Время убрать Победу из названий банковских вкладов еще есть. Торговлю праздником можно и нужно остановить: память и благодарность измеряются не в процентах годовых.

Тяжело быть даже немного начитанным человеком. Нет бы смотреть на мир просто: думать, как указывает начальство, тонким юмором считать КВН, экономистом — Делягина, смелой сатирой — Жванецкого, получающего награды из рук тех, кого он якобы высмеивает, фашистом — кого сегодня скажут по ТВ. Не получается. Все какие-то неправильные мысли в голову лезут, странные ассоциации, а то и, страшно сказать, аллюзии. Почитал, как это случается со всяким, ленту новостей Банки.ру по заголовкам и тут же услышал в голове голос Эдуарда Хиля:

Я не знаю, как это сделать,
Но прошу вас, товарищ ЦК,
Уберите Ленина с денег,
Так цена его высока!
Понимаю, что деньги – мера
человеческого труда.
Но, товарищи, сколько мерзкого
прилипает к ним иногда...

Андрей Вознесенский опубликовал это стихотворение (точнее, чуть другой вариант, отличающийся парой слов) в журнале «Звезда Востока» в 1967 году, оно получило определенную известность, Андрей Петров два года спустя включил его в свою музыкальную «Патетическую поэму». Но, по словам поэта, произведение никогда не публиковалось в сборниках его стихов — цензура не пропускала. А из петровской «Поэмы» часть про Ленина и деньги пришлось по тем же причинам исключить, несмотря на вполне обычный советский пафос произведения. Слишком больная тема.

Не знаю, будет ли эта колонка когда-нибудь включена в мое ПСС, но, как говорится, не могу молчать. Стихами не умею, поэтому скажу прозой, как обычно. Товарищи банкиры, завязывайте называть свои вклады «Победа», «Победа!», «Весна Победы», «Победитель» (три раза), «Победный», «День Победы», «Спасибо за Победу!» (два раза), «Спасибо за Победу! Плюс», «70 лет Победы», «К 70-летию Победы», «Победоносный», «Победоносец» (все названия — реальные, взяты из новостей за последние две недели). Хватит уже, тошнит от вашей безвкусицы и фарисейства.

Победители не будут открывать вклад в вашем банке. Самым «молодым» из них сейчас глубоко за восемьдесят, да и осталось их уже совсем не так много, чтобы оправдать своими сбережениями стоимость рабочего времени вашего отдела маркетинга, родившего гениальное название «Спасибо за Победу! Плюс». Или придумавшего давать повышенный процент при предъявлении пенсионного удостоверения. Возможно, ваши девочки и мальчики из PR-службы не в курсе, но большинство нынешних пенсионеров родилось через много лет после Победы и никакого отношения к ней не имеют.

Обычных вкладчиков названия депозитов вообще не интересуют, для них важна ставка, условия и удобство расположения банка. Будь то «Весенний», «Копилка» или «Номер 23» — кому какое дело? Ваш «патриотический» прогиб на общем фоне тоже заметен не будет. К тому же вы все равно обмотаете свои отделения километрами желто-черной ленты и разместите в витринах плакаты с немецкими «Тиграми» вместо Т-34 (для вас же главное, чтобы плакат висел, а что на нем — кто смотрит?) — этого вполне достаточно, чтобы чиновники из мэрии были довольны, незачем поминать всуе когда-то действительно священное для людей слово. Где вы — кредитные спекулянты — и ваши вклады, и где Победа? Подумайте на досуге.

Да и с практической точки зрения, если уж вас не волнуют вопросы вкуса и чести, называть вклад таким словом опасно. Например, вы уверены, что хотите увидеть в СМИ заголовок «Владбизнесбанк снизил доходность вклада «Спасибо за Победу!»? А такой заголовок есть. Не моргнув глазом, сделали «подарочек» к празднику. Молодцы, что еще сказать.

Кстати, Ленин Лениным, но у нынешней коммерческой угарно-патриотической вакханалии вокруг Победы есть еще одна, пожалуй, даже более точная, ассоциация. В вымышленной Океании из романа «1984» Джорджа Оруэлла тоже все подряд называли «Победа». Кофе, сигареты, жилой дом, площадь, джин. В этом ряду вполне мог бы быть и банковский вклад.

В целом все логично: телекраны работают вовсю, выдуманные двухминутки ненависти по сравнению с нынешними реальными «аналитическими программами» — как утренник в детском саду против концерта Rammstein, история переписывается непрерывно, внутренняя партия — предмет мечтаний для карьеристов. Почему бы и Победе не стать всеобщим брендом? Можно и банки обязать вводить каждый апрель вклад с «победным» названием. Впрочем, зачем же «обязывать»? Сами догадаются, сами введут и сами даже не задумаются, что тут что-то не так. В том-то и проблема.

В общем, господа-товарищи банкиры! Прошу, уберите Победу с денег, не позорьтесь. Не место ей там, некрасиво это, пошло, банально и безвкусно. Деды наши не для того воевали, чтобы вы торговали их Победой оптом и в розницу. Время признать ошибку и исправить ее у вас еще есть. Ровно месяц до праздника.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции