Группа ГАЗ может и не получить в ВЭБе обещанные премьером 10 млрд руб. на производство нового дизельного двигателя. У нее появился конкурент — «Камаз» с проектом локализации двигателя Cummins.
Входящая в группу ГАЗ компания «Автодизель» подала в ВЭБ заявку на 10 млрд руб. для запуска в производство нового семейства 530-х дизельных двигателей (4,43—6,45 л) еще полгода назад. Проект, как инновационный, «должен получить поддержку со стороны государства», заявил в декабре премьер-министр Владимир Путин. Но теперь проект находится в подвешенном состоянии
ВЭБ потребовал от группы ГАЗ согласовать проект с «Ростехнологиями» (владеют 30,9% акций «Автодизеля»), а потом заявил, что выберет между проектом ГАЗа и двигателем, который выпускает совместное предприятие (СП) «Камаза» и американской Cummins (мощность — 10 000 двигателей в год), рассказал директор дивизиона «Силовые агрегаты» группы ГАЗ Игорь Кульган.
С 2010 г. Россия должна перейти на производство автотехники с двигателями стандарта «Евро-4». Двигатель ГАЗа, разработанный вместе с австрийской AVL, может легко быть доведен даже до «Евро-6» и поставляться на экспорт, говорит Кульган. Завод под него ГАЗ начал строить год назад (мощность — 80 000—110 000 двигателей в год). Оборудование уже заказано и изготовлено (основной поставщик — итальянская Comau), уплачен 10%-ный аванс. «Если деньги поступят сейчас, то группа ГАЗ готова запустить двигатель в производство уже осенью», — говорит Кульган. ГАЗ даже согласился заложить в ВЭБе свой пакет акций «Автодизеля» (у группы — 61,64%), добавляет он.
Двигатели «Автодизеля» лучше по всем параметрам, включая цену, уверен Кульган. Чтобы довести двигатели Cummins до уровня «Евро-4», на них необходимо устанавливать нейтрализатор газов с использованием мочевины, замерзающей при температуре минус 11 градусов, рассказывает Кульган. Значит, потребуется технология подогревания, а это еще 2500 евро дополнительных затрат на машину, отмечает он. Наконец, у СП Cummins и «Камаза», по сути, отверточная сборка двигателей, поставляемых из Китая, резюмирует Кульган.
Гендиректор «Камаза» Сергей Когогин главным достоинством своего двигателя считает то, что он уже выпускается. Заявка в ВЭБ будет подана на этой неделе, на локализацию моторов Cummins компания просит всего 2,5 млрд руб., 1,2 млрд руб. в проект уже вложено, говорит он.
Представитель Минпромторга от комментариев отказался. Представитель «Ростехнологий» — тоже. В данной ситуации у госкорпорации вообще конфликт интересов: кроме доли в «Автодизеле» она владеет 37,8% «Камаза», напомнила аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Однако, по ее мнению, ВЭБ действительно зря решил сравнивать два проекта — они абсолютно разные.
Представитель ВЭБа Андрей Мазуров лишь заметил, что оба проекта рассматриваются, о каком-то решении говорить преждевременно. Путин является председателем наблюдательного совета ВЭБа, успокоил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
Кто дешевле
Ярославские моторы «Автодизеля» будут дешевле, обещает Кульган: целевая цена ЯМЗ-534 — 4800 евро, ЯМЗ-536 — 6100 евро, тогда как аналогичные двигатели Cummins стоят 5500 евро и 7000 евро соответственно. Представитель «Камаза» эти цифры не комментирует, а Александр Агибалов из AG Capital отмечает, что целевая цена ГАЗа может как упасть, так и вырасти.
Группа ГАЗ
Автомобильный холдинг
Акционеры — «Русские машины» Олега Дерипаски.
капитализация — $218 млн.
финансовые показатели (2008 г., предварительные данные):
выручка — 143,1 млрд руб.,
Чистый убыток — 5,2 млрд руб.
Юлия ФЕДОРИНОВА, Глеб СТОЛЯРОВ