«Деньги делаются из нефти, добываются из земли»

Дата публикации: 30.10.2015 00:00
6 741
Время прочтения: 7 минут

Финансовая грамотность детей в России находится на низком уровне, что может негативно сказаться на экономике страны: таковы выводы масштабного исследования НАФИ. Банки.ру разбирался, какими финансовыми знаниями должны обладать дети и как эти знания получить.

Страшно далеки они от финансов

Исследование «Дети и финансы» Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) при партнерстве MasterCard, Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС, Ассоциации российских банков и Child and Youth Finance International было проведено в апреле — мае 2015 года в 40 регионах России. Опрос проводился среди 1 600 родителей детей старше четырех лет. Также был проведен онлайн-опрос детей и подростков. Опрашивали 200 детей в возрасте от 14 до 17 лет из городов трех категорий — с населением более 1 млн человек, 500 тыс. и 250 тыс. Было выбрано шесть фокус-групп по трем возрастным параметрам: 7—11 лет, 12—14 лет и 15—17 лет.

Опрос детей и подростков показал, что три четверти опрошенных в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства. У мальчиков собственные деньги есть чаще, чем у девочек, — 81% против 70% соответственно. Основной источник средств детей — карманные деньги, которые выдают родители или другие родственники. Его назвали 81% опрошенных. 28% участников исследования, по их словам, получают доход от подработок или постоянной работы.

Что касается трат денег, судя по исследованию, родители практически не следят за расходами детей. А дети копить деньги не умеют или не хотят. Более половины подростков — 57% — тратят все или почти все деньги на текущие нужды. «Поскольку очень часто подростки исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить», — приходят к выводу в НАФИ.

По мнению детей, сберегать стоит, только если у человека есть крупная сумма денег. Относительно небольшие суммы — до 1 000 рублей — дети тратят на покупки. «Учитывая, что величина накоплений у опрошенных подростков не превышает 15 тысяч рублей, подобная практика может стать барьером к формированию эффективной сберегательной стратегии», — говорится в исследовании.

Уровень осведомленности о различных финансовых продуктах и услугах среди детей и подростков находится на среднем уровне. Но вот назначение и особенности финансовых инструментов далеко не всегда им понятны. Знания о финансовых продуктах и услугах носят отрывочный характер. А общие законы движения денежных средств в финансово-экономической системе государства плохо знакомы не только представителям младшей возрастной категории, но и подросткам, закончившим или заканчивающим среднее общеобразовательное учреждение, отмечают в НАФИ.

«За каждую тройку минус 100 рублей»

Роль родителей в формировании финансовой грамотности детей имеет решающее значение. Большинство родителей — 77% — не ведут семейного бюджета, 73% не привлекают своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом. И только 8% родителей ведут детальный учет доходов и расходов семьи. При этом лишь 16% родителей интересуются мнением по финансовым вопросам младших членов семьи.

НАФИ выделяет четыре стратегии, которые используют родители при выдаче карманных денег. Многие родители платят детям деньги за оценки или помощь по дому – это мотивирующая стратегия. Десятилетний Роман рассказывает: «А мне за каждую четверку дают 500 рублей. За каждую тройку – минус 100, а за двойку – уже минус 500. Если у меня денег нет, то я ничего не отдаю, просто так остается».

Вторая стратегия – остаточная. Ребенок получает деньги по остаточному принципу – например, оставив себе сдачу при покупке. Поддерживающая стратегия – та, при которой родители регулярно предоставляют ребенку денежные средств на повседневные нужды: транспортные расходы, обучение. И наконец, бессистемная стратегия подразумевает выдачу денег без какой-либо системы.

Родители с обучением детей в области финансов не справляются, в результате представления о финансовой системе у детей невероятные. НАФИ приводит слова семилетней Арины: «Деньги делаются из нефти, добываются из земли. Нефть перерабатывается в деньги при помощи машин в банках».

Восьмилетний Алексей считает, что расплачиваться можно не только деньгами, но и алмазами. «Можно расплатиться деньгами, можно расплатиться находками – алмазами, золотом. Еще можно расплатиться всяким тем, что имеет цену», – говорит он. А десятилетний Роман говорит: «Деньги – это металлические кругляшки плоские и бумажки, на которых написана цена. Например, сахар стоит 100 рублей, а золотая машина – миллион. Потому что она лучше, чем сахар. Чем лучше, тем дороже».

Низкая финансовая грамотность детей – «это социальная проблема», комментирует финансовые познания детей генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева.

По мнению координатора проекта Минфина и Всемирного банка по повышению уровня финансовой грамотности Анны Зеленцовой, то, насколько будут финансово грамотны нынешние подростки в будущем, окажет влияние на развитие не только финансового сектора страны, но и в целом ее экономики на много лет вперед.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Эксперты считают, что для детей разбираться в тонкостях финансовых продуктов не совсем актуальная задача, но тем не менее прививать им финансовую грамотность нужно. «В детстве человек легче воспринимает информацию и усваивает ее. Если начать обучение ребенка финансам в пять лет, то в пятнадцать он будет грамотным инвестором. Знание финансовых процессов позволяет быстро сориентироваться в кризис и найти оптимальное решение для сохранения своих средств, а также избежать мошеннических ситуаций. Ведь мошенники пользуются тем, что большая часть населения финансово безграмотная», – рассуждает аналитик «Альпари» Анна Кокорева.

По ее мнению, посыл детям и подросткам изучать тонкости финансовых вопросов должен идти в первую очередь от родителей. «В дальнейшем хорошо, если процесс воспитания финансовой грамотности будет подпитан соответствующими занятиями на базе школы и института», – говорит она.

«Единственным способом достаточно быстро прервать воспроизводство устаревших, не работающих в современных реалиях моделей является введение обязательного курса финансовой грамотности в школах и вузах», – отмечает директор СРО «МиР», член экспертного совета по финансовой грамотности Банка России Андрей Паранич.

Однако единой образовательной программы для детей и подростков по финансам в России пока нет.

Школа сейчас подключается к этому процессу, но эта работа только начинается. Как и во всех других сферах воспитания, личный пример родителей очень важен, считает начальник управления стратегических коммуникаций Хоум Кредит Банка Ирэн Шкаровская.

«Говорите с ребенком о деньгах по-взрослому, открыто и ненавязчиво. Составьте вместе личный финансовый план вашего ребенка. Спросите у ребенка о его планах, кем он хочет стать, где жить, на чем ездить, как отдыхать. Попробуйте оцифровать эти цели. Обсудите, на что ребенок тратит карманные деньги. Какие из этих трат обязательные, а какие необязательные. Возможно, вы договоритесь, что ребенок откажется от ежедневных необязательных расходов и будет копить на интересующую его финансовую цель», — советует Шкаровская.

По ее наблюдению, в зависимости от возраста ребенку доступны разные знания и навыки, связанные с деньгами. Например, в возрасте 5–6 лет ребенок может считать деньги и недолго копить на что-то ему визуально понятное, например на игрушку. Ребенок в 7–9 лет может сам тратить карманные деньги, сравнивать цены перед покупкой. А ребенок 10–12 лет уже вполне может осознать финансовую ситуацию семьи, сберегать до трети личного бюджета с использованием банковского счета вместе с родителями. Подростки с удовольствием пользуются дополнительными картами, привязанными к банковским картам родителей.

Банки, помимо участия во Всероссийской неделе сбережений (в этому году проходит с 23 по 31 октября. — Прим. ред.), по собственному желанию предлагают те или иные программы. Например, при участии Хоум Кредит Банка выпущена книга «Дети и деньги», предусмотрена возможность скачать ее бесплатно (www.moneykids.ru). Также банк разработал детскую деловую игру «Полезные деньги», которую волонтеры из числа сотрудников кредитной организации проводят в школах, детских развивающих центрах, детских домах.

Росбанк периодически проводит экскурсии для учащихся старших классов школы, а также воспитанников школ-интернатов. Цель экскурсий – познакомить школьников с банковской сферой и особенностями профессии. «Сотрудники рассказывают о механизмах работы банка, основных направлениях деятельности департаментов, необходимых для работы в банке компетенциях, а также о корпоративных ценностях, объединяющих сотрудников компании», – говорит директор департамента корпоративных коммуникаций и рекламы банка Елена Кожадей.

Альфа-Банк – партнер в России масштабного семейного образовательно-развлекательного центра «Кидзания», который планируется открыть в Москве. Также кредитная организация проводит мероприятия для детей клиентов.

Эксперты уверяют, что первые шаги по повышению финансовой грамотности только делаются, но уже можно говорить о результатах. По словам исполнительного вице-президента АРБ Эльмана Мехтиева, до недавнего момента то, что делали банки по части финансовой грамотности, можно было охарактеризовать только как PR-активность. Но в последние годы заметно, что банки начали относиться к этому уже не как к одноразовому способу установления отношений с местными властями и исполнению «воли» регулятора, а как к постоянной работе.

«Мы заметили, что банки уже не созывают все районные газеты, чтобы продемонстрировать то или иное свое действие в этой области. А просто едут, к примеру, в детский дом и проводят там занятия. На мой взгляд, определенный сдвиг в понимании того, что финансовая грамотность – это не просто PR-активность или краткосрочная маркетинговая деятельность, а забота о своем потребителе, произошел», — резюмирует Мехтиев.

Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

УжасУжас
30.10.2015 06:44
Хороший подзаголовок:
Финансовая грамотность детей в России находится на низком уровне, что может негативно сказаться на экономике страны
Я-то по простоте душевной думал было, что негативно на экономике страны может сказаться:
- чрезвычайный уровень государственных расходов
- нестабильность валютного курса
- налоговый прессинг на бизнес ...
Оказывается, ДЕТИ виноваты в том, что большие дяди не могут разрулить большую страну !
9

vasilisk30
30.10.2015 07:10
О как ! Интересную тему затронули и коллаж 5+ А вот грамотность в том числе финансовая у детей... В чем то они грамотнее -у младших с с рождения есть мобильники,более старшие (12- 14 лет) ходят с карточками в качестве пропуска или даже банковскую. Заметил маленькие дети рассматривая книжку с картинками пытаются ее "тачить" как сенсорный дисплей и удивляются почему не нажимается. Дети быстрее ориентируются в терминалах оплаты А с финансами. Ответим честно на вопрос "А мы то взрослые грамотные?" И были ли для этого предпосылки Как ванекдоте
Постаревший новый русский спрашиват дочь что она изучает в институте
-Экономику
-С волыной по ларькам шастаешь? что ли !
Иесли мы взрослые говорим что мы в Ваши годы Ого-го! это будет не совсем правда В младшем возрасте особо не зарабатывали
Да конечно основатель IKEA в среднем школьном возрасте продавал одноклассникам поштучно спички и ластики, но у нас не Швеция-В России одноклассники быстро наваляли бы незадачливому "бизнесмену" и к нему приклеилась бы дурная слава скобаря и родители бы разорились переводить его в другую школу. не знаю как сейчас но раньше за такие вещи били очень жестоко-в кровь
Метод поощрения за оценки,который впервые применил Рокфеллер-старший к своему сыну эффективен но российской действительности может принести неожиданные плоды. В 1968 г. в юмористической миниатюре "Вопрос о воспитании" народные артисты М. Миронова и А. Менакер это высмеивали " Если ребенок приносит из школы пятерку от тут же получает от меня пятерку, за четверку четыре рубля за тройку три рубля за двойку два рубля за кол рубль... Ребенок понимает чтобы ему заработать десятку на кино то возможны варианты или 2по 5 или 5 раз по 2" Конечно это утрировано. Измеряя все на деньги-может сложиться модель по ведения "все на продажу" Особенно это пагубно для девочек Я не про высокопарное морализаторство ,но если деньги ставить в абсолют возникает искушение заработать любым способом вне зависимости от номинала-будет самоцелью И успешным безнесеном\вумен вряд ли станет скорей всего неудачником(цей) которого однажды круто поимеют за копейку сыграв на жадности. Кроме того в Америке в 18-21 год уходя из родительского дома добровольно принудительно,а в России делят квадратные м. с родственниками В общем не для нас стратегия
К сожалению у нас нет "спокойной стабильной финансовой системы, в которой бы были четкие правила... Какой опыт передавать?
Сколько раз нужно шандарахнуть по "чайнику" должнику,чтобы он перестал валять дурака и отдал долг? Или что олигарх будет рассказывать детям как за бутылку водки купить у алкаша ваучер? Это ж какое потрясение для дитяти. Они же верят что папа всегда был бизнесменом и игрался во всякие акции Как в книжках
6

Snouden
30.10.2015 08:48
Т.е. взрослые признаны безнадежными
Теперь банки решили морочить голову детям, чтобы хотя бы по 1/3 карманных денег они вкладывали в жкономику (опечатка, но решил не исправлять).
Копить в деревянных, к сожалению у нас это путь идиота.
Давать деньги за отметка- вывешивать прайсы за уборку и вести жесткую тарификацию это явный перебор. В 5 даже в 15 лет, как это скажется на психике ребенка??
Объяснять можно и нужно, также как и поощерять и наказывать, это часть воспитания но это не должно быть исключительно финансово.
1

ФимкоА.
30.10.2015 11:12
собственно грамотность детей лежит на родителях, не школах, не банках, ни учителях. только на родителях. а какова их грамотность-такова и у детей, собственно..
2

sabatini5
30.10.2015 12:00
Настораживает, что уже набралась серия статей на эту тему.
1

Материалы по теме