Руководитель ФАС Игорь Артемьев с известным постоянством критикует ситуацию на мобильном рынке в России. Больше всего главу антимонопольщиков бесит наличие национального и внутрисетевого роуминга у мобильных операторов.

Хотя очевидно, компенсация ляжет на рядовых абонентов, что мало кому понравится. Абоненты, по понятным причинам, платить не хотят, да и операторы отнюдь не заинтересованы в том, чтобы раскидывать выпавшие роуминговые платежи на всю базу клиентов и тем самым вызывать неудовольствие пользователей. Мобильным компаниям не очень нравится нервировать своих потребителей, они кровно заинтересованы в сохранении, а то и наращивании абонентской базы. Тем более что к внутрисетевому роумингу давно уже все привыкли, к тому же оплачивать его вынуждены лишь клиенты мобильных операторов, перемещающиеся по стране и миру. То есть изначально более платежеспособные люди, чем средний потребитель мобильной связи, никогда не выезжающий за пределы своего региона проживания.

Мобильный Крым не наш

Отдельная проблема с роумингом национальным. Он отличается от внутрисетевого тем, что в поездке вы подключаетесь не к сети своего привычного оператора, а находитесь в пределах работы чужих мобильных сетей. Наиболее проблемными регионами в таком случае становятся отдаленные районы Дальнего Востока (Сахалин и Камчатка) и, что самое обидное для внутренних туристов, республика Крым. И если с роумингом в случае с Сахалином, надо положить руку на сердце, все могли мириться и дальше, да и касалось это не такого уж большого числа абонентов, то неистовый поток отдыхающих в Крыму делает проблему национального роуминга важной для многих. Миллионы граждан России при пересечении Керченского пролива по существу переходят мобильную границу страны. Ни один оператор большой тройки не рискует приходить на полуостров, справедливо опасаясь западных санкций, а значит, ваши сим-карты вынуждены связываться с вышками местных никому не известных операторов, из-за чего стоимость связи с родиной будет такой же, как если бы вы звонили в Омск из зарубежных Павлодара или Астаны.

Надо отдать должное сотрудникам антимонопольного ведомства, они поспособствовали снижению расходов абонентов на роуминг в Крыму. По сведениям федеральной прессы, ФАС провела проверку межоператорских роуминговых тарифов крупнейшего крымского оператора «К-телекома», и тот в результате снизил цены и выравнял тарифы по средним показателям для страны. Но полностью отказаться от этой практики невозможно: ведь все равно одна компания продолжит пользоваться инфраструктурой другой и будет вынуждена за это платить — таковы законы здравого смысла.

Гибкие тарифы

Представители операторов связи в ответ на вопросы «ДО» о вероятности отмены в будущем всех видов роуминга на территории России заявили, что такое развитие событий маловероятно. Территориальный управляющий «Билайна» в Омске Вячеслав Касымов рассказал, что существование сетевого и национального роуминга объясняется огромной площадью нашей страны и низкой плотностью населения в ее восточной части.

«В некоторых местах, чтобы обеспечить сервис своим клиентам, операторы используют сети своих коллег по рынку», — обрисовал ситуацию топ-менеджер филиала оператора связи. При этом он уточнил, что на пакетных тарифах компании о роуминге можно практически забыть и обслуживаться по ценам домашнего региона.

Есть своя линейка тарифных планов с отмененным роумингом и у МТС. А оператор связи Yota уже отменил роуминг для всех своих абонентов: стоимость услуг не меняется в поездках по стране. Хотя надо признать, что такой подход интересен именно тем абонентам, кто постоянно перемещается по стране. «Домоседам» тарифы компании могут показаться высокими.

При этом директор по информационным технологиям Yota Андрей Богданов объясняет, что полная отмена роуминга на внутреннем рынке может оказаться опасной: «Мобильные операторы большой тройки несут определенные затраты в тот момент, когда их абонент совершает голосовые вызовы в путешествиях по России. Поэтому не исключено, что отмена национального роуминга на государственном уровне может спровоцировать повышение цен на связь».

Проще говоря, операторы нашли очень тонкое решение проблемы внутрироссийского роуминга. Они включают межоператорские платежи в абонентскую плату пакетных тарифов, которые привлекают абонентов серьезным набором включенных услуг. При этом стараются не беспокоить потребителей, которым эта услуга вовсе не интересна: в таком случае клиенты всегда могут выбрать какой-то иной тариф, который не подразумевает абонентской платы. Но уже тогда в поездках клиенты должны быть готовы к допрасходам на роуминг или к подключению специальных тарифных опций и услуг. В любом случае игроки рынка оставляют право выбора самим клиентам, а в желании ФАС лихо отменить роуминг так и сквозит большевистский подход, чреватый тем, что все эти расходы сами собой распределятся между всеми клиентами мобильной связи без их особого желания.

Комментарии

Нигматуллин Тимур,финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ»

Основная причина существования межрегионального роуминга в России — исторически сложившаяся специфика развития сетей операторов, их взаимодействия, а также большая территория страны с очень низкой плотностью населения в регионах.

По моим оценкам, законодательная отмена национального роуминга приведет к одновременному росту тарифов на мобильную связь не менее чем на 1-2% (внутренний роуминг оценочно приносит компаниям около 1,5% операционной выручки), так как нововведение за- тронет сразу всех игроков рынка и, таким образом, перестанут работать механизмы ценовой конкуренции.

Согласно оценкам, на текущий момент к телефонным разговорам в условиях российского роуминга прибегают почти все путешествующие между регионами российские абоненты. Оцениваю долю таких абонентов в 10-25% от всей базы. Это связано с развитием пакетных тарифов и предоставлением операторами специальных выгодных тарифных опций.

Самсонова Антонина,руководитель направления «Мобильная связь и Интернет» портала Банки.ру

Существуют технические особенности при обслуживании абонента вне домашнего региона. Трафик идет по сетям междугородной связи, таким образом, оператор несет дополнительные издержки. Также, если у оператора нет инфраструктуры в регионе, куда уехал абонент, ему приходится пользоваться инфраструктурой других операторов, естественно, не бесплатно. Следовательно, если связь по всей России для абонента будет стоить одинаково, оператор должен будет компенсировать выпадающие затраты, возможно, за счет роста цен в домашнем регионе.

Доля национального роуминга в доходах операторов составляет около 8%. Поэтому даже если тарифы подорожают, то не сильно.

С другой стороны, вопрос роуминга интересен абонентам, работа которых связана с частыми поездками по стране. Процент таких людей небольшой. Тут речь идет в среднем о двух-трех неделях в год. То есть проблема не очень масштабная. Да и операторы предлагают все больше тарифов и опций для удобного общения в путешествиях по стране. Условия становятся выгоднее, люди несут все меньше дополнительных расходов.

Солонин Виталий,руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting

Основная причина существования роуминга лежит в области регулирования межоператорского взаимодействия, а также связана со все еще неравномерным развитием сетей у операторов. Например, если абонент оператора N приедет в гостевой регион, где у оператора нет собственной сети, то этот абонент «попадает» на национальный роуминг: оператор N вынужден будет платить другому оператору — роуминговому партнеру, у которого он использует сетевой ресурс.

В случае отмены национального и внутрисетевого роуминга при существующем регулировании пропуска междугороднего трафика операторы получат «выпадающие доходы» в размере примерно 3-5% от их совокупных доходов от мобильной связи. В условиях стагнации доходов операторов разумнее для начала провести реформу отраслевого законодательства в части пропуска трафика, а уже потом отменять роуминг внутри России. Иначе это прямо или косвенно скажется на тарифах для конечных пользователей (в том числе на местных тарифах) — таким образом операторы будут вынуждены компенсировать свои потери.

В целом проблема внутрисетевого роуминга в настоящее время не является критически важной для абонентов, поскольку все операторы предлагают опции для сокращения затрат (хотя в этом случае есть некоторые неудобства для пользователей — нужно не забывать включать и выключать эти опции при выезде/въезде из домашнего региона), а некоторые операторы (например, Yota) уже фактически отменили национальный роуминг для своих абонентов.