может и на сайте суда найти решение и в базе данных исполнительных производств (если передали в ФССП)?
Так все эти источники, получается, оказались абсолютно ненадежными, а наиболее надежное звено - конечно же, сам должник
ЦБ тут ни при чем. Эта норма изначально была в законе об исполнительном производстве (п. 6 ст. 70).
С какой стати? Согласно закону