Филипп Дельпаль: «Банкир должен уметь управлять рисками»

Филипп Дельпаль: «Банкир должен уметь управлять рисками»

1902

Бум на рынке потребительского кредитования привлекает в Россию все новых крупных иностранных игроков. Их не смущают ни прогнозы пессимистов, ожидающих в скором времени кризис плохих долгов, ни убытки конкурентов. Рассчитывая на еще больший спрос со стороны населения на потребительские кредиты, западные финансовые институты готовы вкладывать в развитие своего российского бизнеса сотни миллионов долларов. Создав в прошлом году финансовую компанию «Русфинанс», нынешним летом французская группа Societe Generale приобрела еще небольшой самарский Промэк-банк, занимающийся автокредитованием. На базе двух структур создается единый Русфинанс-банк, который планирует стать одним из лидеров рынка потребительского кредитования на федеральном уровне.

О том, в какие суммы обойдутся Societe Generale амбициозные планы своей «дочки», глава банка Филипп ДЕЛЬПАЛЬ рассказал в интервью газете «Время новостей».

Как будет происходить интеграция бизнесов «Русфинанса» и Промэк-банка?

Интеграция началась с момента приобретения банка в июле нынешнего года. Сейчас у нас существует объединенное управление обеими структурами, все решения принимаются совместно. У нас есть проекты по интеграции кадрового состава, а также по продуктам, по технологиям. Со временем все активы будут переведены в «Промэк». Мы уже подали документы в ЦБ касательно смены названия банка, с начала 2006 года он будет именоваться Русфинанс-банк. По нашим планам, через два-три года компания «Русфинанс» перестанет существовать как юридическое лицо.

Почему финансовая группа Societe Generale купила именно этот банк?

Для нас было принципиально важным купить действующий и быстро растущий бизнес. В противном случае мы могли бы пойти по пути собственников «Хоум Кредит энд Файнэнс», которые для выхода на рынок, по сути, просто купили лицензию, реального бизнеса в банке тогда не было. Когда в июле мы купили «Промэк», у него было уже 100 тыс. клиентов, а объем продаж составлял 200 млн долл. Это средний региональный банк, но важнее не его абсолютные показатели, а темпы роста бизнеса.

У нас было три основных причины приобретения именно этого кредитного института. Во-первых, это команда, которая хорошо разбирается в потребностях рынка. Во-вторых, региональное присутствие банка на рынке, «Промэк» представлен более чем в 30 городах, что хорошо сочеталось с сетью «Русфинанс». И теперь у нас 51 представительство в 38 регионах. В-третьих, банк специализируется на автокредитовании. Эта направление бизнеса для нас очень интересно.

Какие планы у Societe Generale в отношении банка?

Стать к 2007 году одним из лидеров на рынке потребительского и автокредитования. Многие российские банки заявляют о своих амбициозных планах на будущее, однако мало у кого есть финансирование на уровне 1—2 млрд долл. У французской группы проблем с финансированием нет.

Мы уже подали в ЦБ документы, согласно которым капитал банка увеличивается втрое. До конца 2007 года филиальная сеть будет удвоена: мы хотим быть представлены в 65—70 городах. Кроме того, мы заинтересованы в приобретении региональных банков.

В каких еще сегментах розничного рынка, кроме потребительского и автокредитования, работает банк?

Мы занимаемся прямыми продажами. Продаем деньги по телефону, по почте и через Интернет. Сумма выдаваемых займов прежде всего зависит от потребностей наших клиентов, которым не нужно никуда приезжать, так как все операции проводятся дистанционно. Мы находим таких клиентов с помощью рекламы, а также с помощью базы данных нашего партнера — компании PPE — лидера продаж по почте в России. Наконец, мы используем программу по повышению лояльности клиентов, то есть своим хорошим заемщикам мы уже сами отправляем по почте наши предложения. Сейчас у нас в Москве есть Call-центр, на который ежедневно приходит 12 тыс. звонков.

Но ведь это очень рискованное направление кредитования. Какой размер просрочки у банка по таким займам?

У нас очень высокий уровень выдачи займов. При этом мы стараемся избирательно подходить к процедуре выдачи, склоняясь в первую очередь в пользу добросовестных плательщиков. Что касается невозврата, то я считаю, что у нас одно из лучших управлений по рискам среди российских банков. В этом направлении нам не с кем сравнивать наши показатели, поскольку мы единственные, кто на федеральном уровне предоставляет такую услугу. По автокредитам у нас самый среднерыночный объем просрочки, по потребительскому кредитованию — 5—6%, что тоже неплохо. Я каждую неделю просматриваю статистику по проблемным займам — с апреля ее объем сократился вдвое.

Какие банки вы считаете своими конкурентами?

По прямым продажам их нет. По потребительскому кредитованию, безусловно, «Русский стандарт». Это большой успех для российского рынка, банк был первопроходцем, хотя не секрет, что сейчас его доля снижается. Что касается автокредитования, то это один из наиболее перспективных рынков, на нем ни у одного игрока нет доли более 8%. Понятно, что это направление становится все более зрелым, концентрированным. Смогут выстоять на рынке те банки, у которых достаточный объем финансирования и которые могут управлять рисками. Поэтому мы верим в себя и думаем, что окажемся одним из двух-трех крупных игроков на рынке федерального уровня.

Вас не пугает, что регионы считаются менее кредитоспособными и более рискованными, чем центр?

Я полностью с этим не согласен. Риски есть везде, банкир должен уметь принимать их и управлять рисками. Регионы не более рискованны, чем центр.

А недавняя история с другим лидером розничного кредитования — банком «Хоум Кредит энд Файнэнс», когда банк показал многомиллионные убытки, не убавила ваш оптимизм?

Нет. История с «Хоум Кредит» нас не пугает, поскольку известно, что у банка большие проблемы с рисками. В прошлом году они были слишком агрессивны при распространении своих кредитов. Неудивительно, что сейчас компании приходится платить по счетам.

Вы не считаете, что поздно пришли на российский рынок?

Нет, конкуренция очень слабая, и в соотношении с размерами страны игроков мало. Этот рынок каждый год удваивается. Вопреки пессимистичным прогнозам, России еще далеко до кризиса плохих долгов. Макроэкономические показатели очень высокие.

Что меня удивило, когда я приехал в Россию, так это то, что здесь не привыкли обращаться за кредитами. Наша задача — объяснить, что лучше с помощью кредита купить нужный продукт, чем экономить на его приобретение несколько лет.

Вам, наверное, покажется забавным, но основные наши конкуренты — это не коллеги по цеху, а семья, друзья, соседи потенциальных заемщиков. Ведь в России очень много людей берут кредиты у своих близких и не обращаются в банки.

Наталья РОМАНОВА