Кризис продемонстрировал свою силу, и в России, похоже, разворачивается самая настоящая охота за чужими деньгами. Только в последние дни поступило сразу несколько сообщений о взломах и грабежах банкоматов: Саратов, Волгоград, Петербург, снова Волгоград, снова Петербург. Участились нападения на инкассаторов, грабят кассиров и бухгалтеров, перевозящих крупные суммы. В банкоматах обнаруживаются опасные программы. И конечно, мошенники активно атакуют простых граждан: через воровство или копирование пластиковых карточек с последующим изъятием денег или через привязанные к банковским счетам сотовые телефоны.

Понятно, что активизация бандитов и мошенников связана с тем, что привычные методы «заработка» в эпоху кризиса уже не дают прошлых доходов. Но у явления есть и более глобальные причины: рост числа людей, которые пользуются сложными услугами — от современных банкоматов до мобильного и интернет-банкинга. Еще пять лет назад эти сервисы были малораспространенной «игрушкой». Но уже сегодня мобильным банкингом во всем мире пользуется около 20 млн человек. А по прогнозам Berg Insight, в ближайшие 5 лет количество таких пользователей увеличится в 20 раз — до 913 млн. При этом на улицах появляются банкоматы с множеством функций, а в кошельке у многих людей все больше самого разного банковского «пластика».

С одной стороны, меня как владельца счета не может не радовать возможность управлять деньгами из любого города или страны. Но с другой стороны, массовость того же удаленного банкинга также означает и одну простую вещь: снижение среднего интеллектуального уровня пользователей. Только не подумайте, что я хочу кого-то обидеть. Автору этого текста пришлось потратить время на то, чтобы понять, как переводить через Интернет деньги со счета на счет. А уж как объяснить эту процедуру моей шестидесятилетней матушке, которая банковскими услугами пользуется не меньше моего, я просто не представляю.

Итак, мы видим, что при развитии банкинга происходят сразу две вещи: средний пользователь становится все менее умным, но в то же время сами услуги становятся сложнее или потенциально опаснее с точки зрения возможного мошенничества. И если кража банкомата или его вскрытие автогеном — вина банка, который не смог обеспечить защиту своему имуществу, то воровство денег со счета — чаще всего следствие неграмотности и невнимательности самого клиента.

Конечно, глупо вводить ПИН-код в банкомат, если у тебя за спиной кто-то стоит и смотрит тебе через плечо. Записывать ПИН-код на самой банковской карте — и вовсе полное сумасшествие. Но ведь даже среди моих коллег — выпускников вузов и образованных людей — до сих пор есть пара-тройка таких, которые считают, что «и так сойдет». Но помимо очевидных вещей, к несчастью, в банковской безопасности есть масса других «подводных камней», о которых не узнаешь, пока не заинтересуешься ими конкретно или не испытаешь на себе.

Например, много ли пользователей банкоматов представляют себе, что такое «ливанская петля»? А между тем этот способ воровства денег стал весьма популярным в Москве. На всякий случай напомню. Если у вас в банкомате застряла карточка, а рядом ошивается вызывающий доверие человек, который говорит, что у него такая же проблема, немедленно вызывайте милицию. Почти наверняка рядом мошенники, а в щель банкомата вставлена петля (или что-то типа конверта), которая не дает карточке выдвинуться наружу. Мошенники вас отвлекут и мгновенно освободят карту из «плена», после чего с помощью подсмотренного или полученного от вас обманом ПИН-кода в ближайшем банкомате очистят ее «досуха». И хорошо, если это будет дебетовая карта. Одна моя знакомая недавно писала в блоге, что таким образом «попала» на весь немалый кредитный лимит.

Еще один способ получения мошенниками доступа к счету — дублирование сим-карты мобильника. Он только в последние недели стал широко известен, но начали-то его использовать намного раньше!

Поэтому мне кажется, что банкам нельзя сваливать на клиента все 100% ответственности за потерянные «по незнанию» деньги. Наверное, им самим стоит задуматься о том, чтобы заняться «банкпросветом» и вложить в головы своих клиентов хотя бы азы пресловутой банковской техники безопасности. Пока же даже в московских отделениях сложно найти грамотного сотрудника, который бы разъяснил тебе «на пальцах» все, что касается перевода денег при помощи мобильных устройств или Интернета, и не смотрел бы на тебя при этом как на идиота. В итоге клиентам, которые всерьез задумываются о том, как сохранить деньги, приходится самим искать разрозненные крохи информации по безопасности финансовых операций.

Мне думается, что банки должны объединиться и создать общую специальную службу, которая бы занималась «банкпросветом». Эти вещи необходимо преподавать населению примерно так, как раньше преподавали технику безопасности или предмет под названием ОБЖ. Интернет-портал, брошюры, которые можно взять во всех отделениях любого банка, семинары в вузах, «уроки безопасности» в школах, публикации в прессе — годится все.

Такой «банкпросвет» однозначно выгоден и самим банкам. В конце концов, разбираться с растущим количеством случаев мошенничества становится для них все дороже, а компенсировать убытки приходится все чаще. А мы все хорошо знаем, что профилактика всегда дешевле лечения.