Государство может стимулировать резко замедляющуюся экономику. Но, помогая российским производителям продвигать продукцию на внешние рынки, оно не должно чрезмерно давить на бизнес внутри страны.

Пока говорить о падении ВВП в России рано, зато очевидно падение в отдельных секторах экономики, связанных прежде всего с инвестиционной сферой и промышленным производством. Вообще, можно сказать, что наша экономика сейчас разделилась на две части: потребление неплохо себя чувствует, растет на 4—5% год в реальном выражении, а инвестиции стоят на месте, показывают нулевой рост. Отсюда напрашивается вывод, что в попытках реанимировать экономический рост основное внимание должно быть сконцентрировано именно на инвестиционной сфере. Попытки стимулировать рост за счет более мягкой денежно-кредитной политики скорее будут способствовать дальнейшему увеличению кредитования, возможно, улучшат ситуацию с потреблением в краткосрочной перспективе, но не помогут инвестиционной сфере.

Потребительский спрос поддерживается целым рядом факторов. Во-первых, бюджетные расходы. Несмотря на ожидания переориентации бюджетных расходов от социальной сферы в сторону развития инфраструктуры, уровень социальных обязательств продолжает расти. Во-вторых, текущее состояние рынка труда: достаточно низкий уровень безработицы, дефицит рабочей силы, в результате чего на фоне низких инвестиций темпы роста зарплат остаются высокими и существенно опережают темпы роста производительности труда.

В инвестиционной сфере отток капитала остается чрезвычайно высоким и фактически нейтрализует позитивный эффект, который получает российская экономика от высоких цен на нефть. Экономика в условиях растущих инфраструктурных ограничений все меньше способна усваивать инвестиции, что приводит к оттоку капитала в поисках более благоприятных условий и инвестиционного климата. Получается своего рода замкнутый круг, при котором недоинвестирование предыдущих лет в инфраструктуру приводит к оттоку капитала, что еще больше усиливает инфраструктурные ограничения.

В результате у нас складывается ситуация, когда высокие цены на нефть способствуют росту потребления, но не способствуют в той же степени росту инвестиций. Чтобы реанимировать экономический рост, необходимо повысить производительность труда, реструктурировать государственный сектор экономики. Кроме того, надо уделить внимание малому и среднему бизнесу, частному сектору и стимулировать его рост за счет снижения административных барьеров и вмешательства государства в экономическую сферу. Крайне важным является также поиск новых рынков сбыта и улучшение условий для российского экспорта за рубежом.

Во внешнеэкономической сфере роль государства должна быть более активной, чтобы снижать или нейтрализовать барьеры для нашего экспорта за рубеж, открывать для российских производителей новые рынки, оказывать поддержку в том числе малому и среднему бизнесу в поиске иностранных контрагентов. Как правило, страны не показывают устойчивых результатов в области экономического роста без успехов в продвижении своей продукции за рубеж.

Если говорить о других сферах, то, например, во внутриэкономическом регулировании совершенно очевидно, что на федеральном и региональном уровнях административный пресс чрезмерен. Особое внимание следует уделить условиям ведения бизнеса, инвестиционной привлекательности на региональном уровне. Фискальная политика может быть скорректирована таким образом, чтобы финансовая помощь, трансферты, которые передаются из центра в регионы, имели бы обусловленный характер. Иными словами, регионы получали бы средства на основе четких критериев, на конкретные цели, например на снижение административного пресса, улучшение условий ведения бизнеса. Речь должна идти не о повышении или снижении роли государства, а о качественной трансформации этой роли. Необходимы большая степень концентрации на продвижении российской продукции за рубеж и меньшая степень интервенционализма внутри страны за счет административного пресса.

С моей точки зрения, наиболее возможным стимулом для экономики в краткосрочной перспективе является стимул со стороны бюджетной политики. Вероятнее всего, во второй половине года на фоне снижения инфляции произойдет снижение ставок и некоторое ослабление денежно-кредитной политики, но я не думаю, что эти факторы — бюджетное и монетарное ослабление — дадут существенные результаты в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Скорее всего, это будет некий паллиатив в краткосрочной перспективе, который в будущем обернется проблемами, связанными с инфляцией и неустойчивым экономическим ростом.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции