Как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении

Дата публикации: 25.08.2015 00:00 Обновлено: 17.11.2016 16:24
100 611
Время прочтения: 7 минут
Автор
Источник
Banki.ru


КБМ (коэффициент «бонус-малус») – один из коэффициентов, применяемый при расчете стоимости полиса ОСАГО, учитывающий наличие или отсутствие выплат по закончившемуся полису. Коэффициент был введен с момента принятия закона в 2003 году. Основной смысл КБМ – соотнесение размера страховой премии с качеством вождения. На практике он часто применяется некорректно. Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении.

Во время действия закона подход к применению коэффициента менялся, но не будем останавливаться на истории коэффициента. Важно, что в 2013 году заработала информационная система, созданная на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), и заключение договора ОСАГО без запроса КБМ в информационной системе стало невозможно. С 1 июля 2014 года АИС РСА, в соответствии с правилами ОСАГО и указанием Банка России, является единственным способом определения КБМ. При загрузке данных в АИС ОСАГО большое количество водителей утратили свои «скидки» как из-за различного рода технических проблем, так и из-за некорректного применения КБМ страховщиком, передававшим сведения в момент формирования базы. Мы попытаемся разъяснить существующий принцип применения КБМ и порядок действий для его изменения, если коэффициент применен неверно.

Принципы применения КБМ

В зависимости от наличия или отсутствия выплат, произошедших по вине водителя, каждому водителю (при ограниченном списке лиц, допущенных к управлению) или собственнику (при неограниченном списке) при заключении договора присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. При первоначальном заключении договора или отсутствии страховой истории в течение одного года и более присваивается 3-й класс.

Класс

КБМ

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат* по предыдущим договорам

Выплат не было

1 выплата

2 выплаты

3 выплаты

4 и более выплаты

M

2,45

0

M

M

M

M

0

2,3

1

M

M

M

M

1

1,55

2

M

M

M

M

2

1,4

3

1

M

M

M

3

1

4

1

M

M

M

4

0,95

5

2

1

M

M

5

0,9

6

3

1

M

M

6

0,85

7

4

2

M

M

7

0,8

8

4

2

M

M

8

0,75

9

5

2

M

M

9

0,7

10

5

2

1

M

10

0,65

11

6

3

1

M

11

0,6

12

6

3

1

M

12

0,55

13

6

3

1

M

13

0,5

13

7

3

1

M

* Несколько выплат по одному ДТП считаются одной выплатой.

Присвоение класса М влечет удорожание полиса с «базовым» классом в 2,45 раза, а отсутствие выплат в течение десяти лет присваивает класс 13, уменьшающий стоимость полиса вдвое. Происходит это при заключении договора у любого страховщика.

КБМ не применяется в полисах, заключенных на срок менее года (полисы для транзитных транспортных средств), и для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.

При расчете стоимости полиса применяется наименьший класс (максимальный КБМ) из присвоенных водителям, включенным в полис.

Количество выплат по водителю определяется исходя из сведений по всем договорам, в которые был включен водитель и у которых срок истек не более чем за один год до даты заключения договора. Класс определяется по последнему закончившемуся договору.

Досрочно прекращенный договор не учитывается для повышения класса, но выплаты по нему учитываются. При отсутствии выплат в новом договоре будет присвоен класс, имевшийся при заключении прекращенного договора.

При неограниченном списке водителей класс применяется к связке собственник – ТС. Все произведенные выплаты будут присваиваться собственнику. Если собственник – физическое лицо, сам ДТП не совершал, но присутствует в других полисах в списке водителей или решил заключить договор с ограниченным списком водителей, ему будет присвоен класс, учитывающий все выплаты по договору с неограниченным списком. Обратной силы это правило не имеет. То есть если собственнику как водителю был присвоен определенный класс, то при заключении нового договора «без ограничений» класс будет 3. При отсутствии выплат класс собственника будет повышаться только при условии страхования того же транспортного средства.

В чем причины некорректной информации о КБМ в АИС ОСАГО?

Каждый водитель идентифицируется в АИС ОСАГО по ряду параметров: Ф. И. О., дате рождения, серии и номеру водительского удостоверения. У собственника – физического лица вместо водительского удостоверения указываются паспортные данные. При несовпадении любого из параметров с имеющимися в АИС ОСАГО данными корректный КБМ определен не будет.

Возможные причины — проявление человеческого фактора при вводе информации страховщиком, изменение документов у водителя (собственника), приобретение нелегального полиса, не состоявшаяся передача страховщиком информации в АИС ОСАГО, сбои в работе информационных систем.

Возникают и «учетные» проблемы. Например, переход с «неограниченного» списка водителей на «ограниченный». В первом случае информация включает только паспортные данные, а во втором – данные водительского удостоверения. Еще одна проблема — наличие нескольких договоров по одному водителю с разными КБМ. Учетные проблемы решены или решаются Российским союзом автостраховщиков, а страхователь может повлиять на остальные причины некорректного применения КБМ.

Изначально нужно определить, что с учетом всех нюансов КБМ применен неверно. До увеличения тарифов и введения тарифного коридора сделать это во многих случаях было не сложно — при отсутствии выплат премия уменьшалась на 5%. Сегодня, с учетом того, что в полис данные о КБМ обычно не вносятся, определить его можно расчетным способом, отталкиваясь от рассчитанной страховой премии и формулы, приведенной в приложении 4 указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У. Значение применяемых коэффициентов можно получить из приложения 2 этого же документа, с учетом изменений, внесенных указанием № 3604-У от 20 марта 2015 года. Применяемые базовые ставки страховщики обязаны публиковать на своем сайте. Полученное значение необходимо сравнить с КБМ, выдаваемым АИС ОСАГО на сайте РСА.

Если значения не сходятся, письменно требуйте от страховщика применения корректного коэффициента или попробуйте сменить страховую компанию. Если текущий страховщик предлагает заключить договор с КБМ ниже, чем в АИС ОСАГО (чего быть не должно), настаивайте на передаче данных в базу, поскольку в будущем вы можете сменить страховщика или потребуется включиться в полис друзей, а данные в АИС будут некорректны.

Если значения совпали, но КБМ не соответствует реальной истории, необходимо убедиться, соответствуют ли данные, внесенные в полис, фактическим. Если обнаружена неточность, в том числе вследствие изменения Ф. И. О. и других данных, используемых в полисе, нужно письменно уведомить об этом страховщика с приложением подтверждающих документов и просьбой пересчета КБМ.

Действительность полиса желательно проверять перед заключением договора (особенно при покупке у посредников), например, на соответствующем сервисе Банки.ру. Помимо отсутствия страхового покрытия, приобретение поддельного или недействительного полиса может привести к потере накопленной скидки.

Если срок предыдущего полиса истек, заключайте новый с предлагаемым КБМ, но продолжайте добиваться его изменения.

Если проблема не в некорректно указанных персональных данных, предыдущий полис был легитимным и с верным КБМ, выплат не было, обращайтесь с претензией к текущему страховщику, предварительно затребовав у предыдущего справку о наличии/отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО. Справку он должен выдать после окончания договора, в течение пяти дней с момента запроса.

Изменить сведения в АИС РСА может только страховщик, с которым заключен договор ОСАГО. Если он отказывается делать это добровольно, необходимо жаловаться в контролирующие органы. Переписку со страховщиком можно и пропустить, но так проблему можно решить быстрее.

Как подать жалобу на страховщика?

В случае с ОСАГО существует два возможных адресата для подачи жалобы – Банк России и РСА. Эффективнее жаловаться в Банк России, так как регулятор может применять к страховщику различные санкции (одной из причин ограничения лицензии ООО «Росгосстрах» обозначалось как раз некорректное применение КБМ). Подать жалобу возможно в электронном виде в интернет-приемной Банка России, где под такие жалобы выделена отдельная форма обращения.

В жалобе указывается наименование страховщика и описывается суть проблемы с указанием номера (номеров) полисов, как минимум текущего, но желательно и предыдущего (предыдущих). Желательно приложить копии полисов и документов, данные из которых используются при расчете КБМ, копию претензии в страховую компанию и ответа (при наличии).

Банк России проведет проверку, запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО и, если информация подтвердится, примет меры к страховщику для корректировки КБМ в АИС ОСАГО. Вам поступит официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии. Процедура подачи жалобы в РСА аналогична жалобе в Банк России, производится на специальном бланке на адрес электронной почты request@autoins.ru.

Если неверный КБМ был применен несколько лет назад, у страховщика, некорректно применившего коэффициент или не передавшего сведения о выплатах, отозвали лицензию, а у вас нет данных о предыдущих полисах, то Банку России или РСА разобраться в ситуации будет сложно. В АИС ОСАГО содержится информация о договорах с 2011 года. Но подать жалобу с изложением ситуации и приложением всех имеющихся данных все равно стоит.

Старайтесь контролировать свою страховую историю ОСАГО как при заключении каждого договора, так и при включении вас в списки водителей в других полисах.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

grfand
25.08.2015 10:13
абсолютно бесполезная статья.
1. Я так и не понял, как рассчитать стоимость полиса.
Как проверить наличие КБМ?
Я не знаю были ли выплаты по осаго. Т.е. было в прошлом году ДТП, очень мелкое. зафиксировали, разошлись. Обращался ли потерпевший в страховую? я без понятия. По сути ущерба там столько, что возня не стоит свеч. Но что было в реальности, кто знает. К тому же оно было за пару дней до окончания действующего срока полиса и на момент покупки информация о обращении просто могла еще не попасть в базы.
2. У меня в ОСАГО несколько водителей. Как считать стаж и все основные коэффициенты?

А читать о банальном случае - скучно.
0

MaxHo
25.08.2015 10:34
не знаю были ли выплаты по осаго. Т.е. было в прошлом году ДТП, очень мелкое. зафиксировали, разошлись.
Если зафиксировали, то 99,9% выплата была, иначе для чего его фиксировали?
0

DZhukov
25.08.2015 11:14
Андрей (grfand) пишет:
абсолютно бесполезная статья.
1. Я так и не понял, как рассчитать стоимость полиса.
Как проверить наличие КБМ?
Я не знаю были ли выплаты по осаго. Т.е. было в прошлом году ДТП, очень мелкое. зафиксировали, разошлись. Обращался ли потерпевший в страховую? я без понятия. По сути ущерба там столько, что возня не стоит свеч. Но что было в реальности, кто знает. К тому же оно было за пару дней до окончания действующего срока полиса и на момент покупки информация о обращении просто могла еще не попасть в базы.
2. У меня в ОСАГО несколько водителей. Как считать стаж и все основные коэффициенты?

А читать о банальном случае - скучно.


1. Проверить примененный КБМ можно на сайте РСА, в статье есть ссылка. Рассчитывать стоимость полиса нужно, чтобы понять применен ли КБМ, соответствующий данным, имеющимся в базе РСА. Ссылка на формулу, по которой это можно сделать также есть по тексту. Если запросить данные о КБМ, то Вы получите также информацию о выплатах по предыдущему договору. Другую информацию страховщик при заключении договора использовать не имеет права.
2. КБМ считается в отношении каждого водителя, остальные коэффициенты рассчитываются исходя из данных собственника и ТС.
Совет не предполагает обучение расчету стоимости полиса ОСАГО, а подсказывает, как действовать в случае некорректного применения КБМ.
1

Denius
25.08.2015 18:35
Меня другое интересует, страхуюсь с самого начала, т.е. с 2003 года, более 12 лет, ни одного ДТП по моей вине не было. Сейчас сайт РСА выдает коэффициент 0.75, а должно быть 0.5. Нашел старый полис, года 2012-2013, там уже вписан коэффициент 0.75, прошло еще два года, значит должен быть коэффициент хотя бы 0.65. Как доказать, что мне положены мои 0.5? А об этом в статье ничего нет ((
UP Хотя не прав, есть ссылка на электронную приемную, попробую через нее добиться корректировки.
0

Muhtar
03.10.2015 23:59
Добрый день!
В течение длительного времени не могу решить вопрос по правильности применения КБМ:

С 15.05.14-14.05.15 одновременно была застрахована по ОСАГО в двух компаниях:

1. Ингосстрах полис без ограничения на новое авто (КБМ=1) это понятно, т.к. была застрахована как собственник, предыдущих договоров нет, т.к. авто новое. По истечению срока действия договора КБМ=0,95

2. Ресо-Гарантия полис с ограничением, я в нем указана как Водитель. КБМ=0,55. По истечению срока действия договора КБМ=0,5.

Оба договора прекратили своё действие 14.05.2015г.

16.05.2015г. я заключаю договор ОСАГО с СК ВСК с ограничением водителей. Указываю себя как водитель. При запросе КБМ в АИС РСА данные учитываются по договору с Ингосстрах и КБМ=0,95. На этих условиях и был заключён договор с СК ВСК.

Вопрос: почему при запросе КБМ в АИС РСА по Ф.И.О., дате рождения и данным водительского удостоверения, учитывается договор с Ингосстрах, где я не Водитель, а собственник и в котором указаны только мои паспортные данные и VIN автомобиля? Почему в базе РСА по полису Ингосстрах учитывается водительское удостоверение и мне, как водителю присваивается КБМ=0,95 хотя я являюсь собственником по договору и не учитывается полис Ресо-Гарантия с КБМ=0,5 где я водитель?
0

Материалы по теме