Использование технологий и создание алгоритмов существенно упрощает жизнь участников рынка инвестиций: машина гораздо быстрее анализирует информацию, способна выявить мельчайшие закономерности и неэффективности, чтобы в конечном итоге выбрать лучшие инструменты для инвестиций. Один из главных трендов последнего времени — робоэдвайзеры, которые созданы для определения риск-профиля клиента, формирования инвестиционного портфеля и его последующей ребалансировки. Смогут ли они изменить традиционный консалтинг и можно ли им доверять?

Технология появилась относительно недавно. Первые робоэдвайзеры возникли в США в 2008 году как альтернатива традиционным финансовым советникам. В США распространена модель управления активами с вознаграждением в виде процента от капитала под управлением. Например, компания Edelman Financial Service (ее основатель Рик Эдельман — трижды лучший финансовый советник США по версии Barron's) берет за управление 2% с первых 150 тыс. долларов, 1,65% с последующих 250 тыс. и т. д. Комиссию за управление в 0,75% они берут только для сумм более 15 млн. Разумеется, управлять подобными суммами и платить комиссию может далеко не каждый. Робоэдвайзеры же берут 0,25% от суммы под управлением, причем минимальный взнос может составить всего 500 долларов.

К тому же новый инструмент отвечает требованиям времени: современному инвестору комфортнее проводить все операции онлайн, нежели искать время для встречи с живым консультантом. Крупным финансовым группам это новое поколение не слишком интересно как клиент, а робоэдвайзер предлагает удобный сервис для инвестирования.

Но, несмотря на весь технический прогресс, человечество еще не изобрело типа коммуникаций лучше, чем личное общение. Любой, кто активно вел или ведет переговоры и деловую переписку, отлично знает, что переписка намного менее эффективна, чем живой разговор. Анкета не задаст вам дополнительный вопрос, не услышит сомнение в вашем голосе, не сможет считать ваш невербальный язык. Поэтому именно живой эксперт, а не искусственный интеллект способен составить более точный риск-профиль клиента.

Всегда будут консерваторы, до последнего предпочитающие использовать инструменты, к которым они привыкли еще в молодости. Реальный финансовый консультант по-прежнему остается выбором мира избранных: индивидуальная помощь за большие деньги — для определенной категории людей показатель статуса и комфорта. И всегда будут экспериментаторы, готовые в числе первых попробовать новый продукт. Основная масса людей находится посередине, и, скорее всего, чем дальше, тем больше людей будет пользоваться робоэдвайзерами. Просто потому, что это удобнее и значительно дешевле: за счет автоматизации большого количества процессов серьезно снижаются издержки, тогда как комиссия живого консультанта выше в несколько раз.

Робот бесстрастно анализирует ситуацию и в принятии решений опирается только на логику — так, он может порекомендовать продать подорожавший актив или же купить тот, что упал в цене. Но объективно инвестору психологически тяжело поверить машине. Поэтому многим будет проще пообщаться с консультантом, который может прокомментировать изменения на рынке и убедить в том, что предложенные шаги на самом деле верные. У робота нет никакой возможности обосновать свои действия — только алгоритм, согласно которому он действует, — и его советы инвестор может невольно игнорировать, а значит, лишаться прибыли в будущем.

Нужно понимать, что робоэдвайзер — это еще один, возможно, лучший на сегодняшний день, но всего лишь инструмент для управления инвестициями, который не способен заменить человека. Так, отбойный молоток лучше обычного, но он оживает только в руках обученного строителя. Даже если появятся автоматизированные молотки, нужен будет специалист, который в нужном месте в нужное время будет их включать. И, что не менее важно, вовремя выключать.

Задача любого консультанта — на основе вашего риск-профиля предложить вам соответствующую стратегию. Ни одна серьезная финансовая компания, оказывающая консультационные услуги, не будет гарантировать стопроцентный результат. Гарантия результата — это водораздел, отделяющий мошенников от компаний, которым можно доверять. При работе с робоэдвайзером вы принимаете те же риски, что и в случае работы с обычным консультантом: машина дает рекомендации, а за принимаемые решения ответственность несет человек — вы как частный инвестор или эксперт, к которому вы обратились за помощью.

Не так давно в ЦБ выразили опасения, что растущая популярность финансовых роботов несет в себе угрозу, поскольку искусственный интеллект будет предлагать одну и ту же стратегию всем инвесторам. Это приведет к нарушению баланса на рынке и, как следствие, к финансовой катастрофе. Гипотетически такой вариант возможен, но маловероятен по нескольким причинам. Во-первых, на данном этапе число инвесторов, пользующихся услугами робоэдвайзеров, намного меньше, чем количество традиционных игроков. Должна накопиться определенная критическая масса, а это произойдет не скоро. Во-вторых, по прогнозам того же ЦБ, рынок так называемых гибридных эдвайзеров, то есть с участием человека, в ближайшие годы займет долю в три раза большую, чем полностью автоматические эдвайзеры. Советы гибридных робоэдвайзеров являются полностью персонифицированными. Поэтому ситуации, когда двум частным инвесторам будет предложена одна и та же стратегия, невозможны. Впрочем, инвестиционные стратегии полностью автоматизированных консультантов тоже основаны на индивидуальных данных инвестора. Так что вряд ли апокалипсис, наступления которого опасаются в ЦБ, состоится.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции