ОТП Банк запустит сеть мини-офисов по всей стране уже в новом году. В мини-офисах можно будет провести самые популярные банковские операции с помощью сотрудника или терминала. Сам банк называет свою разработку эксклюзивной, однако подобные проекты уже давно развивают конкуренты. По оценкам экспертов, за год ОТП Банк потратит на проект как минимум 200 млн рублей.
В 2012 году ОТП Банк планирует открыть 50 мини-офисов в нескольких городах России. «ОТП-лайт — это новый формат небольшого офиса от 50 до 100 кв. м», — заявил «Маркеру» Сергей Исаков, начальник управления бизнес-развития и проектов ОТП Банка. Это небольшие офисы, которые расположены в удобных для клиентов банка и оживленных частях города, на пересечении транспортных магистралей, в торговых центрах и спальных районах.
Подобная стратегия схожа с представленной относительно недавно Сбербанком, который планирует открыть новые полноформатные офисы вдоль основных транспортных магистралей, там, где сосредоточен большой поток потенциальных клиентов. Например, в пределах 100 м от станций метро.
В офисе ОТП-лайт будут обслуживаться только физлица, которые могут совершить наиболее популярные банковские операции — оформить кредит наличными, выбрать удобный вклад, сделать денежный перевод, обменять валюту. Банкоматами будут оснащены не все мини-офисы, зато в каждом из них будет стоять информационно-платежный терминал. Вячеслав Андрюшкин, заместитель председателя правления СДМ-банка, полагает, что дополнение филиальной сети мини-офисами может быть весьма эффективным, но только при грамотной постановке бизнес-задач и правильной организации бизнес-процессов.
«Пилот» уже стартовал
По данным пресс-службы банка, первые офисы в рамках пилотного проекта уже были открыты в текущем году в регионах. «На открытие небольшого офиса данного формата уходит около трех месяцев, в случае если помещение уже подобрано, — комментирует Исаков. — На окупаемость данный офис выходит через два года — к примеру, окупаемость филиала более четырех лет».
Юрий Андресов, заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит», у которого реализован подобный проект, отмечает: «Мобильные офисы удобны с точки зрения управления и масштабируемости бизнеса. В случае неэффективности одной точки продаж ее можно перенести в другое место. Учитывая, что затраты на открытие таких офисов ниже, чем затраты на стандартные офисы, на точку безубыточности они могут выйти раньше».
По словам Андрюшкина, универсальный допофис без индивидуальных банковских сейфов площадью 80—120 кв. м сейчас можно открыть за 5—5,5 млн рублей. Но окончательная стоимость во многом завит от состояния помещения и некоторых других факторов. «Безусловно, открытие мини-офиса обойдется дешевле, если говорить о формате до 30 кв. м с организацией кассового обслуживания физических лиц через автоматические сейфы, банкоматы, платежные терминалы, — рассказывает зампред правления СДМ-банка. — Но в этом случае львиную долю затрат на открытие составят затраты на программно-технические средства».
В ОТП Банке также поясняют, что ОТП-лайт — это не стойка и не большой бокс с тонкими стенами, заменяющими комнату, а полноценный офис малого формата с точечной локацией, рассчитанной на места проживания клиентов кредитной организации.
Эксклюзивность под вопросом
Исаков заявляет, что формат офиса ОТП-лайт — это эксклюзивная разработка банка. Однако подобные проекты давно существуют на рынке. Офисы небольшого формата есть у Банка Москвы, отделения «легкого» формата имеются у банка «Ренессанс Кредит», Мастер-банка и других кредитных организаций. Так, у банка «Хоум Кредит», например, три формата офисов: мини-БО, «быстрофисы» и офисы стандарт/эконом. Причем помещения площадью 50—100 кв. м арендуются или приобретаются именно под экономофисы. Мини БО рассчитан на небольшое количество рабочих мест и занимает около 40 кв. м, а «быстрофис» совмещает в себе достоинства и функционал банкомата с функцией cash-in и административного пункта в точке продаж и располагается в помещении площадью около 7 кв. м.
«Средняя стоимость открытия нашего мини-отделения составляет примерно 20—25% от стоимости классического банковского офиса, — комментирует Андресов. — При этом хотелось бы отметить, что основные затраты идут не на открытие банковского офиса, а на его раскрутку».
Анна ДУБРОВСКАЯ