Дырявый соцпакет
Работодателям в кризис все труднее сохранять социальный пакет
Фото: Fotolia/Feng Yu

В условиях кризиса не всем работающим россиянам светит добровольная медицинская страховка, возможность следить за фигурой за счет работодателя и компенсация обедов. Работодатели затягивают пояса потуже и сокращают социальные пакеты. От каких благ компании избавляются в первую очередь, выяснял портал Банки.ру.

Чуть больше половины компаний (55%), опрошенных онлайн-ресурсом по поиску работу HeadHunter, заявили, что не планируют в этом году вносить изменения в социальный пакет. В то время как второй по популярности ответ работодателей (14%) – «сократим часть льгот для всего персонала без исключений».

«Ровно треть планирующих уменьшение соцпакета будут сокращать траты на обучение сотрудников. 31% таких компаний намерены сократить расходы на мобильную связь для работников. 25% полностью урежут добровольное медицинское страхование и столько же откажутся от некоторых его элементов. 22% снизят затраты на спорт для сотрудников. 21% сократят расходы на корпоративный транспорт, а 18% снизят расходы на корпоративное питание», — комментирует результаты исследования руководитель проекта «Банк данных заработных плат HeadHunter» Наталья Данина.

Старший аналитик портала Rabota.ru Андрей Павлюченко отмечает, что сокращение социальных пакетов в вакансиях в этом году пока не так интенсивно, как это было в кризисный 2008 год, когда от бонусов отказывались до 90% работодателей Москвы. «В марте преимущества по соцпакету указываются в вакансиях примерно на 15% реже, чем год назад. Сокращение соцпакета может быть неявным: льгота сохраняется, но выбираются более дешевые поставщики услуг — фитнес-центры, поликлиники и так далее», — говорит эксперт. По его словам, заметно снизилось количество объявлений, указывающих компенсацию расходов на транспорт и связь. Значительно реже со стороны работодателей встречаются обещания материальной помощи на случай свадьбы или рождения ребенка у сотрудника. «Кстати, именно этот пункт пострадал от кризиса сильнее других. Совсем экзотикой становится стопроцентная оплата больничного листа и отпуска по беременности вне зависимости от стажа», — продолжает Павлюченко. Легче всего в этот кризис работодатели отказываются от программ обучения. С отменой прочих льгот, объясняет аналитик, компании вынуждены быть осторожными: слухи о нестабильности в организации могут демотивировать сотрудников.

За два с половиной месяца кризисного года около 10—15% компаний уже сократили свои расходы по добровольному медицинскому страхованию персонала. При этом сокращение затрат на ДМС производят в основном на небольшие организации, констатирует исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Наталья Карпова. «Крупных и средних компаний это коснулось в меньшей степени. В крайнем случае, они стараются немного оптимизировать программу страхования, сократив выбор лечебных учреждений, отказываются от страхования родственников за счет компании, исключают беременность и роды, дорогостоящие, а также не жизненно важные опции», — объясняет Карпова. Добровольное медицинское страхование не та статья, на которой работодателям необходимо экономить, особенно в условиях снижения возможности получить помощь по ОМС, считает эксперт.

Директор департамента андеррайтинга и методологии добровольного медицинского страхования «АльфаСтрахование» Александр Лапунов отмечает, что в текущей экономической ситуации представители крупного бизнеса не отказываются полностью или сокращают объемы программ ДМС, чего не скажешь о среднем бизнесе. Последние либо вообще отказываются от добровольного медицинского страхования персонала, либо существенно сокращают объемы программ. «Причина – недостаток свободных средств для страхования, негативные ожидания от ситуации в отрасли или регионе», — говорит он. Лапунов вспоминает, что если в прошлый кризис у работодателей были более четкие ожидания от будущего и лояльность к инструменту ДМС была ниже, то в кризис 2015 года бизнес вынужден приспосабливаться к текущих реалиям. «Те компании, которые сокращали программы ДМС или отказывались от них, говорили о том, что сейчас главное — продержаться, сократив расходы. Сейчас мы видим более далекий взгляд – компании понимают, что внезапных изменений в лучшую сторону ждать не стоит — нужно жить, планировать, формировать программы уже в текущих условиях», — резюмирует эксперт.

Наталья Карпова из «Ренессанс Страхования» отмечает, что есть компании, которые в настоящий момент сделали перерыв в добровольном медицинском страховании на два-три месяца ради экономии расходов. Эксперт сожалеет, что в первую очередь идут «под нож» те расширения и дополнения по ДМС, которые клиенты сами подключали за последние пять лет.

Сокращение социальных пакетов затронуло и рынок фитнес-индустрии. О корпоративном фитнесе персоналу большей части компаний придется забыть до лучшего времени. Работодатели, которые вели переговоры с фитнес-центрами в конце прошлого года, отложили решение вопроса о корпоративном фитнесе на неопределенный срок, рассказывает руководитель отдела корпоративных продаж «World Gym Дубининская» Вадим Фадеев. «Сейчас сотрудники стали сами за себя платить», — говорит собеседник Банки.ру. По его словам, чтобы не потерять корпоративных клиентов, фитнес-центры столицы в текущей ситуации вынуждены предлагать скидки на корпоративные карты до 50%, тогда как в благополучные годы скидка не превышала 30%.

По мнению заместителя по персоналу группы компаний «Энтер Инжиниринг», члена некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Надежды Кулыгиной, в кризис работодатели в первую очередь сокращают затраты на развитие и обучение персонала. Сокращение этих льгот является наименее болезненным для персонала. «Во вторую очередь, как самые затратные, сокращаются компенсации на питание и проезд к месту работы. Сокращение этих льгот для персонала является уже болезненным процессом, поскольку напрямую влияет на уровень доходов работников», — рассуждает Кулыгина. Эксперт считает, что наименее болезненно сокращения соцпакетов пройдут в ретейле и крупных производственных холдинговых компаниях. «Сейчас работодатели сокращают уже те крохи, которые остались от предыдущих «тучных лет». К сожалению, после кризиса 2008 года многие российские компании так и не вернулись к докризисному уровню социальных льгот», — заключает Кулыгина.

Андрей Павлюченко прогнозирует, что в течение этого года многие работодатели, поняв, что кризис 2015 года не так страшен, вернут программы обучения сотрудников. Однако все остальные программы, вероятно, продолжат пересматриваться в сторону снижения расходов.

Данис ЮМАБАЕВ, Banki.ru