Деньги плохо не лежат

Дата публикации: 04.09.2014 00:00 Обновлено: 04.09.2014 00:33
11 455
Время прочтения: 6 минут
Источник
Банки.ру

В конце августа компания «Яндекс.Деньги» объявила о введении абонентской платы за обслуживание неактивных счетов. Многие участники рынка электронных денег уже давно практикуют аналогичные поборы. Портал Банки.ру выяснял, чем обусловлена подобная практика и как сохранить свои электронные деньги.

Идея регулярного опустошения заброшенных счетов не нова, те же мобильные операторы занимаются этим долгие годы. Их понять можно: номерная емкость ограниченна, и бесконечно удерживать номер за абонентом нельзя. Так и номера могут кончиться. Потому через три — шесть месяцев неактивности со счета абонента начинают потихоньку уходить деньги (у МТС — так вообще списываются все сразу), после обнуления счета обслуживание прекращается, а номер передается другому клиенту.

Некоторые компании рассматривают такую абонентскую плату уже не как способ отключения неактивных клиентов, а как средство заработка. Так, несколько лет назад оператор мобильной связи Skylink прославился тем, что не прекращал начислять абонентскую плату после обнуления счета. Обосновывал свои действия он тем, что это плата за удержание номера за абонентом. Сотрудники компании и привлеченных ею коллекторских агентств долгое время терроризировали бывших пользователей Skylink требованиями выплаты долгов, накопившихся за первые два месяца неактивности.

Операторы электронных денег, пошедшие по стопам операторов связи, в таком пока не замечены, так что их клиенты могут спать спокойно — забытый электронный кошелек в долги их не загонит. Но и оставлять там без присмотра солидные суммы не стоит, памятуя о том, что QIWI, «Тинькофф Мобильный Кошелек», «Деньги@Mail.ru», а с 25 августа 2014 года и «Яндекс.Деньги» имеют на них виды.

Статус неактивного присваивается кошельку, который не использовался на протяжении определенного периода: 180 дней для компании «Тинькофф Мобильный Кошелек», шести месяцев для Visa QIWI Wallet, одного года для «Деньги@Mail.ru» и двух лет для «Яндекс.Денег». Причем критерии неактивности у операторов разные. Так, «Тинькофф Мобильный Кошелек», «Деньги@Mail.ru» и Visa QIWI Wallet ее признаком считают отсутствие изменений баланса в указанный срок, а «Яндекс.Деньги» расценивают как активность даже изменение настроек уведомлений.

И все же остается неясным, зачем это нужно операторам электронных денег, ведь проблемы свободных номеров у них нет. «Яндекс.Деньги» сообщили порталу Банки.ру свою позицию по данному вопросу: «Неактивные счета, с которыми годами ничего не происходит, — проблема для любого бизнеса, и компании стараются минимизировать количество таких счетов. Например, с самого начала (как банки) вводят абонентскую плату за обслуживание счета или берут ее постфактум за неактивность, например, как сотовые операторы или другие платежные сервисы. Два года для современного мира — это большой срок. За два года в жизни человека может измениться очень многое. В жизни сервиса, который оказывает свои услуги в Интернете, — тем более. Технологии развиваются семимильными шагами, не стоят на месте и требования к безопасности. Только за последние два года, например, Яндекс.Деньги успели получить лицензию небанковской кредитной организации, вследствие чего изменили оферту, а также ввести защиту счета одноразовыми СМС-паролями. Любые эти действия — и переход на новую оферту, и усиленная защита кошелька — невозможны без участия пользователя. И это только частные примеры. Тем временем мы продолжаем нести за эти кошельки ответственность: финансовую, техническую (в том числе связанную с безопасностью), правовую. Взвесив все риски, мы ввели для таких счетов абонентскую плату. Она составляет 270 рублей в месяц, при этом в минус баланс уходить не будет».

Тем не менее Яндекс.Деньги стараются дать пользователю достаточно времени для того, чтобы избежать оплаты неактивного кошелька, за месяц информируя о том, что через 30 дней с его кошелька будет списана абонентская плата. «Чтобы списания не произошло, ему достаточно будет уведомить нас любым способом — по электронной почте или телефону, или все-таки перевести кошелек в статус «активный», например заплатив за любую из десятков тысяч услуг, доступных через Яндекс.Деньги», — заявляют в компании.

«Тинькофф Мобильный Кошелек» объясняет эту практику несколько иначе, увязывая ее с аналогичными действиями операторов связи: «У всех мобильных операторов обычно номер попадает в продажу и может быть продан новому пользователю, если был неактивен в течение 180 дней. В этом случае новый владелец номера не сможет зарегистрировать кошелек, если по этому номеру уже зарегистрирован кошелек с положительным балансом. Мы как оператор сервиса заложили в оферте право снимать абонентскую плату с той лишь целью, чтобы новый владелец номера телефона (если смена владельца произошла) смог завести свой кошелек на таком номере телефона, а также чтобы простимулировать активное пользование кошельком».

Пресс-служба Visa QIWI Wallet высказалась лаконично: «Политика работы с неактивными аккаунтами Visa QIWI Wallet соответствует международным практикам и реализуется в компании уже несколько лет».

Но есть и другое объяснение, лежащее практически на поверхности. Если почитать финансовую отчетность QIWI, можно узнать, что в первый же квартал после введения абонентской платы за неактивность счета компания заработала на этом 224 млн рублей, что составило 30% чистой прибыли Visa QIWI Wallet. Рискнем предположить, что и другим операторам электронных денег подобные меры приносят ощутимую выгоду.

Пресс-службы компаний — операторов электронных денег рассказали порталу Банки.ру, как не допустить неактивности своего кошелька.

«Тинькофф Мобильный Кошелек»: «Избежать данной ситуации можно, если регулярно, хотя бы раз в 180 дней, пользоваться кошельком. Мы в свою очередь присылаем уведомление по прошествии 90 дней неактивности, по прошествии 150 дней неактивности и по факту наступления 180 дней неактивности и началу списания. То есть мы настоятельно напоминаем пользователю о необходимости совершить операцию с целью не терять средства на балансе кошелька. Надо подчеркнуть, что данное право распространяется только на средства на балансе предоплаченной карты. То есть средства с привязанных к кошельку карт, конечно же, списываться не будут».

Visa QIWI Wallet: «Неактивными считаются кошельки, операции по которым не проходили в течение шести месяцев: с их владельцев списывается по 10 рублей в день. В случае выявления системой подобного кошелька с нулевым остатком на счету такой кошелек удаляется. При наличии денежных средств на балансе за месяц до потенциального списания средств владельцы кошельков получают уведомление по СМС, в котором предлагается совершить платеж или вывести остаток средств со счета».

«Яндекс.Деньги»: «За месяц до перевода кошелька в статус неактивного мы уведомляем пользователя по почте, рассказывая, как можно избежать этого: достаточно заплатить за любую из услуг через Яндекс.Деньги, пополнить кошелек, выпустить банковскую карточку к кошельку — в общем, совершить любую активную операцию со счетом. После этого кошелек снова будет считаться активным. Кроме того, нажав на кнопку прямо из письма или внутри кошелька, где также будет висеть большой предупреждающий баннер, пользователь может отложить списание абонентской платы на три месяца. Также об этом желании можно сообщить, написав или позвонив в службу поддержки. Если через три месяца пользователь не решит, каким именно образом перевести свой кошелек в активный статус, он снова сможет отсрочить списание абонентской платы на три месяца. И в принципе так можно делать каждые три месяца».

Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Какая-то сверхжадная позиция у Яндекс.Деньги/Qiwi - им человек деньги положил, процентов они не платят (в отличие от банков) и им ещё и это не нравиться - побольше бы содрать при минимуме (отсутствии) каких-либо затрат вообще. Фактически грабеж - переводят деньги клиентов в свою чистую прибыль.

Не думаю, что такой подход добавит популярности этим сервисам, скорее наоборот, увеличит отток клиентов.
10

NMichel
04.09.2014 08:05
Денис Захаров пишет:
Не думаю, что такой подход добавит популярности этим сервисам


Имхо сервисы эти выживали исключительно за счёт того, что их никто не беспокоил насчёт легализации.

Начали прижимать по ПОД/ФТ - не остаётся ничего, что могло бы считаться конкурентным преимуществом.
2

Так надо
04.09.2014 08:13
Ну у Яндекса еще ничего так. Срок 2 года - в этом действительно больше избавления от неактивных счетов, чем получение выгоды, хотя и без нее само собой не обошлось. А вот ТКС и киви оборзели.
6

slavik27
04.09.2014 10:25
Ну уже ничему не удивляешься. та же песня с пластиковыми карточками, срок карточки закончился, поменять не можешь и банк даже если ты новую не брал карту, все равно продолжает брать деньги за обслуживание карты, хотя ты ей уже не пользуешься.
0

Stasko
04.09.2014 10:57

Ну уже ничему не удивляешься. та же песня с пластиковыми карточками, срок карточки закончился, поменять не можешьи банк даже если ты новую не брал карту, все равно продолжает брать деньги за обслуживание карты, хотя ты ей уже не пользуешься.

slavik kly


можно данный банк в студию?
2

Материалы по теме