В России известное китайское проклятие «жить в эпоху перемен» трансформировалось: часто самое страшное для развития рынка — это «эпоха реформирования». Пенсионная система реформируется перманентно, причем задачи реформ (концепция которых тоже постоянно меняется), как правило, тактические, краткосрочные. Заткнуть дыры. Снизить дефицит ПФР. Перераспределить в текущем году потоки. Долгосрочная цель пенсионной системы — создание мощного инвестиционного ресурса и достойных пенсий гражданам (и, как следствие, социальная стабильность) декларируется, конечно, но явно не определяет ход реформ.

Сейчас появилась новая версия будущей пенсионной системы. Нельзя сказать, что сама по себе новая модель неправильная. Но она может быть жизнеспособной только при соблюдении ряда условий. Главный «вызов» — переход к «добровольным» накоплениям в модели индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

Попытка сделать основным источником финансирования накоплений средства граждан и возможный переход к добровольному порядку формирования ИПК могут вместо повышения ответственности граждан за свою пенсию, напротив, снизить и доверие людей к пенсионной системе, и ее устойчивость. Причины — в падении реальных доходов населения, высокой доле россиян с доходом ниже прожиточного минимума, большом неформальном секторе в экономике и, главное, в низкой склонности к сбережениям.

Очевидно, что распределительная система продолжит быть дефицитной. Основные причины: низкий уровень и темпы роста заработных плат при высоком объеме сформированных за счет ускоренных индексаций обязательств, рост числа пенсионеров и продолжительности жизни россиян, сокращение числа трудоспособных граждан, значительное число получателей досрочных пенсий из числа участников пенсионной системы.

Конечно, понятно и желание закрыть дефицит Пенсионного фонда России. Как принятые, так и обсуждаемые решения по пенсионной сфере смягчают нагрузку на бюджет. Перевод обязательств в балльную систему и отказ от индексации по темпам инфляции позволяет более гибко балансировать доходы и расходы ПФР. Активная дискуссия о повышении пенсионного возраста в итоге позволит сдвинуть обязательства в будущее. Запуск системы досрочного НПО на принципах софинансирования может улучшить ситуацию с расходами бюджета на «досрочников». Мораторий по взносам на накопительные пенсии сокращает трансферт в ПФР. Вместе с тем менее прозрачными становятся обязательства ПФР в распределительной системе, а также ущемляются интересы людей, желающих формировать пенсионные накопления в рамках обязательного пенсионного страхования.

Предложенный Минфином и ЦБ РФ подход к созданию индивидуального пенсионного капитала позволяет снизить риски, связанные с правовым статусом пенсионных накоплений и повысить заинтересованность людей в этих средствах. Однако предлагаемый порядок финансирования ИПК из заработной платы и добровольный характер взносов ставят под угрозу реалистичность успешного запуска концепции.

Какая модель может быть эффективной? Работающим сценарием может стать запуск концепции ИПК вместе с отказом от практики мораториев на формирование обязательных пенсионных накоплений. Даже незначительные, но обязательные и регулярные поступления взносов на счета ИПК помогут сформировать привычку к самостоятельному формированию пенсии и повышению ответственности за нее. Это создаст почву для продвижения добровольных взносов и, в конечном счете, позволит снизить зависимость пенсионного обеспечения человека от распределительной системы. Могут сыграть важную роль и налоговые стимулы.

Иначе говоря, мотивация сберегать и частичное сохранение «обязательности» помогут сделать модель работающей.

Высокая подверженность пенсионной системы в России демографическим и финансовым рискам потребует от властей оперативных решений, без которых могут существенно обостриться риски социальной напряженности, а устойчивость пенсионной системы и бюджета — снизиться.

Можно ожидать, что с учетом последствий применения основных предложенных сценариев реформы выгодное для бюджета предложение Минфина и Банка России найдет существенную административную поддержку. Вместе с тем радикальность перемен, предусмотренных в этой модели по сравнению со сложившимся порядком формирования пенсионных накоплений, может нанести дополнительный удар по устойчивости системы и доверию людей к принятым решениям и новым предложениям. Отказ от обязательности формирования пенсионных накоплений на фоне низкой склонности россиян к сбережениям, а также предполагаемое изменение источника финансирования накоплений на фоне снижения благосостояния граждан способны свести на нет усилия властей по созданию индивидуального пенсионного капитала. А это сразу удар и по «социалке», и по экономике.

Нужен компромиссный вариант реформы, предполагающий как создание экономических стимулов для формирования индивидуальных накоплений из заработной платы, так и отмену мораториев на формирование новых накоплений в рамках ОПС и их направление в ИПК. При этом возможно временное снижение уровня отчислений в кризисный период для фондирования распределительных пенсий.

Такой шаг позволит продемонстрировать выбравшим этот путь 29 миллионам россиян работоспособность системы и повысить доверие к решениям, принимаемым правительством в пенсионной сфере, а также создать почву для более активного и осознанного участия людей во всех уровнях формирования своих пенсионных прав. Ну и конечно, итоговая модель не должна снова поменяться через год. Хватит уже анекдотов про пенсии: это ведь не так смешно, как грустно.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции