Наполеоновские планы не предлагать

Дата публикации: 24.09.2014 00:00 Обновлено: 24.09.2014 10:19
10 121
Время прочтения: 9 минут

По данным Объединенного кредитного бюро, все сегменты розничного кредитования, кроме ипотеки, показывали значительное замедление темпов роста в I квартале 2014 года. Банки вынуждены постоянно пересматривать прогнозы по собственным показателям, а ситуация на рынке продолжает меняться каждый месяц. Портал Банки.ру разбирался, как кредитные организации учатся выживать в новых условиях.

Слабая статистика

Согласно подсчетам Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в I квартале 2014 года было выдано на 12% меньше потребительских кредитов, чем в I квартале 2013-го. Во II квартале текущего года банки выдали потребкредитов уже на 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

При этом средняя сумма выданного потребительского кредита растет. Если в 2013 году она составляла 176 тыс. рублей, то в 2014-м уже достигла 193 тыс. Как отмечают в ОКБ, потребительские кредиты по-прежнему остаются самым популярным продуктом у населения — на них их долю приходится 52,5% портфеля розничного кредитования, год назад эта цифра составляла 57,5%.

«Средняя ссудная задолженность на заемщика по потребительскому кредиту составляет 178 тыс. рублей, при этом около 30% заемщиков обслуживают два и более потребительских кредитов. Сумма долга сильно разнится в зависимости от региона, — отмечается в исследовании ОКБ. — Больше всего должны банкам заемщики Чукотки (418,8 тыс. рублей на заемщика), Ханты-Мансийского автономного округа (324,3 тыс. рублей) и Магаданской области (318,2 тыс. рублей)».

Сокращаются выдачи и в сегменте кредитных карт. В I квартале 2014 года было выдано на 3% меньше карт, чем в I квартале 2013-го. Однако во II квартале количество выдач было уже на 35% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Средняя сумма «карточного» кредита, выданного заемщику в России, за год «подросла» с 36 тыс. до 45,7 тыс. рублей. Да и доля «карточных» кредитов в кредитных портфелях банков увеличилась с 37% до 42%.

«Средняя ссудная задолженность на заемщика по кредитной карте составляет 32 тыс. рублей. Наибольший долг у жителей Камчатки (84,5 тыс. рублей), жители Северной Осетии и Карачаево-Черкесии, которые находятся на втором и третьем месте рейтинга, должны почти вдвое меньше – 48,2 тыс. и 47,8 тыс. рублей соответственно», — говорится в отчете ОКБ.

Рынку автокредитования также нечем порадовать его участников. В I квартале 2014 года было выдано на 16% меньше автокредитов, чем в I квартале 2013-го. А во II квартале 2014 года выдачи упали еще на 26% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Средняя сумма автокредита составила 545 тыс. рублей. Во втором полугодии 2013 года средняя сумма выданного автокредита равнялась 514 тыс. рублей.

«Средняя ссудная задолженность на заемщика по автокредиту составляет 414 тыс. рублей. Самый большой долг у заемщиков Магаданской области (923 тыс. рублей), Амурской области (723,6 тыс. рублей) и Республики Саха (720,2 тыс. рублей)», — таковы данные ОКБ.

Ипотека является единственным розничным кредитным продуктом, который показал рост выдач в первом полугодии текущего года. В I квартале 2014 года ее рост составил 55% по сравнению с I кварталом 2013 года. Во II квартале текущего года ипотечное кредитование также росло, но менее интенсивно — на 6% по сравнению с прошлым годом.

Ипотека вообще показывает нетипичные тенденции по сравнению с другими кредитными сегментами. Например, средний размер ипотечного кредита несколько уменьшился. Если в 2013 году он составлял 1,9 млн рублей, то в 2014 году упал до 1,8 млн.

«Это обусловлено развитием ипотечного кредитования в регионах, где из-за более низкой стоимости жилья средняя сумма кредита значительно меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, — говорится в исследовании ОКБ. — Ипотечные кредиты составляют 3% от общего количества розничных кредитов, в 2013 году их доля составляла 2,8%. Однако в денежном выражении на них приходится 25% портфеля. Учитывая крайне низкий уровень просрочки (не более 3%) и наличие залога, очевидно, что ипотечные кредиты становятся одним из приоритетных банковских продуктов, особенно в свете ситуации снижения темпов роста розничного кредитования. Средняя ссудная задолженность ипотечных заемщиков составляет 1,2 млн рублей, но она очень сильно различается в зависимости от региона и обусловлена прежде всего значительной разницей в стоимости жилья. Предсказуемое первое место у московских заемщиков, они в среднем должны 4 млн рублей, а вот жители Московской области должны на 40% меньше – 2,4 млн рублей. В лидерах находятся и жители Чеченской республики, которые в среднем должны 2,4 млн рублей».

Грустные прогнозы

Большинство банкиров с сожалением сообщают, что планы развития, заложенные ими в стратегии в конце 2013 – начале 2014 года, сейчас стали просто недостижимы. Виной тому и украинский конфликт, породивший вал санкций от Евросоюза, а также США и ряда других стран против России, и замедление темпов роста российской экономики, и не самое лучшее поведение отечественных заемщиков.

Позволить себе остаться при уже утвержденных долгосрочных планах в нынешних реалиях могут разве что самые крупные банки. К примеру, глава Сбербанка Герман Греф в конце августа заявил журналистам, что банк не планирует вносить изменения в стратегию развития кредитной организации на период до 2018 года, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, а также на санкции ЕС и США.

«Мы долго обсуждали на нашем правлении подходы к трехлетнему финансовому планированию, и мы для себя видим, что ключевые задачи нашей стратегии, в первую очередь все, что касается построения самой современной технологической развитой компании, все эти планы оставляем нашими приоритетами и менять не будем», — заявил Греф в ходе телефонной конференции.

В то же время заместитель председателя правления ВТБ Герберт Моос указал, что банковская группа ВТБ изменила прогноз по росту совокупного кредитного портфеля в 2014 году и ожидает его увеличения более чем на 20%. Также в ходе конфренц-колла он отметил, что кредитный портфель группы рос в первом полугодии 2014 года более высокими темпами, чем ожидалось ранее. Так, группа нарастила портфель кредитов юрлицам без учета резервов на 12,6% в первом полугодии (на 6,7% только во II квартале). Розничное кредитование увеличилось за шесть месяцев на 12%.

«Мы предполагаем, что рост кредитного портфеля по итогам года будет выше наших ожиданий, выше наших таргетов. Наверное, это будет выше 20%», — сказал Моос.

А вот у «внучки» ВТБ, Лето Банка взгляд в будущее оказался менее оптимистичным. На пресс-конференции президент — председатель правления Лето Банка Дмитрий Руденко рассказал, что до конца 2014 года кредитный портфель банка не превысит 50–60 млрд рублей.

«Честно скажем, у нас были наполеоновские планы в трехлетней модели в этом году дойти до 70–80 миллиардов рублей. Вряд ли мы хотим сейчас так масштабно двигаться. Все-таки экономическая ситуация поменялась, и год мы надеемся закончить в районе 50–60 миллиардов рублей, считаем это решение правильным», — пояснил Руденко.

Более того, Руденко отметил, что Лето Банк пересмотрел свою модель бизнеса в сторону расчетной в связи с существующими реалиями рынка.

«Все вы видите, какие в экономике происходят сдвиги. Целевой сегмент, в котором мы работаем, конечно, подвержен самому большому давлению. Мы это понимаем, поэтому аппетит к риску понижаем, чтобы в конечном счете не страдали наши клиенты. Я думаю, что мы будем дальше двигаться в ключе самоуправляемых клиентом простых продуктов, – прокомментировал будущее Лето Банка Руденко. – Наше направление сейчас – это расчетные и сервисные продукты».

При личном общении с обозревателем портала Банки.ру глава Лето Банка указал, что кредитная организация внимательно следит за изменениями, происходящими на рынке финансовых услуг и не только, и старается быстро реагировать.

«Конечно, это сложная масштабная работа, требующая немалых усилий команды. В трудно прогнозируемых условиях, которые мы наблюдаем сегодня, непросто не только расти, но и даже сохранить позиции. Например, по моим наблюдениям, средняя доля исполнения плана по финансовым результатам среди банков составляет максимум 70–80%. Этот показатель у банков-монолайнеров еще ниже – около 50%», – поделился наблюдениями с Банки.ру Руденко.

По словам председателя правления ЯР-Банка Ярослава Книгницкого, в банке пока не пересчитали финансовую модель, но уже понятно, что заложенные ранее цифры не будут достигнуты на конец года в силу различных, объективных и субъективных факторов, связанных в том числе с тем, что некоторые проекты банка были запущены в более поздние сроки.

«Сейчас действительно многие банки перешли на поквартальное планирование вместо полугодового, но для нас в этом плане ничего нового нет – мы давно обновляем бизнес-планы каждый квартал. В этом году мы три раза точно пересматривали наш бизнес-план в силу разных событий. Первый квартал 2014 года сам по себе был непонятным, а с 1 марта все и вовсе начало валиться, пошли разнообразные санкционные пакеты против России. Теперь даже поквартальное пересчитывание не дает уверенности в завтрашнем дне», – размышляет глава ЯР-Банка.

«Мне кажется, самое печальное в банковской системе на сегодняшний день – это то, что не до конца определены правила игры, – добавляет он. – И правила игры формулируются на ходу. Банкиры их еще не знают. Их знает только тот, кто их формулирует. Поэтому банковская система сейчас живет догадками. И все живут ощущением того, что с любым и с каждым возможно абсолютно любое событие. Увы, но это данность сегодняшнего дня. Когда долго живешь с одной и той же мыслью, к ней начинаешь привыкать. Перестаешь на нее обращать внимание. Соответственно, мы, банки, примерно так себя и ведем. Мы продолжаем двигаться и развиваться независимо оттого, что может произойти с каким угодно банком».

Не самым лучшим годом 2014-й обещает стать и для кредитных организаций, фокус которых сделан на корпоративных клиентов.

По словам заместителя председателя правления Банка Расчетов и Сбережений Сергея Шамина, в кредитной организации приняты годовое (разрабатывается бизнес-план работы банка на год, затем утверждается советом директоров) и месячное (оперативный план работы) планирование.

«Такой гибкий подход удобен как в стабильных условиях, так и в условиях труднопрогнозируемой ситуации, — поясняет Шамин. — Годовой план мы не пересматривали, так как благодаря относительно стабильным темпам роста клиентской базы и объемов кредитования пока не видим угроз для его выполнения. Однако в этом году действительно приходится осуществлять процессы прогнозирования и планирования в условиях сильной неопределенности. В целом я бы не сказал, что год – самый трудный. Наш банк в предыдущие годы как раз наработал клиентскую базу, занял свою нишу, поэтому нам удается сохранить позиции. Но если бы ситуация была более предсказуемой и управляемой, темпы роста бизнеса были бы выше».

Руководитель блока «Розничный бизнес» Промсвязьбанка Леонид Качалов подтверждает, что за этот год планы на российский рынок пересмотрели многие банки. «Если смотреть планы конца 2013 года на 2014-й, то они были гораздо более оптимистичными в связи с позитивными макроэкономическими прогнозами, оптимизм явно преобладал», — рассуждает он. — Сейчас мы видим, что в связи с международными санкциями и в целом неопределенной геополитической обстановкой кредитные организации более консервативно подходят к развитию бизнеса и такого роста рынка, который был заложен банками в конце 2013 года на этот год, не ожидают в долгосрочной перспективе».

По наблюдениям Качалова, основанным на итогах прошлых кризисов, негатив докатится до розницы только в перспективе 6–9 месяцев после реального замедления экономики, и тогда банкам придется пересмотреть планы развития в сторону снижения.

Судя по всему, выходом из сложившейся ситуации для банков не из первой пятерки по активам сейчас является лишь консервативная стратегия развития.

«На этот год Промсвязьбанк не пересматривал планы по рознице, потому что еще в начале года мы выбрали план, согласно которому акцентировались на определенных сегментах банковского рынка, на которых эффект от санкций и экономического спада пока не почувствовался, — говорит Качалов. — Мы не работаем в сегменте экспресс-кредитования и высокорискованных займов, мы фокусируемся в основном на зарплатных продуктах, наших существующих клиентах и ипотечных выдачах. Сейчас эти сегменты показывают хорошую динамику. Но их рост тоже имеет какой-то конечный предел, поэтому мы очень консервативно относимся к планированию будущего роста в этих сегментах — на уровне рынка».

По мнению Качалова, монолайнеры уже в конце 2013 года увидели ухудшение портфелей и начали корректировать свои планы на новый год в более консервативную сторону. До универсальных же банков пока не докатилась волна пессимизма, потому что они были в целом всегда сфокусированы на своих внутренних клиентах и низкорисковых продуктах.

«В целом я могу сказать, что пока розничный сектор универсальных банков, за исключением высокорисковых сегментов, чувствует себя неплохо», — заключает он.

«Банки действительно чувствуют себя не плохо, но и не хорошо, — соглашается один банкир из крупной кредитной организации, пожелавший остаться неизвестным. — Тем не менее у всех игроков присутствуют настороженность и очень серьезные опасения по поводу продолжения эскалации конфликта на Украине, который имеет реальный эффект для экономики России».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме