Агент Зеро: справиться с дефицитом полисов ОСАГО не удается

Дата публикации: 22.06.2016 00:00 Обновлено: 22.06.2016 09:41
8 259
Время прочтения: 11 минут
Источник
Banki.ru

Страховщики сообщили о росте продаж ОСАГО в пяти самых проблемных регионах России, где полисы «автогражданки» стали дефицитом. Однако пока в Челябинске и Ростове-на-Дону картина в офисах страховщиков прежняя: запись на покупку страховок ОСАГО и очереди на несколько дней. Банки.ру разбирался, как работает запущенная с 1 июня система по повышению доступности обязательного автострахования.

Взгляд из Москвы: в процентах все жизнь налаживается

За первые две недели июня на 12—27% выросли продажи полисов ОСАГО в проблемных регионах, где с 1 июня была запущена система по повышению доступности обязательного автострахования, — в Краснодарском крае, Мурманской, Челябинской, Волгоградской и Ростовской областях. Об этом сообщил Российский союз автостраховщиков (РСА). Ряд компаний увеличили продажи полисов в 5—8 раз, уточняется в сообщении.

В последние месяцы в ряде регионов снова обострилась ситуация с доступностью полисов ОСАГО из-за убыточности для страховщиков этого вида страхования. В том, что «автогражданка» в отдельных субъектах стала невыгодной, компании винят автоюристов, специализирующихся на взыскании со страховщиков крупных сумм в судах (по разным оценкам, посредники «вынесли» с рынка от 10 млрд до 18 млрд рублей в 2015 году). В качестве временного решения для снятия социальной напряженности РСА придумал и утвердил систему единого агента, которая позволит распределить убытки проблемных территорий среди всех страховщиков ОСАГО. Предполагалось, что у единого агента клиент сможет без очередей и навязанных дополнительных услуг купить полис «случайной» компании — все автовладельцы региона будут распределены между страховщиками по последним пяти цифрам номера ПТС. Как пояснили Банки.ру в РСА, автоматизированные продажи через систему «единого агента» планируется начать 1 июля — к этому времени должно быть готово соответствующее программное обеспечение. Пока же агентские продажи идут, но в «ручном» режиме — на основе двусторонних соглашений между компаниями, рассказали в союзе. Кроме того, страховщикам предложено активнее продавать полисы самим.

В итоге за первую половину июня по сравнению с аналогичным периодом мая, по данным союза, в Волгоградской области было продано на 20% больше полисов ОСАГО (19 554 штуки), в Краснодарском крае — на 24% (49 979), в Ростовской области — на 27% (38 138), в Мурманской области — на 19% (6 526), в Челябинской области — на 12% (36 762).

В течение июня страховые компании могут самостоятельно увеличить продажи в проблемных регионах любыми доступными способами, объяснил Банки.ру Андрей Знаменский, советник президента РСА, курирующий работу единого агента. «Они могут или открыть собственные точки продаж, или заключить договоры напрямую с агентами, которые продают полисы на улице, или с другой страховой компанией, которая имеет там филиал», — говорит он. Решение об увеличении продаж было принято на общем собрании РСА и доведено до всех компаний, имеющих лицензию по ОСАГО, уточнил Знаменский.

Смысл схемы в том, чтобы каждый страховщик ОСАГО «дотянул» свою долю рынка «автогражданки» в проблемном регионе до той, которую он контролирует в целом по стране. Если в течение июня этого не произойдет, полисы компании попадут в систему единого агента РСА, где механизм продаж будет автоматизирован.

«Наращивать продажи или нет, компания сегодня выбирает сама. Но, по всем оценкам, им выгоднее все-таки самим сейчас увеличить продажи, чем дожидаться, что за них будет продавать агент. Собственные продажи — это более управляемый процесс», — считает Знаменский. В июне на рынки проблемных регионов вышел ряд компаний, которые до этого там полисы не продавали, говорят в РСА. Так, в Волгоградской области дополнительно начали осуществлять продажи шесть страхощиков, в Краснодарском крае — одна, в Ростовской области — семь, в Мурманской — восемь, в Челябинской — 11.

При этом почти все опрошенные Банки.ру страховщики из первой десятки по ОСАГО («Росгосстрах», «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «СОГАЗ») утверждают, что «чужих» полисов они пока не продают, так как «иногородние» компании с такими запросами к ним не обращались. К «РЕСО-Гарантии» обратился только один страховщик, с ним компания сейчас заключает агентский договор, сообщил заместитель генерального директора компании Сергей Бегров. «РЕСО-Гарантия» с 1 по 20 июня продала в пяти проблемных субъектах 25 365 договоров ОСАГО, что в 2,26 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, из-за чего страховщик ожидает ухудшения финансового результата, сообщил Бегров. «СОГАЗ» продал в проблемных субъектах с 1 по 15 июня 10,2 тыс. договоров против 9,8 тыс. в аналогичный период 2015 года. «Ингосстрах» увеличил продажи в Волгоградской области более чем на ¾ по сравнению с маем, а на Кубани и в Ростовской области — на 1/3. У лидера рынка ОСАГО «Россгостраха» продажи «стабильны», сообщил его представитель: «Мы из этих регионов и не уходили — работаем, как раньше, но, естественно, рассчитываем на уменьшение доли вследствие активизации коллег».

Изменения в системе продаж клиенту внешне пока незаметны, признает Андрей Знаменский из РСА. «По крайней мере, люди должны видеть, что очереди сокращаются, — говорит он. — Тем не менее, по нашим оценкам, отложенный спрос составляет порядка 20%. Для того чтобы закрыть этот спрос, надо увеличить продажи минимум на 20% по итогам месяца — сейчас рост немного меньше».

По просьбе Банки.ру журналисты побывали в офисах крупнейших страховщиков в «токсичных» Челябинске и Ростове-на-Дону и увидели, какой ценой жителям этих регионов достается обязательный полис автострахования после запуска системы увеличения продаж.

Челябинск: «Люди согласны проводить в очереди по несколько дней»

Челябинские автовладельцы с раннего утра атакуют офисы страховых компаний для оформления ОСАГО без «допов»: именно в таких местах продаж наблюдаются многолюдные очереди. В головном офисе компании «Южурал-Аско», занимающей около четверти регионального рынка ОСАГО, люди сидят прямо на лестницах и подоконниках (скамеек и кресел не предусмотрено), а те, кто не успел их занять, толпятся на улице, оставив автомобиль под знаком «стоянка запрещена». По периметру офисного здания «кружат» эвакуаторы, так как их водители знают, что нормальной парковки здесь никогда не было, а посетителей в последнее время у страховщиков значительно прибавилось.

При входе в здание дежурит улыбчивый парень из числа очередников, который сразу вручает ручку и блокнот: «Если за новым ОСАГО — вписывай фамилию и имя. На продление полиса можешь пройти без очереди, вроде примут так». С утра в списке уже 78 человек. По словам «дежурного», это только те, кто решился покупать полис именно здесь, сомневающихся сюда не вписывают.

«Очередь формируется на пару дней вперед по инициативе самих автовладельцев, чтобы избежать конфликтов и драк, которые уже случались, — говорит челябинец Иван Остриков. — Вчера дежурство по списку нес другой человек, но он получил полис и передал список мне, а завтра я передам другому».

Люди приезжают занимать очередь с семи утра, через час начинается выдача талонов по списку: в день оформляется порядка 40 бланков (на каждый офис страховой компании установлен свой лимит). Но те, кто дальше 40-го номера по списку, все равно не уезжают в надежде, что кто-то свою очередь пропустит. Итого на оформление полиса может уйти 2—3 дня.

«Люди согласны в очереди проводить по несколько дней, потому что здесь «автогражданку» оформляют без дополнительных услуг, что редкость сейчас в Челябинске. Здесь не навязывают страхование жизни и имущества», — говорит Иван Остриков. По его словам, попытка обратиться в офис другой страховой компании, где нет очередей, привела к тому, что к полису ОСАГО предложили плюсом застраховать имущество на 3 тыс. рублей.

Экспресс-опрос автовладельцев показал, что большинство из них согласились бы оформить полис ОСАГО у иногородней компании, не имеющей представительства на Южном Урале, при условии сопоставимой цены. Но такой возможности пока нет. «Нам никто не говорил об этом, первый раз слышим о продаже полисов других компаний, здесь их точно еще не продают», — говорили очередники.

В офисе «Росгосстраха» наметилось оживление, правда, очереди здесь куда более скромные — не более десяти человек. (В 2015 году компания снизила активность в Челябинске — доля рынка упала с 15,73% до 9,93%, при том, что в целом по стране на «Росгосстрах» пришлось 35,2% рынка.)

«Оформляют чуть дольше обычного по времени, но не требуют никаких допсоглашений, как в мелких страховых компаниях, где пытаются на каждом посетителе нажиться, — говорит один из клиентов страховщика. — Очереди небольшие, можно и подождать».

В офисе «Росгосстраха» к корреспонденту Банки.ру подошел человек, показавший визитку представителя юридической фирмы, и сказал, что поможет оформить страховку без очередей и допуслуг, просто нужно подъехать «в нужный офис» в любое удобное время. На вопрос, насколько будет легальной такая страховка, он ответил, что полностью легальной, но это будет полис не «Росгосстраха», а другой компании. Кстати, у нас в городе последнее время на каждом столбе объявления с предложением оформить ОСАГО за 1—1,5 тыс. рублей — подлинный полис, конечно, столько стоить не может. «Многие мои знакомые покупают, — те, кто ездит аккуратно, потому что легальная страховка стоит 8—10 тысяч на год», — рассказывает жительница города Арина.

По словам председателя челябинского регионального отделения партии «Автомобильная Россия» Алексея Бруя, проблеме с выдачей полисов ОСАГО в Челябинске уже не один год. При этом в октябре — ноябре 2015 года ОСАГО можно было оформить в течение двух часов. Особо острый дефицит полисов отмечался в конце прошлого года, после чего ситуация на 4—5 месяцев выправилась, но сейчас опять возникли трудности с оформлением автогражданки.

Ростов-на-Дону: «У нас зависла система, приходите завтра!»

В главном офисе «Росгосстраха» в Ростове-на-Дону очередь обычно занимают за день до выдачи полиса. Электронная запись не работает. Люди, которые приходят первый раз, должны внести свое имя в список на листочке. Время выдачи не указывается, поэтому на следующий день нужно приехать заранее, чтобы не пропустить свою очередь. Иначе нужно будет записываться еще раз, на следующий день. После трех часов клиентов уже не принимают, хотя официально прием заявок ведется до четырех.

«У нас зависла система, приходите завтра!» — поясняют возмущенным клиентам. Возможности купить полис иногородней компании в офисе не предлагают.

«Очередники» клянут страховщиков и жалуются, что системы оформления электронных полисов не работают.

«У меня брат в Москве через сайт оформлял неделю назад, все было хорошо. А я раз двадцать пробовал — выдает ошибку», — жалуется один из автовладельцев. Тем не менее потенциальные клиенты признают, что год назад ситуация с очередями была гораздо хуже.

При этом если в крупных городах есть много филиалов и страховых посредников, где при желании можно оформить полис, хоть и с дополнительными услугами, то в небольших населенных пунктах (таких как Морозовск или Новочеркасск), где всего один-два офиса страховых компаний, очереди доходят до 180—200 человек. При том, что в день обслуживают по три-четыре клиента.

«Чтобы не пропустить свою очередь, лучше каждый день заезжать в офис компании и перепроверять список. Многие пропускают, поэтому, если вам повезет, ваша очередь может подойти за три-четыре дня», — рассказывает житель Новочеркасска Иван Коваль.

Напомним, сложности с выдачей полисов ОСАГО на юге начались в прошлом году, когда крупнейшие страховщики региона внезапно перестали выдавать полисы — якобы из-за отсутствия бланков и проблем с Интернетом. При этом, если клиенты покупали дополнительные услуги (например, страхование жизни), эти проблемы сразу же чудесным образом решались.

ФАС неоднократно наказывала за это страховщиков. Но, несмотря на многомиллионные штрафы и репутационный ущерб, компании от практики навязывания допуслуг до сих пор не отказались, говорят опрошенные нами юристы и автовладельцы. Сегодня полис без очереди купить все так же можно, только если приобрести дополнительно страхование здоровья или жизни. А некоторые компании требуют от клиентов купить их акции или перевести деньги в аффилированный пенсионный фонд.

Ростовчанин Сергей Пустошинский даже записал на диктофон разговор с руководителем одного из местных филиалов «Росгосстраха», где она говорит о распоряжении руководства без перевода денег клиента в их НПФ полисы не выписывать. Гендиректор страховщика Дмитрий Маркаров, который посещал Ростов в начале июня, все обвинения в адрес компании отвергает, называя подобные факты частной инициативой сотрудников на местах.

«Если ты считаешь, что тебе навязали эту услугу — приди и расторгни договор. У тебя право на 100-процентное возвращение денег. Если же этого нет — значит, вранье», — заявил топ-менеджер корреспонденту Банки.ру. Напомним, с 1 июня в России вступил в силу «период охлаждения» — возможность отказаться от договора добровольного страхования, вернув уплаченную страховую премию в полном объеме. Правда, как говорит юрист Константин Белоусов, вполне возможно, большинству клиентов даже не приходит в голову, что такой договор можно расторгнуть.

А практика показывает, что и сделать это непросто. 9 июня Иван Коваль из Новочеркасска приобрел полис ОСАГО, заплатив дополнительно 4,5 тыс. рублей за страхование жизни и квартиры. На следующий день мужчина обратился в офис компании, чтобы расторгнуть договоры. Но сотрудники отказались предоставить информацию о том, как это сделать.

«Мне сказали, что они «не уполномочены». Мол, для этого нужно ехать в Ростов-на-Дону. Адрес и телефон своего главного офиса тоже не дали. Сказали, что его нужно найти на сертификате дополнительных страховок, — рассказывает Коваль. — И тогда я пошел на принцип: нашел адрес и направил в главный офис страховщика заказное письмо. В конверт вложил написанное в свободной форме заявление с просьбой расторгнуть договоры страхования и перечислить возврат на банковскую карту. Сделал для себя две копии обоих сертификатов, а оригиналы приложил в письмо. Туда же вложил реквизиты банковской карты. Деньги пришли 16 июня, ровно через неделю, в полном объеме. То есть сделать это можно, расходы небольшие (40 рублей заказное письмо и два литра бензина на поездку в страховую компанию), но кто будет так заморачиваться?»

P. S. Системно с проблемой недоступности ОСАГО РСА рассчитывает разобраться к концу этого года, когда планируется принять блок поправок в законодательство по борьбе с криминальными автоюристами (подробно об уже принятых поправках Банки.ру писал 16 июня). Кроме того, с 1 января 2017 года все страховщики ОСАГО будут обязаны продавать полисы в электронном виде. За бесперебойностью работы сервисов обещал следить Центробанк. В качестве крайней меры называлось создание госстраховщика ОСАГО, однако впоследствии соответствующая поправка в законодательство была отозвана. С учетом всех планируемых мер ситуация на рынке ОСАГО не несет в себе системных рисков — такую оценку озвучил 21 июня в Госдуме заместитель министра финансов Алексей Моисеев, отвечая на вопросы журналистов.

Алла РОМАНОВА, Челябинск, для Banki.ru; Андрей КИРИЛЕНКО, Ростов-на-Дону, для Banki.ru; Елена ПЕТЕШОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Напомним, сложности с выдачей полисов ОСАГО на юге начались в прошлом году

Это ложь! Проблемы начались во второй половине 2013г.
4

maxaax
22.06.2016 10:05
Про Воронеж бы еще написали! Челябинск и Ростов далеко не единственные...
5

RSaliew
22.06.2016 10:51
Волгоград - центральный офис - на ОСАГО очередь по записи 300 человек, в день проходит до 10 счастливчиков... Приезжать нужно каждый день в 16-30, отмечаться. 21 век, клиент-ориентированность и прогресс на лицо
9

Alecs2
22.06.2016 11:42
А у нас в Оренбурге, предприимчивые работники ГИБДД уже установили постоянное дежурство возле офисов страховых и начали отлавливать замеченных в многодневных очередях автовладельцев и им штрафы -штрафы - за отсутствие полисов.
0

deniszakharov
22.06.2016 12:38
Отменить ОСАГу в РФ, вот единственное решение проблемы. Ни государство, ни страховщики в этом бардаке разобраться не могут, полное управленческое бессилие - наплодили кучу посредников, автоюристов, мошенников, подталкивают людей к обходным схемам и явному криминалу! Извратили хорошую идею до неузнаваемости, убили полностью рынок и доверие населения к страховщикам в принципе.

Срочно прекращать этот беспредел - делать страховку добровольной или на крайний случай оставлять в ответственности только компенсацию вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП (убираем "железо").
2

Материалы по теме