Андрей Клепач: «К концу года доллар будет стоить 26,7—26,8 рубля»

Андрей Клепач: «К концу года доллар будет стоить 26,7—26,8 рубля»

2896

Согласно прогнозу департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ, оценка роста ВВП на этот год может быть повышена с 6,6 до 6,7—6,8%. Возможно и повышение прогноза по росту инвестиций в основной капитал до 12,7 с 11%. Инфляция составит 7,5—7,6%.

В целом по итогам трех кварталов нынешнего года темпы развития экономики можно охарактеризовать как «достаточно хорошие», говорит Андрей КЛЕПАЧ, директор сводного департамента макроэкономического развития МЭРТ. Об этом он рассказал в интервью агентству «Прайм-ТАСС».

Андрей Николаевич, как Минэкономразвития оценивает результаты развития российской экономики по итогам трех кварталов текущего года?

В целом мы оцениваем развитие экономики как достаточно хорошее. Экономический рост за три квартала составил 6,6 проц, что выше, чем мы предполагали. При этом важно, что этот рост поддерживается усилением инвестиционной активности. Поэтому, я думаю, что нам не только удастся достичь запланированных прогнозных параметров на этот год, но рост ВВП и прирост инвестиций может даже несколько превысить прогноз Минэкономразвития.

Однако вызывает тревогу динамика роста промышленности и, скорее всего, мы отстанем от наших прогнозных ориентировок, в первую очередь из-за неустойчивой динамики обрабатывающих отраслей. Можно сказать так — количественно рост лучше, чем мы ожидали, а качественно — несколько хуже. То есть, несмотря на хорошие результаты, пока рост экономики не является в полной мере устойчивым.

Будет ли Минэкономразвития корректировать оценки основных макроэкономических показателей на этот год и прогноз на среднесрочную перспективу?

По плану работы министерства, мы должны уточнить оценки на 2006 год и прогноз на последующие три года к 1 декабря.

То есть, Вы не исключаете, что прогнозная оценка роста ВВП и прироста инвестиций на текущий год может быть повышена, а роста промышленного производства понижена?

Можно сказать, что да. Сложившаяся благоприятная динамика в сентябре дает основания полагать, что оценка роста ВВП на этот год может быть повышена с 6,6 до 6,7—6,8 проц. Также, мы планируем повысить прогноз по росту инвестиций в основной капитал до 12,7 проц с 11 проц. Вместе с тем, динамика роста промышленности в этом году оказалась хуже, чем мы предполагали, поэтому, скорее всего, мы снизим оценку этого показателя до 4,3—4,4 проц с 4,7 проц.

Каков прогноз министерства по уровню инфляции в России в октябре и сохраняется ли пока возможность удержать инфляцию в 2006 г в рамках запланированных 9 проц?

По нашим оценкам, по итогам октября рост потребительских цен составит около 0,3 проц, может быть 0,4 проц, то есть за десять месяцев инфляция составит 7,5—7,6 проц. По итогам года инфляция будет около 9 проц, или даже 8,9 проц. Инфляция снижается, и мы действительно уложимся в целевой ориентир, но инфляционные риски остаются достаточно большими, причем не только со стороны спроса, а в первую очередь со стороны предложения.

С одной стороны, уже началось небольшое снижение цен на бензин, причем не только из-за коррекции мировых цен на нефть, но и из-за сезонного эффекта. С другой стороны, плодоовощная продукция, которая дешевела в сентябре и октябре, ближе к концу года начнет дорожать, также возрастут темпы роста цен на мясо и хлебопродукты.

Третий фактор, в значительной степени влияющий на инфляцию — это доходы населения, которые растут рекордными темпами. Деньги у людей есть, удовлетворить потребительский спрос только отечественным производством и даже при существенном росте импорта в полной мере не удается, поэтому инфляционное давление здесь остается очень сильным. Таким образом, инфляционный эффект в большей степени уйдет на зиму и на весну следующего года.

Не будет ли Минэкономразвития уточнять прогноз реального эффективного укрепления курса рубля на 2006 год в 7—9 проц, если за январь-сентябрь оно составило уже 8,1 проц?

Учитывая, что сейчас курс рубля сейчас не укрепляется, я думаю, что по итогам года реальное эффективное укрепление не сильно отклонится от 9 проц. Просто неопределенность еще связана с другими странами, в США индекс потребительских цен в октябре понизился, что естественно, увеличивает реальное укрепление рубля даже без каких-то относительных колебаний на нашем рынке. Поэтому, за счет таких факторов, может быть, этот показатель поднимется до 10 проц, но я думаю, что, скорее, будет 9,5 проц.

И сколько будет стоить доллар к концу года?

Я думаю, что примерно так, как мы и ожидали — 26,7—26,8 рублей за доллар.

Прогнозирует ли Минэкономразвития дальнейшее снижение цен на нефть в этом году из-за начавшейся корректировки цен на мировом рынке?

Менять наш прогноз по среднегодовой цене на нефть Urals в 65 долларов за баррель на этот год пока несколько преждевременно. Важно, что в прогнозе развития экономики на среднесрочную перспективу мы закладывали возможное снижение цен на нефть. Правда, оно началось несколько раньше, чем мы ожидали, хотя и такой вариант рассматривался. Тем не менее, не думаю, что будет резкое падение цен на нефть, поэтому сейчас надо подождать. Возможно, мы будем делать корректировку прогноза цен на нефть на этот и на следующий год. Эти изменения значимы для уточнения динамики доходов бюджета и Стабилизационного фонда, но при небольших корректировках нефтяных цен параметры экономического роста существенно не поменяются.

Вы упомянули, что качество промышленного роста ухудшается. А какие меры по стимулированию развития промышленности намерено предпринять правительство?

Мы внесли в правительство план мероприятий по развитию промышленности и технологий на этот и следующий год. Этот пакет мер еще требует согласования между министерствами. Однако эти механизмы не могут что-то изменить за один месяц, все они носят, скорее, среднесрочный характер. Здесь нет одного ключика, с помощью которого можно все перестроить и резко ускорить экономический рост.

Кроме того, этот пакет мер во многом связан с предложениями, которые уже рассматривались правительством. Проблема в том, что у нас есть много планов, много решений, которые пока в полной мере не выполняются. Правительство принимало комплекс мер по развитию автомобилестроения, лесопромышленного комплекса, авиастроению и транспорту, которые выполняются, в лучшем случае, наполовину. Также не до конца проработан вопрос о так называемых ведомственных целевых программах. Ни одна из уже одобренных программ не включена в проект федерального бюджета на 2007 год.

Внесенный же Минэкономразвития план предполагает две группы мер. Во-первых, это общесистемные вопросы, связанные с налоговым стимулированием инноваций — стимулирование налогообложения НИОКР, патентной деятельности, новые подходы к амортизационной политике, которые нужно реализовать. Все это позволило бы предприятиям фактически получить инвестиционную льготу, только не на прибыль, а через совершенствование методов амортизации.

Во-вторых, это меры, связанные с государственными финансовыми институтами развития. Разговоры о создании Банка развития, который бы дополнил инструменты Инвестиционного фонда и Венчурной корпорации, идут уже давно. В плане же предложена концепция и конкретные предложения, как сформировать этот государственный финансовый институт. Надо создать третий инструмент, который займет свою нишу и станет служить мощным кредитным рычагом для обрабатывающих отраслей промышленности и для поддержки высокотехнологичного экспорта. Подкрепив эти инструменты достаточными денежными ресурсами, мы могли бы существенно расширить финансовые возможности обрабатывающих секторов, и, главное, организационно помочь им реализацией рискованных долгосрочных проектов, и на внутреннем и на мировом рынке. Все эти меры, в первую очередь, направлены на диверсификацию экономики и на усиление инновационной компоненты экономического роста.

При этом мы предлагаем выработать долгосрочный прогноз развития экономики, который бы как раз показал, какие у нас приоритеты развития отраслей, какие у них сейчас конкурентные возможности, и как их можно улучшить в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Этот прогноз будет увязывать стратегии, которые принимают на долгосрочную перспективу регионы, с работой, которая идет по обновлению энергетической стратегии, а также с разработкой прогноза научно-технологического развития. Понятно, что, сам по себе, прогноз ничего не меняет в темпах экономического роста, но он является некоторым ориентиром не только для властей, но и, в первую очередь, для бизнеса.

Есть и другие меры, которые напрямую влияют на темпы экономического роста — национальные проекты по развитию сельского хозяйства и по жилью, а также обсуждаемые сейчас вопросы, связанные с уточнением тарифов на электроэнергию и газ. Однако у них другой путь рассмотрения и реализации, чем предложенного плана.

Но ранее глава Минэкономразвития Герман Греф говорил, что работа по созданию Банка развития должна быть завершена уже в этом год. Однако по внесенному в Правительство плану нормативная база по этому финансовому институту будет принята только в первом квартале 2007 года.

Это связано с тем, что речь идет не только о нашей работе. Необходимо также согласовать и рассмотреть этот законопроект правительству. Если бы нам удалось решить весь комплекс вопросов и завершить работу уже в этом году — было бы прекрасно. Поэтому сроки принятия решений тоже будут уточняться.

План также предусматривает, что законопроект о введении льгот по НДПИ при освоении шельфовых месторождений будет внесен в Правительство во втором квартале будущего года. Означает ли это, что эти льготы могут быть введены с 2008 года, и на какие месторождения они будут распространяться?

Мы изначально планировали, что эти льготы будут распространяться и на разработку шельфа, однако в результате правительство приняло решение о применении дифференциации НДПИ с начала следующего года только при разработке месторождений Восточной Сибири. Надеюсь, что решение о распространении этих льгот при освоении шельфа будет принято в следующем году, но сначала этот законопроект необходимо согласовать с другими ведомствами и внести в правительство. Мы считаем, что льготы должны распространяться и на нефтяные, и на газовые месторождения, начиная с 2008 года.

Какие меры разрабатывает Минэкономразвития по обеспечению порядка торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения?

Пока я могу только сказать, что на федеральном уровне мы разрабатываем правовую основу для регулирования и развития розничных рынков. Она включает в себя как типовое положение об организации рынков, так и поправки в КОАП и другие законодательные акты.

При этом главная цель всех этих действий — повышение прозрачности и эффективности работы рынков с тем, чтобы на них в большей степени действовали принципы конкуренции, облегчился доступ на рынки производителей и их объединений, чтобы сделать рынок по-настоящему цивилизованной формой торговли.

Принимая такие долгосрочные решения на федеральном уровне, мы рассчитываем, что региональные власти не только будут эти требования выполнять, но и предлагать какие-то свои новые дополнительные меры, ведь ключевые рычаги власти сосредоточены именно в регионах.

Фото: Прайм-ТАСС