Экс-банкира привлекают за махинации с вкладами

Дата публикации: 20.07.2009 07:00 Обновлено: 20.07.2009 09:56
3 248
Время прочтения: 6 минут
Источник

Прокуратура передала в суд уголовное дело в отношении топ-менеджера банка «Евразия-центр», которого обвиняют в дроблении средств корпоративных клиентов на депозиты граждан с целью получения страхового возмещения из фонда страхования вкладов. Эксперты указывают, что доказать умысел и вынести обвинительный приговор по этому делу будет не просто.

В пятницу прокуратура Орловской области сообщила о вынесении обвинительного заключения по уголовному делу в отношении экс-руководителя орловского филиала банка «Евразия-центр» Юрия Мушты. Дело было возбуждено по факту дробления находившихся в банке средств юрлиц во вклады граждан с целью неправомерного получения страхового возмещения из фонда страхования вкладов. «Это первое обвинительное заключение правоохранительных органов в отношении руководителей банков, в которых незадолго перед отзывом лицензии наблюдалось дробление клиентских средств во вклады граждан»,— констатирует замгендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников. По его словам, уголовное дело инициировано правоохранительными органами по заявлению АСВ, которое выступает конкурсным управляющим банка «Евразия-центр». Для рассмотрения по существу уголовное дело в отношении бывшего банкира «Евразия-центра» было направлено в Советский районный суд Орла.

Дробление средств юрлиц во вклады физлиц лишь одна из схем неправомерного получения возмещения из фонда страхования вкладов, которое в разгар кризиса осенью прошлого года приобрело массовый характер. Вторая распространенная схема заключалась в разбивке крупных вкладов физлиц, не покрываемых полностью госстраховкой, на более мелкие (до 700 тыс. руб.). Всего, по данным АСВ, с начала кризиса факты дробления средств были отмечены в 29 банках с отозванной лицензией. В острую фазу кризиса максимальный объем дробления в одном отдельно взятом банке достигал 260 млн руб. Всего с начала кризиса агентством в качестве подозрительных классифицировано вкладов на общую сумму 1,7 млрд руб.

Обвинение Юрию Муште было предъявлено по ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»), которая предусматривает максимальное наказание на срок до четырех лет лишения свободы. По версии следствия, 22 сентября 2008 года Юрий Мушта получил предписание Банка России об запрете «Евразия-центру» открывать счета физлиц и привлекать средства вкладчиков, направленное ввиду резко ухудшившейся платежеспособности банка. Однако, как указывают в прокуратуре, господин Мушта «умышленно с целью извлечения выгоды и преимуществ имущественного характера для других лиц» не сообщил своим подчиненным о предписании ЦБ. В результате 22—24 сентября 2008 года в орловском филиале «Евразия-центра» было заключено около 40 договоров банковского вклада с физлицами, на счета которых были перечислены деньги с расчетных счетов юридических лиц-клиентов банка. Общая сумма переводов составила около 25 млн руб., из них 1,5 млн руб. впоследствии было получено владельцами счетов. По мнению прокуратуры, это нанесло «ущерб законным интересам общества и государства в лице АСВ».

Адвокат Юрия Мушты Татьяна Калифулова считает своего клиента невиновным. «Господин Мушта получил предписание Банка России не 22 сентября, а вечером 24-го и немедленно его выполнил»,— заявила госпожа Калифулова. По ее словам, 23 сентября Юрий Мушта находился в командировке в Москве, где обсуждал с руководством «Евразия-центра» способы оздоровления банка.

Доказать в суде злоупотребление полномочиями следственным органам будет непросто, указывает партнер адвокатского бюро «Партнерство правовой помощи» Сергей Романов. «Состав преступления по этой статье предусматривает умысел и корыстный мотив преступления — извлечение выгоды для себя или других лиц, а для этого надо доказать сговор банкира с клиентами»,— отмечает юрист. Впрочем, он указывает, что, согласно сложившейся судебной практике, вынесение оправдательных судебных решений по обвинительным заключениям прокуратуры встречается всего в 5% случаев. «Обвинительный приговор экс-банкиру, если таковой будет вынесен, возымеет хороший профилактический эффект на случай второй волны кризиса и активизации мошеннических схем»,— резюмирует партнер юридической компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов.

Леонид ДИДЕНКО, Воронеж; Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Коммерсант

В ТЕМУ

Государство сэкономит на санации

АСВ заинтересовалось прошлым проблемных банков

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) намерено сделать обязательным выяснение причин, по которым санированные банки оказались на грани краха. Для этого будет проводиться обязательная проверка деятельности проблемных банков за два года, предшествующих санации. Таким образом АСВ рассчитывает уменьшить число случаев вывода активов из банков, испытывающих проблемы, что позволит государству сократить затраты на оздоровление кредитных организаций.

О поправках, разработанных АСВ к закону «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», «Ъ» рассказал первый заместитель гендиректора агентства Валерий Мирошников. «Мы хотим прописать в законе о санации обязанность агентства проводить финансовый анализ деятельности санированного банка за два предшествующих года с тем, чтобы выяснить причины возникновения его финансовых трудностей,— сообщил он.— Такая норма есть в законе о банкротстве, и мы считаем целесообразным распространить ее на закон о санации».

Действующая редакция закона о санации не содержит норм, регламентирующих детальные проверки санированных банков агентством после принятия решения об оздоровлении, продолжает господин Мирошников. «Привлеченные АСВ инвесторы такой обязанности не имеют, хотя иногда это делается, а оперативная оценка финансовой устойчивости банка, которую проводят ЦБ и АСВ перед санацией, преследует другую цель — определение необходимости в спасении того или иного банка, а не выявление причин происшедшего,— отмечает господин Мирошников.— Эта проверка проводится в очень сжатые сроки и на конкретную отчетную дату, а не за период».

Поправки к закону — предупредительная мера, указывают в АСВ: «Надо сформировать понимание, что санация всегда будет сопровождаться поиском возможных виновных в том, что случилось». В АСВ рассчитывают, что неизбежность масштабной проверки досанационной деятельности банка снизит интерес недобросовестных банкиров к незаконным операциям. «В конечном итоге мы стремимся сократить затраты государства на санацию, напрямую зависящие от масштаба вывода активов»,— резюмировал Валерий Мирошников. По его словам, в ближайшее время поправки будут переданы агентством в Минфин.

Санация банков, оказавшихся на грани банкротства в результате кризиса, уже потребовала 300 млрд руб..

Эти расходы более чем вдвое превышают объем вкладов граждан в 18 оздоравливаемых при участии АСВ банков (145 млрд руб.). Эта разница позволяет отчасти оценить масштаб потерь, понесенных в результате незаконных действий банкиров.

В Банке России поддерживают предложения АСВ. «Санация банков сопровождается выделением государственных средств и, как следствие, должна сопровождаться выяснением причин, по которым эти средства потребовалось выделять,— заявил «Ъ» директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.— Недобросовестно принятые банкирами финансовые риски должны быть сопряжены для них с соответствующими гражданско- и уголовно-правовыми последствиями».

«Банкиры, зная, что все их действия за последние два года будут перепроверены, а значит, сопряжены с риском преследования, десять раз подумают, прежде чем выводить активы,— полагает конкурсный управляющий банка «Диалог-Оптим» Андрей Сергеев.— Хотя нельзя исключить, что на попытку препятствовать выводу активов недобросовестные участники рынка отреагируют изобретением еще более изощренных схем». Бывший конкурсный управляющий банка «Павелецкий» Карен Мартиросов указывает, что для самого АСВ предложенные поправки имеют не только профилактический, но и практический эффект: они упростят АСВ оспаривание сделок, совершенных за два года до санации. «В законе о банкротстве на это отводится шесть месяцев, а зачастую сомнительные операции в банках, лишившихся лицензии, проводятся не только непосредственно перед отзывом, но и задолго до него»,— говорит он.

Светлана ДЕМЕНТЬЕВА; Анна МОТОРИНА, Екатеринбург, Коммерсант

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме