Шигео Кацу: «Работа экономики любой страны должна базироваться на рыночных механизмах»

Шигео Кацу: «Работа экономики любой страны должна базироваться на рыночных механизмах»

1534

Сегодня темпы экономического роста в России достаточно высоки. Значительная часть этого роста объясняется высокими ценами на нефть, то есть внешними факторами. Цель, которая сейчас стоит перед Россией — перенести текущую благоприятную ситуацию на более долгосрочные перспективы. Каким образом это можно осуществить? На этот вопрос в интервью агентству «Прайм-ТАСС» ответил вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Шигео КАЦУ.

За счет чего Россия в ближайшее время сможет увеличить свой экономический рост? Какие рекомендации может дать Банк?

Темпы экономического роста в России достаточно высоки. Думаю, все согласятся с тем, что значительная часть этого роста, конечно же, объясняется высокими ценами на нефть, то есть внешними факторами. Я думаю, что цель, которая сейчас стоит перед Россией, — это решение вопроса, каким образом можно перенести текущую благоприятную ситуацию на более долгосрочные перспективы. Здесь главная задача состоит в том, чтобы ситуация, вызванная неожиданно большими доходами, которые получает страна в связи с высокими ценами на нефть, не привела к потере конкурентоспособности продукции российской промышленности на мировом рынке. Это очень серьезная задача. Она заключается в том, чтобы рост экономики происходил и за пределами нефтегазового сектора. Полагаю, что для этого необходимо уделять особое внимание структурным реформам и тогда, соответственно, экономический рост и прогресс будут мультиплицированы.

Насколько оправдано усиление участия государства в экономике России?

Я думаю, что вам лучше задать этот вопрос правительству Российской Федерации.

И все-таки, каково мнение Банка?

Мы считаем, что работа экономики любой страны должна базироваться на принципах, ориентированных на рыночные механизмы. Это значит, что основные сектора экономики должны иметь возможность функционировать в соответствии с экономической целесообразностью и принципами рынка. И это уже продемонстрировано на примере многих других стран мира. Реформирование государственной собственности имеет большое значение для дальнейшего развития экономики многих стран. Однако опыт и результаты проведения подобных реформ в различных странах мира продемонстрировали неоднозначные результаты. Поэтому нужно очень взвешено подходить к проведению реформ в этой области.

Как Всемирный банк будет сотрудничать с Россией в сфере реализации президентских национальных проектов с учетом назначения на пост вице-премьера Дмитрия Медведева? Планируете ли Вы встретиться с ним, чтобы обсудить этот вопрос?

По собственно национальным программам, которые как понятие появились у вас недавно, я пока конкретно сказать не могу. Мы действительно могли бы поделиться накопленным нами глобальным опытом в других странах мира по тем аспектам, которые связаны с национальными проектами страны. Мои коллеги, представители Всемирного банка, работающие постоянно в России, в Москве, поддерживают постоянные контакты с соответствующими правительственными структурами. Я посещаю Россию время от времени, и надеюсь, что в будущем мне удастся это делать намного чаще. Разумеется, я надеюсь на встречу с господином Медведевым.

Как продвигается инициатива Всемирного банка по разработке инструментов работы с регионами напрямую, без суверенных гарантий со стороны федерального центра?

Я думаю, что эта инициатива развивается вполне успешно и в этом отношении достигнут определенный прогресс. Как вы знаете, банк уже провел несколько встреч в разных российских регионах, и мы скоро приступаем к переговорам по первому такому проекту для Чувашии в рамках «Муниципального фонда» Международной Финансовой Корпорации, входящей в группу ВБ, — предоставление гарантий Всемирного банка для размещения субъектом Федерации займа, без гарантий со стороны федерального правительства. Что же касается разработки стратегии и инструментов взаимодействия Банка с регионами, не только в рамках «Муниципального фонда», то работа над нами идет полным ходом. Мы надеемся рассмотреть их на совете директоров ВБ где-то в январе 2006 г. Другой вопрос — это работа с муниципальными фондами и частным сектором. Но на более широком уровне группа Всемирного банка уже работает над инструментами работы с регионами без предоставления гарантий со стороны федерального центра, которые мы собираемся рассмотреть на заседании совета директоров Всемирного банка в начале следующего года, скорее всего, в январе.

Чем вызван интерес Всемирного банка к Межправительственным программам по укреплению управления, правоприменения в лесном секторе и торговли лесной продукцией /FLEGT — Forest law enforcement, governance and trade/?

Необходимость обеспечения устойчивого лесопользования и лесоуправления напрямую связана с глобальной задачей устойчивого экономического и социального развития человечества. Незаконные рубки, и связанная с ними незаконная торговля и коррупция искажают ход нормального развития рынка, ведут к демпингу цен и подрывают принципы устойчивого развития. Они могут принести какие-то одномоментные выгоды определенным группам, но все человечество в целом, безусловно, в долгосрочной перспективе от этого пострадает.

Исследования, представленные на прошедшей в Санкт-Петербурге Министерской конференции Переговорного процесса по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии конференции, в основном касались незаконных рубок в странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Считаете ли Вы, что в странах Евросоюза такой проблемы нет, и ее не стоит исследовать?

Я думаю, что эта проблема как раз очень актуальна для Европы. Но особенный интерес к России связан с тем, что страна в силу богатства своих лесных ресурсов может считаться легкими всей Европы. Поэтому у Европы есть свой интерес к тому, чтобы обеспечить устойчивость лесного сектора России, его нормальное функционирование и развитие.