Герману Грефу надо ходить на работу в каске. Нет, я серьезно. Сочинские трамплины к зимней Олимпиаде он уже построил, а теперь ему, возможно, придется строить метро. Потому что вместо одного МФЦ – международного финансового центра – на наших глазах возникает другой МФЦ: Московский финансовый цирк.

Первый заместитель руководителя департамента строительства Москвы Владимир Швецов рассказал газете «Известия» о замечательном финансовом предложении, которое столичная мэрия сделала Сбербанку. Ему предложили стать инвестором строительства новой ветки метро в Рублево-Архангельском. По словам Шевцова, переговоры велись лично с главой банка Германом Грефом, однако ответа мэрия пока не получила. Если разобраться, о чем идет речь, каждый из нас на месте Германа Оскаровича тоже не знал бы, что ответить. Даже, возможно, на время потерял бы дар речи.

Итак, мэрия хочет построить ветку метро, которая дойдет до несуществующего пока международного финансового центра и обеспечит его транспортную доступность от Москвы. Стоимость проекта оценивается в 60 млрд рублей. Всего-то полтора миллиарда долларов по нынешнему курсу – для Сбербанка, видимо, сущий пустяк.

Этой ветки в планах строительства метро до 2020 года нет, так как на нее не выделены средства из бюджета, говорит собеседник «Известий». И тут включается железная чиновничья логика (или, как шутили в мои студенческие времена, начинает действовать учебник логики для военных училищ): «В связи с этим другого пути, как инициировать строительство со стороны Сбербанка, у нас нет». Почему другого пути нет? Другой путь есть – не строить.

Ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин говорил, что ветка «врежется» в станцию «Строгино», а затем пойдет дальше МФЦ. При этом рассматривался вариант, что часть строительства ветки будет оплачена из средств Фонда национального благосостояния. Теперь, когда на средства фонда претендуют попавшие под международные санкции компании и банки, этот вариант, видимо, отпал. Фонд не резиновый, чтобы финансировать то, без чего в обозримом будущем явно можно обойтись.

Сбербанк, на свою беду, владеет участком размером 460 га в Рублево-Архангельском. Там планировали построить международный финансовый центр и переселить туда офисы крупнейших банков страны, включая сам «Сбер», а также Центробанк, Минфин, Росфинмониторинг, Московскую биржу и крупные финансовые компании. Общая стоимость проекта оценивалась в 600 млрд рублей, из которых 81,6 млрд должно было уйти на развитие транспортной инфраструктуры. Шансы на реализацию этого проекта, который и два года назад казался утопией, сейчас, мягко говоря, не увеличились.

Будет ли вообще построен международный финансовый центр или нет, неизвестно. Непредсказуемо. Ветка метро туда до 2020 года никем не запланирована. Вырисовывается дивный бизнес-план: владельцу крутого земельного участка предлагают строить за свой счет незапланированную ветку метро к несуществующему объекту. Ладно, Олимпиада в Сочи, где Сбербанку пришлось экстренно подхватить строительство комплекса трамплинов «Русские горки», когда окончательно проворовались прежние подрядчики. Там все было понятно заранее: Олимпийские игры гарантированно состоятся с 7 по 23 февраля 2014 года, в их программе запланированы соревнования по прыжкам с трамплина, и трамплины, кровь из носу, должны быть построены. Причем сразу было понятно, что проект заведомо убыточный и Сбербанк просто выполняет особо важное задание государства. Но с какой стати Сбербанк должен вкладываться в строительство метро на свой земельный участок, судьба использования которого далеко не очевидна?

Причем, заметьте, построить метро в Рублево-Архангельском Германа Грефа просит не его акционер государство (оно бы в случае чего не просило, оно бы просто приказало), а мэрия Москвы. Более того, как я понимаю, речь идет не о кредитах на строительство метро, а именно о том, чтобы Сбербанк построил его на свои. Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Рублево-Грефовская». Приехали.

Когда утверждался проект Новой Москвы, расширяющий территорию столицы в полтора раза, а заодно чиновники грезили о международном финансовом центре как символе интеграции динамично развивающейся российской экономики в мировую, конечно, никто не держал в голове то, где мы окажемся в октябре 2014 года. Никто не планировал появления новых российских регионов, международных санкций и всех прочих прелестей нашей сегодняшней экономической ситуации. Но в любом случае хоть какая-то государственная логика в освоении территорий должна присутствовать. Решите: не будет в Рублево-Архангельском международного финансового центра, а будет междугородний крутой спальный район. Включайте в генплан застройки строительство метро. И тогда уже обращайтесь к Сбербанку как к собственнику участка с нижайшей просьбой посодействовать в строительстве метро.

Иначе получится не то цирк, не то фильм ужасов – глава крупнейшего коммерческого банка страны, находящегося под международными санкциями, в каске руководит строительством незапланированной ветки метро к непонятно чему. Может, сначала все-таки что-нибудь запланировать? Решить, когда и как это будет сделано. А уж потом идти с протянутой рукой к непрофильному инвестору.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции